По дорогам войны и мира
Записки фронтовика 3 сентября текущего года исполняется 67- лет Победы над Японией. Мне довелось участвовать в Великой Отечественной войне, а позже воевать на территории Китая и Кореи. По местам боевой славы советских войск я прошел в мае 2012 года с группой офицеров и генералов благодаря комбинированному международному автомобильному автопробегу, посвященному 67-й годовщине окончания Великой Отечественной войны и разгрома японских милитаристов на Дальнем Востоке. 14 мая после митинга возле мемориала «Танк» (около штаба округа) в Хабаровске, на котором присутствовал Генеральный Консул КНР и другие официальные лица, мы погрузились в военный самолет, через некоторое время приземлившийся в Чите на военном аэродроме. Столица Забайкалья привлекла наше внимание ярким историческим обликом. Здесь берегут прошлое, в том числе связанное с порой военного лихолетья. Переехав на автобусе от аэродрома к мемориалу, построенному к 30 – летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, я вместе с другими членами нашей делегации имел честь впервые выступить на Читинской земле. В митинге приняли участие военнослужащие и представители общественности областного центра. А затем мы двинулись на автобусе к государственной границе с КНР. Первый день нашего путешествия, проходившего по территории Бурятского округа, пролетел быстро. В поселке городского типа Агинское в районном центре Могойтуй нас хлебосольно встречало местное население, среди которого были и участники Великой Отечественной войны. Мы вместе с ними возложили венки и цветы к местным мемориалам, являющимся данью памяти землякам, погибшим во время боевых действий. Каждому члену нашей делегации был подарен вымпел с изображением на нем символики Могойтуйского района. Мне, как участнику Великой Отечественной войны, по местным традициям местные ветераны в знак уважения повязали синий шарф и подарили небольшой, но очень красивый сувенир, который стоит у меня на видном месте в комнате специализированного дома ветеранов Великой Отечественной войны краевого центра, где я в настоящее время проживаю.
Не могу не сказать несколько восхищенных слов о деловой и административной столице Бурятского округа… В поселении отработана система санитарной очистки. Еженедельно проводятся «чистые пятницы», во время которых население, предприятия, учреждения активно участвуют в общепоселковых субботниках. Благоустраивается не только закреплённая территория, но и участки в окрестностях поселка. В окрестностях города находится действующий комплекс Агинского Дацана. Красивый буддийский монастырь - результат архитектурного творчества бурятского народа. В поселке разбиты многочисленные цветочные клумбы, аллеи, имеются четыре парка и сквера и даже «Колесо обозрения».
Все мы остались очень довольны посещением административного центра Агинско-Бурятского округа, поселка, основанного еще в 1781 году, в котором проживает сегодня более 13 тысяч человек… По пути в Забайкальск мы проезжали мимо негустых лесозащитных полос. На склонах пологих сопок можно было заметить то одинокий обелиск гражданской войны, то древний казачий вал. Забайкальский фронт - Сергей Лазо, Блюхер, партизаны, Долина смерти… Здесь были расстреляны 3 тысячи человек по приказу командиров белой гвардии, боевые кавалерийские эскадроны, одним из которых командовал в ту пору будущий герой Великой Отечественной войны К.К. Рокоссовский, – это все было здесь… Прибыв в Забайкальск, наша делегация приняла участие в митинге у воинского мемориала. Вскоре, очень быстро пройдя пограничные формальности, 15 мая группа оказалась уже на территории Китая. В конце позапрошлого века Россия начала строить Транссибирскую железную дорогу, чтобы связать центр страны с ее самой отдаленной окраиной – Дальним Востоком. Государственная стратегия предопределила провести ее через китайские владения в Маньчжурии. Поэтому многие постройки в Китае имели ярко выраженный российский колорит. Бедность населения Китая, увиденная мною в 1945 году, убогая архитектура зданий в провинциях в настоящее время сменилась великолепием современных зданий различных стилей. Прежним осталось только дружелюбие к нам китайцев, включая молодых таможенников, восхищенно рассматривающих мои боевые награды, среди которых была и китайская. Одобрительно оценивала китайская молодежь и мой возраст - 87 лет, узнавая о нём от наших переводчиц Светы и Аллы. Кстати, по их личной просьбе, девчат окрестили представители православной церкви, с которыми практически каждый день мы совершали крестные ходы у мест захоронений наших воинов. Как правило, китайцы просили сфотографироваться с ними на память. Мы охотно соглашались, раздавая сувениры, с символикой России. И так было везде.
