НАДО ВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВУ
1. Военно-политическая обстановка Конец 30-х годов ХХ века характеризуется усилением напряжённости международной обстановки. Япония, подписавшая в 1936 году «антикоминтерновский пакт» с Германией, открыто готовила вооружённое нападение на Советский Союз. Японские милитаристы устраивали на наших дальневосточных границах одну провокацию за другой. 31 июля 1938 года крупные силы японцев вторглись в советское Приморье и овладели сопками Безымянная и Заозёрная в районе озера Хасан. Японское командование сконцентрировало у государственной границы до 20 тысяч солдат и офицеров, привело в готовность свой военно-морской флот. Бои у озера Хасан продолжались до 11 августа. Части Дальневосточного фронта (Особая Дальневосточная армия), перейдя в наступление, разбили японские войска и изгнали их с нашей территории. С началом военных действий корабли Тихоокеанского флота обеспечивали снабжение действующих частей 1-й Отдельной Краснознамённой армии, охраняли наши морские коммуникации и участвовали непосредственно в боевых действиях (специальный морской отряд особого назначения). Лётчики-тихоокеанцы наносили сокрушительные удары по скоплениям японцев на сопках Заозёрная и Безымянная. За отличие в боях у озера Хасан 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями, а сотни – знаком «Участник Хасанских боёв». Вместе с тем события у озера Хасан высветили слабые места Тихоокеанского флота, а именно – отсутствие современных боевых кораблей 1-2 ранга, то есть крейсеров и эсминцев. 2. Первые крейсера советской постройки Крейсер – крупный боевой корабль 1 ранга. Эти корабли появились в составе военно-морских флотов в 60-х годах Х1Х века, а в Российском флоте в 1892 году. Вначале их главная задача была – ведение морского боя с использованием крупнокалиберной артиллерии (вспомним русско-японскую войну 1904-1905 гг). К началу Второй мировой войны крейсера предназначались для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки морских десантов, огневой поддержки сухопутных войск, а также решения задач по обороне своего побережья от кораблей и десантов противника. Для Дальнего Востока в те годы было важно защитить побережье от Чукотки до Владивостока. Для этого сухопутных войск было явно недостаточно, а состав Тихоокеанского флота не имел современных кораблей 1-2 ранга. Для решения этой задачи и был построен в Комсомольске-на-Амуре судостроительный завод, где были заложены к началу Великой Отечественной войны крейсера, эскадренные миноносцы и сторожевые корабли. 22 октября 1935 года в Ленинграде был заложен крейсер «Киров», 15 октября 1935 года в Николаеве заложили второй советский крейсер «Ворошилов», и, наконец, в Комсомольске-на-Амуре в 1938 году для Тихоокеанского флота были заложены два крейсера «Калинин» и «Каганович». Эти первые лёгкие советские крейсера по сравнению с иностранными имели большую насыщенность вооружением, обладали отличными маневренными возможностями, большой скоростью, высокой живучестью. Их характеристики: водоизмещение (полное) 9728 тонн; мощность главных механизмов - 129750 лошадиных сил; скорость - до 36 узлов; дальность плавания - 4800 миль при скорости 17,8 узлов. Вооружение: девять 180-мм, шесть 100-мм, тринадцать 37-мм орудий, шесть 12,7 мм пулемётов, два трёхтрубных торпедных аппарата, два бомбомёта (запас 96 мин). Крейсер мог принять на борт два гидросамолёта, имелась катапульта. Экипаж корабля – 963 человека. Строящиеся в Комсомольске-на-Амуре крейсера относились к типу «Максим Горький» (проект «26 БИС»). Размерения крейсера: длина – 191,4 метра, ширина – 17,7 метра, осадка – 7,5 метров. Естественно, что с такими размерениями, особенно с осадкой, вывод крейсера по Амуру, Амурскому лиману, Татарскому проливу во Вдаливосток был, скажем так, не простым. Имелись проблемы с глубинами реки и лимана. 