У АМГУНИ И ВЕЛИ
Поселок Березовый и станцию Постышево развивал «НовосибирскБАМстрой» Летом 1978 года в поселке Березовом Солнечного района встречали строителей из Новосибирской области. – Добро пожаловать! – обратился к 46 прибывшим Георгий Мацегоров, председатель исполнительного комитета местного совета. Передовому отряду, которым руководил главный инженер «НовосибирскБАМстроя» Василий Баталов, предстояло заняться обустройством собственного жилья и объектов соцкультбыта, чтобы с прибытием основных сил переключиться на микрорайон железнодорожников. Березовый – конечная точка 205-километровой ветки, проложенной с возобновлением строительства БАМа после войны. В 1953 году новое руководство страны отказалось от этих планов и ветка была передана Минлеспрому, поскольку в окрестностях Горина, Эворона и других станций развернулась заготовка древесины. В Березовом был создан леспромхоз. Отгрузка в направлении порта Ванино выполнялась со станции Вели, которую сначала переименовали в Березовую (что вызвало отторжение из-за обилия аналогов), а в 1981 году – в Постышево. В названии был увековечен герой Гражданской войны на Дальнем Востоке Павел Постышев. ПРИ СВЕТЕ ПРОЖЕКТОРОВ Если молдавские строители привезли на БАМ десятки вагонов материалов и техники, то новосибирские – лопаты и ломы. А еще рукавицыверхонки, чтобы избежать мозолей. Проектная документация имелась. Но с какого объекта начинать, когда материально-техническое снабжение отсутствует? Выручила смекалка Баталова, за плечами которого были объекты не только в столице Сибири, но и за рубежом. Он наладил контакты с местными хозяйственниками, и те выручали пиломатериалом, гвоздями – всем тем, что использовалось при постройке общежитий. Начальник «НовосибирскБАМстроя» Рудольф Предтеченский, оставшийся в областном центре, не без содействия партийных органов нашел механизмы влияния на региональный главк, и грузы в Березовый пошли. Упущенное наверстывали, как могли. Так, стены котельной возводили одновременно с монтажом оборудования. В три смены, при свете прожекторов… А через год новосибирцы были признаны победителями соревнования среди строительно-монтажных поездов восточного участка БАМа. В последний день 1978 года подали на разгрузку вагон со щитами, из которых собирали общежития. Комсорг «НовосибирскБАМстроя» Анатолий Сторчак собрал актив. Автокрана не нашлось, а сбросить щиты с высокой насыпи – значит погубить их. В раздумьях обратили внимание на маячившую впереди гору выгруженного щебня. Чем не площадка для приемки?.. Но до нее 100 метров. Поскольку маневрового тепловоза не обнаружили, решили двигать вагон сами… РУССКИЙ НЕМЕЦ В 50 с хвостиком рванул на БАМ Виктор Федорович Вейс, построивший в Новосибирске десятки домов и отмеченный орденом Трудового Красного Знамени. В Березовом он сформировал комплексную бригаду. В нее входили монтажники Борис Борцов и Владимир Рунц, звеньевой Геннадий Жерносек... – всего 30 парней. При комплектации в Новосибирске забыли подоконники, и бригадир попросил Борцова восполнить дефицит. Тот сбил дощатую форму, залил цементным раствором – и первый был готов. Сколько подоконников изготовили таким образом для жилых и общественных помещений, Борис не считал. Надзорные инстанции были в шоке: по команде Вейса в субботу – воскресенье перегнали башенный кран от одной группы домов к другой. Другими словами, обошлись без специализированной организации. С немецкой тщательностью Вейс рассчитал проезд крана мимо заселенных домов. Показал итээровцам – те не возражали. Они знали, что демонтаж и монтаж механизма спецами из областного центра займет не менее полутора месяцев. С КОМСОМОЛЬСКОЙ ПУТЕВКОЙ Дома двухэтажные панельные и пятиэтажные кирпичные. Школы – образовательная и музыкальная. Дом Советов или, как его стали называть позднее, администрация… Не было у «НовосибирскБАМстроя» таких объектов, в сдаче которых не участвовала бы Мария Мариуца! – Братья мужа устроились в отделение авиалесоохраны в Березовом. Писали, что поселок им понравился. У нас уже были дети, но мы все же решились на переезд, – рассказывает Мария Петровна, и мягкая буква «г» в ее произношении подтверждает, что родом она не из Сибири. Действительно, Константин и Мария жили в Херсоне. Разыскав на карте Березовый, поняли, что поселок – на трассе БАМа. И это подвигло Марию, выпускницу профтехучилища строительного профиля, обратиться за комсомольской путевкой. – Меня сразу взяли в «НовосибирскБАМстрой», а мужа – в часть железнодорожных войск, которая вела отсыпку полотна, – продолжает Мария Петровна. Константин Мариуца сел за рычаги бульдозера. Сыновья отправились в детсад. Жизнь налаживалась… Мария без отрыва от производства закончила Хабаровский строительный техникум, и ее из штукатуров-маляров перевели в мастера. Из девчат, с которыми работала на отделке, поддерживает отношения с Надеждой Новосад и Татьяной Черепановой. Из мастерского состава отмечает Бориса Панкина и Владимира Королева. Завершающим аккордом обновления поселка Березового и станции Постышево стал вокзал. Он вместил не только зал ожидания с кассами и буфетом: в комплекс зданий из красного кирпича вошли дом связи, пункт электрической сигнализации и другие железнодорожные службы. Сочетание мансард, свойственных европейской средневековой архитектуре, и трехрядной кладки, характерной для объектов московской Олимпиады, принесли проекту новосибирского архитектора Владимира Авксентюка победу во всесоюзном конкурсе «Лучший вокзал на трассе БАМа» и Государственную премию РСФСР. Работавшим в «НовосибирскБАМстрое» предоставлялись квартиры в областном центре. Но супруги Мариуца не поменяли глубинку Хабаровского края на город-миллионник. Глава семьи перевелся в леспромхоз. Мария Петровна устроилась в школу замдиректора по АХЧ. – Сколько ягод и грибов в лесах у Амгуни и Вели! А какая рыбалка!.. – отзывается она о другой стороне бамовского житья-бытья. КТО ЭТОТ ПАРЕНЬ С ГИТАРОЙ? Я приехал в Березовый в 1980 году с редакционным заданием написать о дискотеке «НовосибирскБАМстроя», которая побеждала на конкурсах в Тынде и Хабаровске. Слайды и цветомузыка были действительно супер, но более памятна встреча с Виктором Серовым. Он приехал в Березовый в первую годовщину «НовосибирскБАМстроя» как руководитель творческой группы областного телевидения. Выдав в эфир передачу, открыл томик Олега Куваева. «Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?» Он вернулся в Березовый и был принят в «НовосибирскБАМстрой» водителем. Я знал Виктора как автора присланных в редакцию заметок о работавшем на грузовике «Урал» Олеге Тулине, экскаваторщике Николае Боеве, совмещавшем шоферское дело с демонстрацией фильмов в клубе Олеге Цвиренко. И вот личная встреча… Виктор познакомил меня с каменщиком Константином Камбеговым, лауреатом смотра гитарной песни восточного участка БАМа в Новом Ургале. Три дня он добирался в Тынду на общетрассовый фестиваль, однако все же не успел на конкурсную программу. Вместе с Евгением Клячкиным, классиком бардовской песни, Константину Камбегову было доверено открыть выступления почетных гостей. «И когда заклубится закат, по углам залетая, / Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву», – слушали мы вдвоем Булата Окуджаву в исполнении каменщика бригады Виктора Вейса. А за окнами клуба громыхал, поднимая клубы пыли, МАЗ с раствором…
Михаил КАРПАЧ Фото из архива автор
Газета «Приамурские ведомости», № 20 (8409) - 2024 года г. Хабаровск |