Прибыв в пограничный город Маньчжурия, предварительно подкрепившись сухим пайком, мы в первый раз на сопредельной стороне провели мероприятия у мемориала героям-пехотинцам, саперам и артиллеристам. Памятник выглядит впечатляюще… Таким предстал перед нами памятник в городе Маньчжурия, проект которого, как и многие другие, разрабатывался еще в штабе маршала Р. Малиновского. А уже в ноябре 1945 года большинство памятников было торжественно открыто. Они стоят в самых красивых местах на том пути, по которому от станции Маньчжурия до Порт-Артура прошли наши воины-герои и которым мы через много лет отдавали воинские почести. После города Маньчжурия наш путь лежал в город Хайлар. Проезжая отроги Хингана, я как снайпер подметил два многоярусных японских дота около въезда и выезда из туннеля, построенного на хорошо сохранившемся участке однопутной КВЖД. Хайлар - крупный город в Северной Маньчжурии. Бои здесь были кровопролитными. Квантунская армия еще не была деморализована мощными ударами наших войск. Хайлар входил в число укрепрайонов, сооруженных Японией, на границе с нашей страной. Для ликвидации Хайларского укрепрайона была создана специальная группа, которая штурмовала его девять дней. Когда же наши войска вошли в Хайлар, японцы ушли в сопки, где заранее ими были построены подземные крепости с дотами. За это время, погибло более тысячи советских воинов, верных воинской присяге, проявивших геройство и мужество. Они были похоронены в городском саду Хайлара. В Хайларе мы совершили первую ночевку на китайской территории в весьма приличном отеле, с завтраком по типу «шведского стола». 16 мая наша делегация совершила довольно утомительный переход по маршруту длиной более 400 км. для отдания воинских почестей пятерым советским воинам, захороненным в парке на берегу очень красивого озера в городе Чжалантунь. Далее по маршруту - Цицикар. В окрестностях Цицикара, благодаря трудолюбию сельских жителей очень хорошо развито сельское хозяйство. В основном здесь выращивают овощи. Через окно автобуса я видел многочисленные пастбища с обилием кормовых трав. Это скотоводческий район провинции Хэйлунцзян. Из молока здесь делают очень вкусные напитки, которые, на мой взгляд, не смотря на чувство патриотизма, которое в полной мере мне было присуще всегда, на сегодняшний день, увы, превосходят наши. К моменту образования КНР в 1949 году промышленность города была отсталой, но после экономика города получила мощный толчок к развитию. Здесь появилась, текстильная, химическая, электронная, пластмассовая, сахарная, бумажная промышленности. Сегодня, работает более 100 промышленных предприятий вместе с Цицикарским металлургическим комбинатом. Железная дорога связывает Цицикар с Харбином, Маньчжурией, Суйфэньхэ и другими городами КНР. С мая по октябрь открыта навигация по реке Нунцзян. Развиваются грузовые и пассажирские авиаперевозки. Достопримечательностями города являются парк Лунша. буддийские монастыри, популярны маршруты в заповедник маньчжурских журавлей, в котором мы, к сожалению, не смогли побывать в виду острой нехватки времени.
