Великий скачок Петра I

К 350-летию рождения величайшего русского гения:

«Петр… воскресил Россию полумертвую,
воздвиже сияющую… возведя от тьмы к свету,
от незнания к знанию, от бесчестия к славе».

П. Н. Крекшин

Сильные люди создают хорошие времена

История может быть разной – творческой и созидательной, но может быть – разрушительной. Указывая на эту периодичность, в своем диалоге с Сократом Платон говорит:

«Трудные времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена».

Великий скачок Петра – удивительная история о том, как воля одного человека, несмотря на серьезное сопротивление ей со стороны и верхов, и низов, разбудила отсталую страну и вытолкнула ее к вершинам успеха. Реформы Петра I сформировали современный облик России, основы ее государственности, науки, образования и культуры, армии и флота.

Накануне Петровских реформ Россия имела колоссальную техническую, военную и институциональную отсталость по сравнению с Европой, страна не имела выхода к Балтийскому и Черному морям, что затрудняло развитие торговли и экономики. Военное и техническое отставание в XVII веке стоило нам потери значительной части территории, завоеванной шведами. Старый порядок грозил стране глубоким кризисом и перспективой распада.

Интерес к Европе возник у молодого Петра на фоне увлечения немецкой слободой. В юности Петр строил корабли и испытывал «потешные» войска, что предопределило его дальнейшие интересы. Увидев преимущества Европы, император «влюбился в нее и захотел во что бы то ни стало сделать Россию Европой». Император поставил задачу проведения коренной модернизации страны, взяв с запада все образцовое, в первую очередь технический прогресс и военные достижения.

Петр обладал поразительной работоспособностью, созиданием, умением добиваться выполнения поставленных задач, интересом ко всем сферам жизни государства, ко всему новому и передовому; упрямством и необузданной волей, невероятным интеллектом. Именно эти качества позволили ему открыто пойти против старой элиты, духовенства и консерватизма нации.

В 1696 году Пётр отослал в Европу на учебу несколько десятков знатных юношей. Поразительно, но некоторые из них отказались от учебы, за что были наказаны. В 1697−1698 гг. для посещения Европы было организовано «Великое посольство». Целью миссии был поиск союзников в войне против Османской империи, наем иностранных специалистов и покупка передового вооружения. Император посетил Курляндию, Бранденбург, Кенигсберг, где его принял немецкий курфюрст Фридрих III. Затем с целью освоить корабельное дело он посетил Голландию, где работал корабельным плотником, посещал местные фабрики, мануфактуры, мельницы, мастерские, больницы.

Зимой 1698 года Пётр поехал в Англию, где изучал английский корабельный опыт, посетил Оксфорд, оружейные фабрики. После посещения Вены он понял, что создать коалицию против Турции не получится, но визит в Польшу привел к союзу против Швеции. Поездку в Венецию пришлось отменить из-за новости о новом бунте стрельцов.

Страна имела военный успех, была создана сильнейшая армия в Европе, «прорублено окно» в Европу, возвращены северные земли, завоеваны южные территории, построен Петербург. Произошла кардинальная реформа государственного управления, сводившегося к четкому разделению управления по функциональному (образование коллегий) и региональному (губернии и провинции) признаку.

В 1705 году Пётр ввёл рекрутскую повинность, заложившую формирование регулярной армии. В 1716 году был издан воинский Устав, написанный лично императором. При населении 13 млн человек Россия имела армию численностью 200 тысяч солдат и около 100 тысяч казачьей конницы. Император сам вел за собой войска, был прекрасным полководцем, тщательно берег своих солдат и очень гуманно относился к побежденным. В битве под Полтавой пуля прошила шляпу Петра. Был создан сильный военный флот: к середине 1720 года в его составе было около 48 линейных кораблей, 800 галер.

Не менее значительные успехи имелись в развитии науки, культуры и образования. Империи нужны были грамотные и классифицированные специалисты, и император прекрасно понимал это. Была создана светская и государственная система образования, профессиональные школы разного уровня, в Москве – Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа (1707). Были открыты пушкарская, инженерная, артиллерийские, медицинские, реальные (при приказах, заводах, верфях) и другие школы. Появились начальные общеобразовательные школы для детей солдат и матросов – гарнизонные и адмиралтейские школы.

