Сломанные крылья

     28 октября 1941 года в песчаном карьере возле станции  Барыш Куйбышевской (ныне Самарской) области сотрудниками НКВД на основании лишь предписания наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия №2756/Б от 18 октября 1941 года без всякого постановления суда была расстреляна группа из двадцати человек. Элита авиации, знаменитые конструкторы. Они до сих пор не преданы земле, более того, неизвестно точно место их захоронения…

     Яков Владимирович (Вольфович) Смушкевич родился  1(14) апреля 1902 года в местечке Ракишки Новоалександровского уезда Ковенской губернии (ныне это город Рокишкис на северо-востоке Литвы, административный центр Рокишского района в Паневежском уезде) в бедной еврейской семье бродячего портного Вольфа Смушкевича (по другим данным ломового извозчика). Имя Вольф с немецкого языка переводится как волк. Учился сначала в хедере (еврейская начальная школа, в которой светские учебные дисциплины не изучались), успел окончить 3 класса начальной школы. Затем пошёл работать, чтобы помогать отцу кормить семью.

      В августе 1915 года, во время Первой Мировой войны, семья Смушкевича вместе с другими евреями Ракишек была выселена из прифронтовой полосы по приказу русского командования из-за опасения шпионажа в пользу Германии. Работал грузчиком в Вологде.В 1917 году добровольно вступил в отряд Красной Гвардии в Вологде. В 1918 году вернулся в Литву, находившуюся под германской оккупацией; однажды на улице он заступился за незнакомую девушку, к которой приставали двое подвыпивших немецких солдат. Завязалась драка. Защищаясь, Смушкевич ударом камня свалил одного из нападавших с ног. В результате Якову пришлось скрыться в Белоруссию.

      Участник Гражданской войны 1918-1920 годов, воевал на Западном фронте. В конце 1918 года был принят в РКП(б)  и назначен на должность комиссара в 1-ом Минском коммунистическом батальоне, который вошел в состав Западной армии. Здесь он был ранен в руку.

     В начале 1919 года в боях под Барановичами получил сабельное ранение ноги и был взят в плен польскими войсками. Чем он так заинтересовал польскую контрразведку? С лагеря для военнопленных его переводят в виленскую тюрьму «Лукишки», из которой он бежит через тринадцать месяцев заключения в корзине с грязным бельём. Вернувшись в расположение частей Красной армии,  Яков зачисляется рядовым бойцом в 144 стрелковый полк бригады под командованием героя Гражданской войны Яна Фабрицуса. В июле 1920 года Смушкевич в должности политрука роты участвует во взятии Сморгонского укрепленного района, а в бою за Пултуск заменил раненого комиссара полка.

      В сентябре 1922 года его направляют политработником в авиацию, сначала в Минск, затем в Смоленск, ответственным организатором партработы в авиаэскадрилье. Служить в авиации и не летать? Самостоятельно изучает летное дело и становится первоклассным летчиком. С января 1927 года Яков Вольфович уже командир 43-й эскадрильи в авиабригаде, расквартированной в Витебске. Сначала заместитель, затем начальник политотдела 6-ой авиационной бригады в Смоленске. Но его тянуло летать.  В декабре 1931 года Смушкевич заканчивает курсы усовершенствования начальствующего состава при 1-ой военной школе летчиков в Каче. В конце этого же года он уже командир и одновременно комиссар авиабригады имени СНК Белорусской ССР, которую  превратил в одно из образцовых соединений ВВС РККА. После первомайского парада 1935 года нарком обороны К.Е. Ворошилов представляет его И.В. Сталину. 22 сентября 1936 года ему присваивается воинское звание «комбриг».

      С осени 1936 года Яков Смушкевич под псевдонимом «генерал Дуглас» направлен в Испанию для участия в боевых действиях на стороне республиканского  правительства. Был старшим военным советником по авиации при командующем ВВС республиканских войск майоре Игнасио де Сиснеросе, а также руководителем противовоздушной обороны Мадрида.

