ПЕРВЫМ ПОСТРОИЛИ ДЕТСАД
Станцию Амгунь возводила Пензенская область В июне 1978 года в еловом мелколесье долины Амгуни, главной реки бассейна Нижнего Амура, высадился головной отряд «ПензастройБАМа». Из центральной России на восточный участок строившейся магистрали . . . спецпоезд, который включал в себя три пассажирских и 48 товарных вагонов, шел без малого полмесяца. С первых часов пребывания на дальневосточной земле строителям магистрали досаждали комары. Но это была не главная головная боль. С чем не могли смириться рабочие и итээровцы, а прежде всего их жены, которых не устраивал статус домохозяйки, так это с отсутствием детского сада. Именно он, как вспоминала Ирина Сиротина, общественница «ПензастройБАМа», был первым сдаточным объектом поселка строителей. Смонтировали и запустили дизельную электростанцию. Сюрпризы преподнесла Амгунь. Во-первых, невозможно было искупаться: в самые жаркие дни, когда на работу собирались как на пляж, температура воды не поднималась выше 16 градусов. Во-вторых, из-за деятельности золотодобытчиков в верховьях живительная влага считалась непригодной для питья. Водовод тянули от Эбкана – горной реки. Начальником «ПензастройБАМа» был Станислав Скворцов, главным инженером – Александр Калашников. Последний в постсоветскую эпоху возглавил администрацию областного центра. В интервью он вспоминал, как на утро после проводов в Пензе под стук вагонных колес был зачитан приказ о введении в трудовом коллективе сухого закона и как из поезда были выпровожены индивиды с криминальным прошлым, пытавшиеся обложить данью без пяти минут бамовцев. НАСЫПЬ ИЗ ПРОШЛОГО Краевед Владимир Зуев не считает, что «ПензастройБАМ» приступил к работе в необжитых местах. В конце XIX века там располагалось стойбище нанайцев рода Самагир. В 1928 году заработала метеостанция. Как до, так и после войны амгуньскую глубинку исходили вдоль и поперек изыскатели БАМа. Железнодорожную линию Амгунь – Березовый возводили в 1949– 1953 годах. Поднялась насыпь с искусственными сооружениями, начались лесозаготовки, возник поселок барачного типа. Полевые работы возобновились еще до официального сообщения о строительстве магистрали, прозвучавшего в 1974-м. Экспедиции «Дальгипротранса», работавшие в 1968–1971 годах, возглавляли П.Ф. Рязанцев и Н.С. Попов, проектировавшие еще сталинский БАМ. После ввода железнодорожного моста у Комсомольска-наАмуре сюда передислоцировался участок мостоотряда №26 для возведения переходов через Амгунь на 202-м и 228-м километрах Байкало-Амурской магистрали. В январе 1977 года полуночная вахтовка из Березового доставила меня в поселок мостостроителей, а следующую ночь я провел в звене Николая Шабанова. В третью смену оно завершало бетонирование ригеля – верхней части первой опоры моста через Амгунь на 228-м километре. Впервые поезд по нему прошел в октябре того же года. По мосту на 202-м километре – в сентябре 1978-го. В «ПензастройБАМе» вспоминали, как мостостроители приютили их в своем поселке, пока сборные дома перемещали с железнодорожных платформ, собирали, подключали к электроснабжению. НЕ ЩИТОВЫЕ, А БРЕВЕНЧАТЫЕ Александр Пискун, выпускник хабаровской «Железки» 1974 года, – старожил поселка Амгунь. Работая в изыскательской партии «Дальгипротранса», познакомился с девушкой, прибывшей по распределению на метеостанцию Хуларин, которая базировалась слева от главного хода БАМа. Справа «ПензастройБАМ» обустраивал свое хозяйство, а потом и жилмассив железнодорожников. – Первое, что бросилось в глаза, – нетрадиционная комплектация строений, в которых разместились пензенцы. Дома были не щитовые и не брусчатые, как