Следующий по маршруту - округ Дацин, что в переводе на русский язык означает -«Великое празднество». На протяжении веков на территории нынешнего города не было постоянного населения, первые переселенцы появились лишь в начале XX века, когда была построена станция Китайско-Восточной железной дороги. В 1913 году был основан уезд Аньда, который в 1960 году приобрел статус города. Город Дацин был основан в 1959 году как место жительства рабочих с нефтегазового месторождения Дацин, и с того времени является одной из нефтехимических баз Китая. Через Дацин проходит железная дорога, нефтепровод Сковородино-Дацин, начавший работать в прошлом году. Город Линьдянь, в отеле которого останавливалась наша делегация, находится в 45 минутах от Дацина и является оздоровительным пятизвездочным курортом «Северная страна». Нам довелось изведать горячие минеральные источники и бассейн с лечебными рыбками. Рыбы–искорки, привезенные из Турции, которых так же называют рыбы - доктора или целующие рыбы, обитают в воде с температурой 35-42 градусов по Цельсию. Они питаются омертвевшими клетками кожи человека и всасывают бактерии через поры. При постоянном посещении бассейна с рыбами - врачами можно эффективно очистить и отполировать кожу. Ощущение целующих вас рыбок неизгладимое, его довелось испытать мне лично впервые в жизни и всего за 30 юаней. Тем не менее, не обошлось и без конфуза: одного из членов нашей делегации рыбки «почистили» так, что пришлось накладывать пластырь на местах небольших ранок только что очищенного тела. Оздоровительный курорт основан на шести горячих источниках. Всего здесь расположено 83 бассейна, среди которых есть бассейны с чаем, молоком, благовониями, различными травами. Вода на выходе из сопла достигает порядка 60 градусов. В ней содержится более 40 микроэлементов, необходимых для здоровья человека. Очистка бассейнов и полная смена воды производится каждые четыре часа. По пути в Харбин мы посетили кладбище в Ананьси. Кладбище советских воинов в Ананьси являет собой довольно ухоженное место в парковой зоне при железнодорожной станции. Крестный ход, совершаемый нами вокруг многочисленных мест захоронений, сразу привлек внимание местных жителей, которые явно выражали нам свои симпатии, видя нашу работу по косметической очистке поверхностей надгробных плит. Китайцы охотно фотографировались с нами, принимали сувениры, всячески выражали чувства признательности за нашу память о воинах - освободителях, при этом демонстрируя искреннюю благодарность павшим бойцам. В Харбине к обелиску воинам-освободителям мы возложили венок и цветы. В столице провинции Хэйлунцзян мы посетили Успенское кладбище вместе с представителем русской диаспоры в Харбине, который рассказал нам о работе, проводимой русскими по уходу за захоронениями россиян времен русско-японской войны 1904-1905 годов. На Успенском кладбище рядом с прахом советских воинов имеются захоронения и других соотечественников, по воле рока занесенных на чужбину. Рядом с нашим кладбищем имеются весьма ухоженные буддийское и еврейское кладбища. Автобусный переход Харбин – Шеньян был пожалуй самым тяжелым по продолжительности и дальности - 600 километров в условиях летней жары. По ходу маршрута мы невольно осмысливали подвиг танкистов Забайкальского фронта, действовавших на направлении главного удара, за несколько дней в сильную жару прошедших безводные степи внутренней Монголии, отроги Большого Хингана с обрывистыми спусками и крутыми подъемами. И вот мы в Шеньяне. У величественного памятника героям-танкистам, который был поставлен сначала на шеньянском городском вокзале, а затем перенесен в пригород из-за строительства метрополитена, нас весьма любезно встретил вице – консул нашего генерального консульства Андриан Доржиев. Вице - консулом был дан обед в честь нашей делегации. Следующая остановка – город Далянь. Воинское кладбище в Даляне, которое мы посетили, находится в центре города на улице Циньюньцзе. Оно было основано в конце позапрошлого века. На нём - 371 могила советских солдат и офицеров, членов их семей. На кладбище есть несколько захоронений граждан других государств. Крепость