      Он не только обучал испанских летчиков, но и сам активно сражался в боях, выполнил большое количество боевых вылетов при защите неба Мадрида и разгроме частей итальянского экспедиционного корпуса, который был послан Бенито Муссолини на помощь франкистам. Сосредоточив авиацию республиканцев на нескольких аэродромах, он не только обеспечил перевес в силах, но и, применив метод «воздушного конвейера», обеспечил почти непрерывную бомбардировку противника. Так, получив данные разведки, части дивизии «Литторио» и «Черные стрелы» итальянского корпуса наступают в узкой горной долине колоннами, организовал массированный налет более чем шестью десятками самолётов. Только за один день было уничтожено почти 2,5 тысячи солдат противника, сотни грузовиков. Несмотря на превосходство в живой силе почти в три раза  противник сначала перешел к обороне, а потом был вынужден начать отступления.

      Командующий германскими военно-воздушными силами Герман Геринг пообещал летчику, сбившему Смушкевича, 1 миллион марок. Но этот заказ никому выполнить не удалось, а  Яков Владимирович (ему пришлось по просьбе руководства изменить неблагозвучное отчество Вольфович на Владимирович) указом от 21 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

      В небе Испании наши летчики впервые повстречались в воздушных боях с самыми современными самолётами фашисткой Германии, в частности, истребитель фирмы Мессершмит – «Ме-109», который по своим летно-техническим данным превосходил и наши И-15, и только что принятый на вооружение  И-16. Но руководство страны по прежнему считало наши самолёты лучшими в мире.

      Весной  1937 года Я.В. Смушкевич был отозван в СССР, где, после окончания курсов усовершенствования начальствующего состава при военной академии имени М.В. Фрунзе, был назначен на должность заместителя начальника управления ВВС РККА, в том же году ему было присвоено воинское звание «комкор».

      30 апреля 1938 года при облете нового бомбардировщика «Р-10» в результате аварии получил тяжелейшие травмы, стоял вопрос даже об ампутации ног. Ноги удалось спасти, и он даже вернулся к лётной работе.

      С мая по август 1939 года во время советско-японского конфликта на реке Халкин-Гол он, командующий авиацией 1-армейской группы, которой командовал тогда еще мало кому известный Г.К. Жуков, будущий маршал Победы. По приказу Смушкевича было создано почти три десятка действующих аэродромных точек и несколько запасных. На каждом таком импровизированном аэродроме находилось не более 15 самолётов, рассредоточенных друг от друга не ближе чем на сотню метров. Поэтому японские бомбардировщики и не могли нанести значительного урона при налётах, к тому же их тут же блокировали наши истребители, взлетавшие с соседних аэродромов.  Добился полного господства в воздухе и нанес японской авиации сокрушительное поражение, успешно выполняя нанесение ударов и по сухопутным войскам противника.

     10 августа 1939 года правительство Монгольской Народной Республики за помощь в отражении японской агрессии наградило Я.В. Смушкевича орденом Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики, а 17 ноября 1939 года указом Президиума ВС СССР за мужество и отвагу в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол ему было присвоено звание Героя Советского Союза с награждением второй медалью «Золотая Звезда».

     Только отгремели залпы в монгольской степи, как Смушкевич уже на Украине, где он в должности командующего ВВС Украинского фронта участвует в боевых действиях, получивших в советской истории название «освободительного похода РККА на Западную Украину и Западную Белоруссию». И тут же новое назначение – с 19 ноября 1939 по конец августа 1940 года – командующий ВВС РККА.

      Через одиннадцать дней после того, как Яков Владимирович стал командовать военно-воздушными силами Советского Союза, началась война с Финляндией. Что можно сделать за такой короткий срок? Ну, разве только принять дела… Всем тогда казалось, что война будет молниеносной  и успешной.. Но к сожалению всё оказалось совсем не так. Несмотря на превосходство по численности в самолётах, а соотношение было почти в двадцать раз в пользу РККА,  ярко проявилась неподготовленность летчиков летать в сложных климатических условиях. Командиры эскадрилий и авиационных полков в мирное время из-за боязни привлечения к ответственности за любую неполадку, а не дай бог аварию, сразу припишут вредительство (репрессии 1937 года  еще свежи в памяти) – не разрешали вылета в условиях плохой видимости, не отрабатывали пилотирование в группе. Конечно, были и ассы и хорошо подготовленные летчики, прошедшие выучку в Китае, Испании, в боях под Халхин-Голом. Тем не менее, финские ВВС потеряли до 40% своей авиации, и пусть в количественном соотношении это намного меньше, чем советской, но ведь наши летчики совершили в десятки раз больше вылетов.