В 1724 в Санкт-Петербурге была основана российская Академия наук, при которой открылись университет и гимназия. В 1700–1725 гг. за границей учились около тысячи русских. Началось массовое издательство книг на русском языке. В 1714 году Пётр запретил жениться дворянским детям, не имевшим начального образования; без образования нельзя было стать офицером или занять хорошую должность в госаппарате.

Государство активно участвовало в экономике – сначала строило казенные мануфактуры, а затем стало поощрять частную инициативу в промышленности. Если в конце XVII века в России было около 20 мануфактур, то к 1720 году – 205, среди них – 90 казенных и 115 – частных, были построены Уральские металлургические заводы. Россия вышла на 1-е место в Европе по производству чугуна, полностью перешла на отечественное вооружение, ранее закупаемое в Европе.

Тарифная политика носила ярко выраженный протекционистский характер. Император проводил активную денежную политику. Была введена государственная монополия на чеканку денег, введен запрет на вывоз драгметаллов (на ту самую утечку капитала) за границу. Если до 1700 года эмиссия монет составляла от 200 до 500 тыс. рублей ежегодно, то в 1700 году было выпущено около 2 млн рублей, а в 1702 году – уже свыше 4,5 млн рублей.

Рыба не гнила с головы

При Петре I «рыба не гнила с головы» – элиты имели достаточную эффективность. Император отбирал себе окружение строго по способностям, не заботясь о родовом происхождении, привлекая и простых людей. Император сурово карал нерадивых, но был еще более щедр к талантам. Это был поразительный период активного движения по социальным лифтам, когда столь большое число из простых людей – достигали невиданной карьеры, а из знати – опускались до самых низких чинов.

Император хорошо относился к простым людям. Иногда переодевался в простого человека и шел в народ. Продвижение по службе оценивалось 14-ступенчатым «табелем о рангах». Петр ввел обязательное обучение дворянских детей, службу в армии с солдатского звания, для имеющих образование – с офицерского.

Петр I заставлял работать на него все слои общества с низу до верху – работа была для всех. Гений Петра не знал устали – столь одаренного руководителя государства история более не рождала. Он освоил около 12 ремесел, в том числе корабельное дело, навигацию, умел работать на токарном станке, сам рубил дома, корабли, лично писал законы и регламенты для всего государства.

И жертвуя собой, он имел абсолютно полное моральное право спрашивать со всех. Именно поэтому Петр Великий получил титул «Отец Отечества». И тому свидетельство даже его кончина – причиной смерти стала простуда после купания в ледяной воде (ноябрь 1724 года), где он героически спасал севший на мель у Лахты бот с солдатами, женщинами и детьми.

И хотя Петр Великий был сторонником социальной мобильности, экономический фундамент был не тронут. Происходило дальнейшее закрепощение крестьян, велась активная работа по возвращению беглых, народ был обложен множеством податей и налогов. При этом гражданское рабство и его экономические последствия стали той ловушкой, которая со временем подточила устои империи. При Петре I произошел ряд народных восстаний, в том числе на Украине и Дону, которые были жестоко подавлены.

Всякие достижения имеют свою цену. В результате войн погибло около 200 тыс. солдат, темп роста населения страны замедлился, хотя император действительно всячески оберегал свою армию от бессмысленных потерь. Однако ряд оценок о сокращении численности населения и гибели людей во время строительства Северной столицы являются спорными.

До Петра I ношение бороды было общепринятым, ее отсутствие считалось грешным. Одно из первых нововведений Петра после заграничной поездки – указ 1698 года, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Был введен налог на бороду, при этом специальный металлический жетон – «бородовой знак» – показывал, что необходимая пошлина уплачена. Крестьянство и духовенство были освобождены от указа и могли носить бороду.

«Старой России» эти новшества были противны. Вместе с тем митрополит Димитрий Ростовский поддержал начинание императора:

«Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное».

Всем известна история переплавки церковных колоколов на пушки. В начале Северной войны со Швецией в ноябре 1700 года наша армия потерпела поражение под Нарвой, потеряв почти всю артиллерию – 195 орудий. При этом добычи основного сырья для пушек – меди и олова – в то время почти не велось, что и заставило Петра осуществить изъятие четверти колоколов в пользу государства. Разумеется, с учетом их ценностей и личных исключений. Уже потом, за первые 12 лет XVIII века Петр создаст на Урале и в Карелии мощную металлургическую индустрию, осуществив полное импортозамещение и перейдя к экспорту металлов.

В молодости Пётр, подобно царю Давиду, проявил известное благородство, устранившись от борьбы за власть и правив совместно с братом Иваном Алексеевичем.