Порт-Артур. В конце 1904 года крепость Порт-Артур пала, а война закончилась поражением России, и летом 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор. В дальнейшем события развивались таким образом, что русское гражданское кладбище в Порт-Артуре было преобразовано в мемориал памяти русских солдат, погибших при защите города. К созданию воинских мемориалов японским и русским солдатам, погибшим при осаде крепости, в знак уважения мужества сражающихся японцы приступили сразу же после окончания войны. Эти памятники стали почитаемыми местами для японцев в Порт-Артуре. В 1912 г., перед входом на Русское кладбище уже русские установили беломраморный христианский крест высотой 8 м. В 1913 году для обустройства всех памятников русско-японской войны в Маньчжурии было создано «Общество сохранения памятников войны в Маньчжурии». После окончания Второй мировой войны в соответствии с договором в 1945 году между Китаем и СССР Порт-Артур стал использоваться как общая военно-морская база. В конце августа 1945 г. Советская Армия вступила в Порт-Артур, и первыми похоронили 174 человека, погибших при освобождении Ляодунского полуострова. Всего на Русском кладбище Порт-Артура за период 1945-1955 гг. было захоронено более 2000 советских граждан, в том числе погибших в небе Северной Кореи в корейской войне 1950-1953 годов. Мы не только возложили цветы и венки к памятникам, но и, совершив крестный ход вокруг захоронений, стали свидетелями крещения двух наших участников автопробега в часовне «Святого Равноапостольного князя Владимира». В день посещения кладбища 21 мая мы встретились с другой группой соотечественников, которым было приятно, что мы отдавали дань памяти нашим людям, в свое время по разным причинам оказавшимся на чужбине…Приятно сознавать, что имеющаяся Памятная плита с надписями на русском и китайском языках установлена в знак признания гуманитарного фонда А. Скоча по финансированию ремонтно-восстановительных работ на кладбище в 2008-2010 годах. До этого времени лика Святого Николая Чудотворца на восточной части беломраморного креста не было, так как он был разрушен хунвэйбинами еще во времена «культурной революции», о чем вспоминают в Китае неохотно…
Кладбище является самым большим мемориальным комплексом России на территории Китая. Весь ансамбль признан объектом, имеющим высокую историческую и художественную ценность. Побывали мы и в военно-историческом музее, который находится рядом с кладбищем внутри памятника советским воинам. В Фуюане, мемориальные мероприятия мы проводили вместе с представителями мэрии китайского города и приехавшим по работе главой администрации Хабаровского муниципального района Владимиром Алешко, после чего на китайском речном катере наша делегация благополучно прибыла в Хабаровск. Мой вывод после поездки один: с Китаем надо не только дружить, у китайцев сегодня надо многому учиться, начиная от трудолюбия и заканчивая прагматичным подходом ко всему, что идет на пользу не только китайскому народу, но и, по моему мнению, всему миру. Китайцы сделали правильный вывод из развала СССР, отказавшись от жестких идеологических критериев оценки форм и методов экономических преобразований и смело используют все, что содействует развитию производительных сил. Свою «социалистичность» они не выпячивают, называя себя развивающейся страной. Думаю, неважно и для самих китайцев, как называется общество, в котором они живут, а важно то, что КНР, явно набирая мощь, большими шагами идет вперед, уверенно смотря в будущее. Есть у меня задумка списаться с возможно имеющимися в Китае ветеранами- снайперами - участниками Второй мировой войны. Укреплять ведь дружественные отношения надо… А они, как многие знают, на протяжении послевоенных десятилетий были разными, но отрадно, что память о Второй мировой войне не предана забвению и поныне… От Забайкалья до Желтого моря, прошли наши солдаты, гордо пронеся свои знамена. Они сделали все, чтобы недруги наши никогда больше не посмели нарушить границы многострадальной Родины, в которой живем мы, дела которой будут продолжать наши внуки и правнуки. Хотелось бы верить, что достойно…
|