3. Углубление Амура В соответствие с постановлением Комитета обороны Совета Народных Комиссаров СССР от 3 августа 1937 года за №77 был составлен технический проект углубления реки Амур от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, Восточного и Сахалинского фарватеров в Амурском лимане на глубину 7,5 метров, а также строительства судоремонтного завода с наливным доком и жилого посёлка в Николаевске-на-Амуре. Все эти работы осуществляло так называемое «Строительство № 201», базирующееся в Николаевске-на-Амуре. Проектом предусматривалось начать работы в 1938 году и закончить осенью 1941 года. Фактически работы были начаты в установленное время, но вследствие крайне сложных гидрометеорологических условий в Амурском лимане, закончились они только осенью 1942 года. «Строительство № 201» относилось к ведомству НКВД СССР (ГУЛАГа), но несмотря на то, что большинство работ выполняли заключённые, нормы выработки составляли 200-300 процентов. Многие из заключённых проявляли подлинный героизм. Не случайно после нападения на СССР фашистской Германии все вольнонаёмные и заключённые сразу подали заявления с просьбой, чтобы их отправили на фронт защищать Родину. 4. Ход строительства крейсеров проекта «26 БИС» Для строительства крейсеров использовались только отечественные материалы и оборудование. Первый крейсер «Максим Горький» вошёл в состав Балтийского флота в 1940 году. Крейсер «Молотов» был передан Черноморскому флоту в 1941 году в июне месяце, перед началом Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны в стадии постройки оставались два крейсера «Калинин» и «Каганович», предназначенные для Тихоокеанского флота. Крейсеру «Калинин» повезло. В основном он был укомплектован оборудованием в довоенный период. А вот оборудование, предназначенное для крейсера «Каганович», застряло на заводах-изготовителях, которые оказались на оккупированной немцами территории, или же во фронтовых городах, откуда ждать их в скором времени не приходилось. Гребные валы застряли на Сталинградском заводе «Баррикада», гребные винты – в блокадном Ленинграде на Балтийском заводе. Уже приготовленная к отправке на Дальний Восток рулевая машина по приказу Главкома ВМФ была передана Черноморскому флоту для установки на корабль, получивший повреждения в бою. Не хватало изоляционных материалов, многих механизмов, теплообменных аппаратов, паровых котлов и т.д. Эти проблемы надо было решать собственными силами. Но как? В декабре 1941 года секретарь Хабаровского краевого комитета ВКП(б) Г.А.Борков обратился к Сталину с предложением о переориентации Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода №199 с кораблестроения на производство танков. Но получил от Верховного Главнокомандующего твёрдое указание – строить боевые корабли. Оставлять крейсера, эсминцы, сторожевые корабли в консервации, перепрофилировав завод на станкостроение, Сталин посчитал неразумным, хотя, конечно же, знал, что стоимость постройки одного корабля 1-го ранга равнялась 5000 танков Т-34.
Сегодня можно как угодно относиться к личности Сталина, но нельзя не отдать должное его прозорливости и железной воле. «Нужно видеть перспективу»,- сказал в 1941 году Верховный Главнокомандующий секретарю Хабаровского крайкома партии. На «Кагановиче» работа велась круглосуточно. Весной 1944 года он был выведен из построечного дока, но в мае этого года был резкий спад уровня воды в Амуре. Пришлось работать в авральном режиме. 7 мая крейсер отбуксировали в Силинское озеро, причём под килем корабля при буксировке было всего 20 сантиметров. Задержись спуск хотя бы на день и «Каганович» был бы посажен на мель. 5. Август 1945 года За август 1945 года Тихоокеанский флот провёл совместно с войсками Дальневосточного фронта Маньчжурскую стратегическую, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую операции. Родина высоко оценила подвиг тихоокеанцев. Более 30 тысяч моряков удостоились боевых правительственных наград. Медалью «За победу над Японией» награждено 170 тысяч человек. Пятидесяти одному моряку за особые отличия в боях было присвоено звание Героя Советского Союза. 19 кораблей, частей и соединений ТОФ были преобразованы в гвардейские, 16 награждены орденом Красного Знамени, 13 получили почётные наименования. На 1945 году история не закончилась. Она продолжается и сегодня. Как? Это другой вопрос.
А.Г.Мережко, капитан 2-го ранга в отставке. |