«Старая Россия» видела в реформах Петра (и не без основания) слом старых, в том числе нравственных устоев, увлечение западничеством. Духовенство, помимо всего перечисленного, видело притеснение интересов Церкви. И «старая Россия», как могла, препятствовала Петру, который жестко пресекал это.

Петр жестко расправился с участниками заговора, организованного стрелецким подполковником Иваном Цыклером и раскрытого в 1697 году. Участники планировали поджечь дом, где находился Петр, и во время пожара его убить. Но особенную жестокость он проявил после очередного стрелецкого восстания 1698 года, после которого было казнено около 1 000 человек. Чем можно объяснить это? Времена были жестокие – достаточно вспомнить Ивана Грозного.

Во-первых, это был не первый бунт: стрельцы постоянно участвовали в дворцовых интригах. Историки объясняют это событиями стрелецкого бунта 1682 года, во время которого на глазах у 10-летнего мальчика жестоко убивали его родных, после чего у него развился нервный тик. Позже Петр признавался:

«От воспоминания бунтовавших стрельцов, гидр отечества, все уды во мне трепещут. Помысля о том, заснуть не могу. Такова-то была сия кровожаждущая саранча!»

В-третьих – Петр вынужден был вернуться из путешествия по Европе. И он показал всем, пусть и методом устрашения, что возврата назад не будет.

Недовольство Петром вылилось в историю с заговором царевича Алексея, который сочувствовал сторонникам старины, являясь фактически ее образцом. Но, как родитель, император сам виноват в этом, не занимаясь им в детстве, привлекая его к делам государства слишком поздно. Митрополит Стефан в речи 1712 года на день ангела царевича назвал его «единой надеждой России». Обличая Петра, он говорил:

«Море свирепое, море человече законопреступный, почто ломаеши, сокрушаеши и разоряеши берега?»

И царь, не остановившись, осудил даже своего сына.

Но, как сказал сам Петр I, жестким его считают «… люди… не осведомленные о том, какие «препоны превосходным моим намерениям в пользу отечества» ему ставили…».

Петр активно боролся с воровством и коррупцией, чего ранее в России не было. В 1715 году он перевел чиновников на казенное жалование. Указом 1714 года были оформлены полномочия фискалов и меры по борьбе с казнокрадством и взяточничеством. В качестве наказаний применялось битье, тюремное заключение и смертная казнь. Были жестоко казнены сибирский губернатор Гагарин и фискал Нестеров. Неоднократно наказывался и один из главных коррупционеров – сподвижник императора Александр Меншиков, но царь его слишком ценил.

Но мода Петра на «Запад», несмотря на издержки, не была направлена на порабощение страны – Россия соблюдала исключительный суверенитет. Император хотел догнать Запад, но никак не сделать нас его частью. Но именно эта ошибка была совершена во время перестройки и 90-х.

В чем секрет успеха Петра?

Невероятное и всепоглощающее желание его души, сердца и ума принести пользу своему государству и обществу, полное отвержение себя ради блага других. И это, как и его невероятные таланты – дар Божий!

Но тот великий импульс, который получила страна при Петре I, основанный на его гениальной личности, после его смерти стал постепенно затухать.

Как писал современник императора П. Н. Крекшин,

«Петр …воскресил Россию полумертвую, воздвиже сияющую… возведя от тьмы к свету, от незнания к знанию, от бесчестия к славе».

Его личность, несмотря на ее противоречивость, по творческому потенциалу остается недосягаемым примером для многих последующих руководителей России. По эффективности и славе с ним может соперничать только Иосиф Сталин, который совершил «второй» великий скачок в нашей истории.

Император Петр был религиозен, любил петь на клиросе и читать Апостола, в частности, в воздвигнутом им Свято-Троицком храме в только что создавшемся Санкт-Петербурге. В канун генерального сражения под Полтавой Пётр устроил молебен, молясь перед святыми образами преподобного Сергия, Каплуновской Божией Матери, Честного Животворящего Креста Господня. Ими благословляли войска. Стоя перед своими гвардейцами, Пётр говорил:

«Вы были самовидцы, колико дерзкие неприятели храмов Божиих православного нашего закона, в конские обратили стойла, колико осквернили алтарей… Оставим ли таковые ругательства и презрение наше без отмщения? Да не будет!..»

В ряде указов Петра упоминается очень важная мысль о «пользе и прибытке общем».