     Буквально через две недели после окончания финской компании Яков Владимирович сообщает наркому обороны К.Е. Ворошилову  о необходимости скорейшей разработки специального типа самолета-штурмовика. Необходимо создание в ближайшее время пикирующего бомбардировщика, бронированного штурмовика и фронтового пикирующего бомбардировщика (ими стали впоследствии легендарные Ил-2 и Пе-2).

     В июне 1940 года в связи с введением генеральских званий ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта авиации, хотя комиссия хотела присвоить  звание генерал-полковника.

     Затем начнётся чехарда назначений – начальник Главного управления ВВС РККА, генерал-инспектор ВВС, помощник начальника Генерального штаба.

     Во время ежедневных докладов И.В. Сталину Смушкевич всегда отстаивал свою точку зрения, не скрывал от того своего отрицательного отношения к германо-советскому пакту.

     Почему в июне 1941 года по примеру Халхин-Гола наша авиация не была рассредоточена на аэродромах, а стояла стройными рядами и  была уничтожена еще на земле… Теперь на этот вопрос будет уже сложно ответить, хотя ответы конечно есть и очень нелицеприятные. 

     Курировать советское авиастроение поручили Лаврентию Павловичу, однако и тот не смог исправить ситуацию и поручил своему ведомству выявить среди крупнейших начальников ВВС «врагов народа». Так был сфабрикован «фашистский заговор в ВВС»…

     По подозрению в шпионаже в пользу Германии одного за другим арестовывают двадцать человек. 8 июня 1941 года Я.В. Смушкевич был арестован прямо в госпитале, где находился после сложнейшей операции на ногах, в тюрьму его отправили на носилках. Пытками его заставили признаться в предъявленных обвинениях. При приближении немецких войск к Москве арестованных отправляют в Кубышев, но у станции Барыш  поступает срочная телеграмма Берии – всех немедленно расстрелять.

     Даже сейчас страшно читать список расстрелянных, выделю только генералов от авиации и ПВО:

- генерал-полковник Штерн Григорий Михайлович, начальник Главного управления ПВО Наркомата обороны СССР;

- генерал-лейтенант авиации Рычагов Павел Васильевич, заместитель наркома обороны СССР;

- генерал-лейтенант авиации Смушкевич Яков Владимирович, помощник начальника Генерального штаба по авиации;

- генерал-лейтенант авиации Проскуров Иван Иосифович, начальник штаба ВВС РККА,

- генерал-лейтенант авиации Арженухин Федор Константинович, начальник Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА;

- генерал-майор Володин Павел Семенович, начальник штаба ВВС РККА.

     Жена героя – Бася Соломоновна Смушкевич (Гольфанд) и его дочь Роза также были репрессированы. Следователь даже приписал Розе лишних три года, чтобы сделать совершеннолетней и отправить в лагеря, в которых они находились с 1943 по 1953 год.

     Якова Владимировича Смушкевича лишили звания Героя Советского Союза и всех государственных наград только в марте 1947, посмертно реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР 25 декабря 1954 года, а  указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1957 года ему были возращено звание Героя Советского Союза и все награды.

     Первый памятник Я.В. Смушкевичу был поставлен в 1969 году в Рокишкисе, в 2017 году  он был демонтирован… У нынешних властей этой прибалтийской республики в цене больше те, кто воевал в войсках СС.

     17 августа 2008 года на Монинском мемориальном военном кладбище Воено-воздушной Академии имени Ю.А. Гагарина в поселке Монино ему поставлен памятник.

     Под Самарой на месте массовых расстрелов установлен памятный знак, на котором начертано: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 1930-1940 годов. Поклонимся памяти невинно погибших».

     В начале 2000-х годов Роза Смушкевич эмигрировала в Германию.

 

Шевченко Владимир Владимирович, майор МО РФ запаса, майор таможенной службы в отставке

г. Биробиджан, ЕАО

 

На фото:

1. Автор Шевченко В.В.