у других строительно-монтажных поездов, а бревенчатые. Они поступали готовыми к сборке. Устанавливали их быстро, – отмечает Александр Иванович, тогда молодожен, перешедший в мостоотряд. Он не раз невольно становился свидетелем того, как главный инженер «ПензастройБАМа» разговаривал с людьми. Не мимоходом, раздавая обещания без намерения их выполнять. – Калашников вникал в суть, задавал уточняющие вопросы. Если ситуация того требовала, подключал отделы и службы «ПензастройБАМа». Независимо от того, кто к нему обращался – работник строительно-монтажного поезда или кто-то другой, – говорит Александр Иванович. Вот не менее примечательный взгляд изнутри – наблюдение Виктора Иноземцева, который за обычным бетонированием увидел то, что на стройках областного центра решалось с привлечением административного ресурса. – Если бетон плохо прогреешь зимой, летом он рассыпется, – уточнял он. – Не было накачек, рядом не стояли мастер и прораб. Но ни у кого даже мысли не возникало схалтурить… На конкурсной основе формировался не только «ПензастройБАМ». Приехали действительно лучшие, и каждый понимал, что ударить в грязь лицом нельзя. Об этом рано или поздно станет известно в управлении или тресте, в котором работал до БАМа и где за тебя ручались. СОЛО НА САКСОФОНЕ Продленные смены, продолжавшиеся с восьми утра до восьми вечера, остались в памяти крановщицы Валентины Неуворуевой. – Перекусишь, переоденешься – и в кино на 21:00. Газеты и журналы выписывали, книги покупали. Насыщенной была жизнь! – вспоминала Валентина Анатольевна, участвовавшая в монтаже самого высокого здания поселка Амгунь – 15-метровой котельной. Завклубом «ПензастройБАМа» Юрия Фоминых знали в районе и крае. Пианист и саксофонист, он играл так, что известные мелодии воспринимались одухотворяюще. «ПензастройБАМ» успешно справлялся с производственной программой. Это Александр Пискун объясняет в том числе взаимодействием с мостоотрядом и частью железнодорожных войск, расквартированной в Амгуни. – Песок и щебень поставлял мостоотряд. Военные выручали техникой, – добавляет он. На его глазах с начала 1980-х годов поднимались многоквартирные дома и коттеджи, объекты социального назначения. Не менее примечательный факт: часть в Амгуни восстанавливала насыпь 1940–1950-х годов. Использовались и опоры построенных тогда же мостов: на них устанавливались новенькие металлоконструкции. В ЭКСПОЗИЦИЯХ МУЗЕЯ Дистанция пути, в которой работал Пискун, была передана из отделения временной эксплуатации Минтрансстроя в Байкало-Амурскую магистраль, образованную МПС. Какие бы должности ни занимал Александр Иванович, его не оставляла мысль о создании музея в поселке Амгунь. Собирались фотографии и публикации, предметы труда и быта. И когда железнодорожное руководство в Хабаровске, реагируя на просьбы ветеранской организации, распорядилось выделить помещение в здании вокзала, началось формирование музейных фондов. В материалах представлены проектировщики БАМа, мостоотряд №26, железнодорожные войска, «ПензастройБАМ», наконец, дистанция пути, ставшая якорным предприятием поселка Амгунь. Особый интерес вызывает экспозиция, в которой рассказывается о природе Приамгунья – об обитающих здесь птицах и зверях, растительных и водных объектах. – Надо, чтобы подрастающее поколение знало свою малую родину, – убежден Александр Иванович, возглавляющий ветеранскую организацию. Готовится пополнение общественного музея – материалы о Виталии Селезневе, земляке, погибшем в ходе специальной военной операции.
Михаил КАРПАЧ Фото из архива автора
Газета «Приамурские ведомости», № 22 (8411) - 2024 года г. Хабаровск |