2. Смушкевич Яков Владимирович

Комментарии

ПЕРВЫЕ ЛЁТЧИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

РЫЧАГОВ Павел Васильевич
На совещании Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со И.В. Сталиным, посвященном вопросам укрепления дисциплины в авиации, заявил: «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!». Снят с должностей. 24 июня 1941 г. арестован якобы за то, что не выполнил приказ о рассредоточении самолетов по полевым аэродромам на границе, их эффективной маскировке. Расстрелян без суда в 1941 г. в п. Барбыш вблизи Куйбышева (ныне Самара).

Ответ

Очерк готовился про Смушкевича, поэтому я и не раскрывал других авиаторов

ПЕРВЫЕ ЛЁТЧИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

СМУШКЕВИЧ Яков Владимирович (Вульфович)
Военный летчик-ас, участник Гражданской войны. С 1922 г. на политработе в авиаэскадрилье в Минске. До 1932 г. – летчик-самоучка, прошел курс летной подготовки и получил пилотское свидетельство. Старший военный советник по авиации Испанской республиканской армии (1936), испанский псевдоним Генерал Дуглас. Командующий ВВС РККА в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол в Монголии (1939). Командовал авиацией 1-й армейской группы (истребители И-16, И-153 «Чайка»), в шифрованных документах значился под псевдонимом Отец. И.о. начальника ВВС Киевского особого военного округа, начальник ВВС РККА (1939), помощник начальника Генштаба РККА по авиации (1940), генерал-лейтенант авиации, генерал-инспектор ВВС РККА, дважды Герой Советского Союза (1937, 1939). Арестован (из госпиталя вынесли на носилках) и расстрелян (к месту расстрела принесли на носилках) без суда в 1941 г. по обвинению «в участии в военной заговорщической организации, по заданиям которой в числе других арестованных проводил вражескую работу, направленную на поражение Республиканской Испании, снижение боевой подготовки ВВС Красной армии и увеличение аварийности в военно-воздушных силах». Посмертно реабилитирован в 1954 г. На мемориальном кладбище авиаторов в Монино под Москвой установлено надгробие-кенотаф. Первым, до А.П. Маресьева, летал с использованием протезов (приспособлений) на ногах.

ответ на коментарий

Есть несколько источников, по некоторым у Смушкевича были сохранены ноги после страшнейшей аварии, а из других что летал на протезах.

ПЕРВЫЕ ЛЁТЧИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

РЫЧАГОВ Павел Васильевич
Военный летчик-ас, участник событий на озере Хасан (1938), генерал-лейтенант авиации (1940), Герой Советского Союза (1936). В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1931 г. – 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного флота в г. Борисоглебске. В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке награжден орденом Ленина. С 1936 по 1937 г. – командир звена, участник гражданской войны в Испании, сбил шесть самолетов противника. С 1937 г. – старший военный советник по использованию советских летчиков-добровольцев в Китае во время Японо-китайской войны (1937–1945) – командующий советской авиацией. С 1938 г. – командующий ВВС Московского военного округа, ВВС Приморской группы войск (потом 1-я армия) ОКДВА. С 1938-1939 гг. – командующий ВВС Краснознаменного Дальневосточного фронта (КДВФ), ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии (подчиняющейся непосредственно Наркомату обороны СССР, К.Е. Ворошилову), приказал сбивать все японские самолеты, нарушающие границу. За успешное руководство действиями ВВС в боях у озера Хасан в 1938 г. награжден орденом Красного Знамени. С 1939 г. – командующий авиацией 9-й армии во время Советско-финской войны. С 1940 г. – заместитель начальника ВВС РККА, первый заместитель ГУВВС РККА, начальник Главного управления ВВС РККА, одновременно заместитель Народного комиссара обороны СССР по авиации. На совещании Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со И.В. Сталиным, посвященном вопросам укрепления дисциплины в авиации, заявил: «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!». Снят с должностей. 24 июня 1941 г. арестован якобы за то, что не выполнил приказ о рассредоточении самолетов по полевым аэродромам на границе, их эффективной маскировке. Расстрелян без суда в 1941 г. в п. Барбыш вблизи Куйбышева (ныне Самара). Реабилитирован посмертно в 1954 г.