«Мы прилежное старание всегда имеем, о распространении в государствах наших к пользе общего блага и пожитку подданных наших, купечества и всяких художеств (ремесел), рукоделий, которыми все прочие благоучрежденные государства процветают и богатятся».

Однако император не понимал, что зарождающийся европейский капитализм был основан на развитии свободного предпринимательства, не осозновал, что свободный труд эффективнее крепостного. Незадолго до смерти Пётр I писал:

«Наш народ, яко дети неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают… но когда выучатся, потом благодарят».

Также классической русской бедой было то, что плоды развития страны постоянно присваивались узкой элитой.

Петр создал элитный класс, который все более отрывался от народа и стал с презрением относиться к нему. Этот класс стал воспитываться иностранными гувернерами, они разговаривали на французском языке порою лучше, чем на родном. Курьезно, что русские крестьяне-партизаны во время войны 1812 года не могли отличить по внешнему виду и языку русского барина от француза.

Церковная реформа

Однако, если в государственном строительстве Петр преуспел, его церковная реформа нанесла стране значительной духовный ущерб. Петр отменил патриаршество, опасаясь оппозиции со стороны Церкви. Ему не нужна была сильная самостоятельная Церковь, он видел в ней лишь инструмент проведения государственной политики. Фактически этого курса в том или ином виде придерживалась вся последующая династия Романовых: никто из них так и не восстановил институт патриаршества, что явилось явным отходом от православного курса в пользу протестантизма.

Принятие в 1721 году «Духовного регламента», имевшего корни протестантизма, превратило Церковь в придаток государства и сделало частью государственного аппарата. Главой Церкви, как и в Англии, стал сам император, который стал для членов Синода «Крайним судией Духовной сей Коллегии». Власть над Церковью, фактически на манер коллегий, была передана обер-прокурору Святейшего Синода, некоторые из которых были далеки от Церкви.

Петр обязал священников доносить, нарушая тайну исповеди. Обязательность причастия и исповедания веры тоже носит спорный характер, так как изначально нарушает евангельский принцип свободы обращения к Богу: он зовет, но никого не принуждает. Это породило огромный слой формальных христиан, причем принуждение порождало негативизм в религии и создавало реальную базу для атеистических воззрений.

Кардинально была изменена и система духовного образования. Хотя она его упорядочила и развила, но преподавание велось на латинском языке, было оторвано он реальной жизни. Петр взял за основу не греческую систему, а латинскую, позаимствовав ее с Малороссии, где уже были готовые кадры, учебники. Великоросские священнослужители не хотели отдавать в эти училища своих детей, они разбегались.

По мнению священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского:

«Два века тому назад положен был конец этой нашей священной, бытовой, народной… демократической конституции…
Увлекшись сильной централизацией власти западного королевского и императорского абсолютизма, Петр I перенес ее и к нам, объявивши себя императором и вместе с этим своим титулом насадивши у нас и все западные порядки в управлении, совершенно нам не свойственные, как имевшие под собою начало разобщенности между властью и народом, ею порабощенным или завоеванным …»

Петр разрушил старую модель управления государства и ее духовные основания. По мнению протоиерея Олега Митрова:

«Самодержавная монархия была разрушена, а ее место занял западный абсолютизм, родившийся в борьбе против Церкви. Первые лица государства перестали смотреть на свою власть как на власть, врученную им самим Богом. Со второй половины XVIII века они даже уже не были русскими ни по происхождению, ни по воспитанию, поскольку все супруги – а соответственно и матери императоров – были принцессами из протестантской Европы».

Московское государство до Петра I существовало в условиях относительной симфонии Церкви и государства, т. е. их сильной связи при относительной независимости Церкви. Но, помимо сильного самодержавного начала, имело место и широкое участие народа в управлении государством – в местном самоуправлении, Земских соборах, которые являли соборное начало в управлении страной. Такая система была достаточно гибкой и реализовывала механизм обратной связи между высшей властью и народом.

Возможно, Петр считал, что излишняя набожность, неторопливость, патриархальность являлись одними из причин отставания нации. Поэтому он пытался перекроить наш менталитет через насаждение европейских обычаев и государственное принуждение.

Но, делая все слишком быстро, не всегда разъясняя, он встретил оппозицию в среде духовенства, что и предопределило конфликт и характер его церковной реформы. Реформы Петра, как и реформы Никона, раскалывали общество.

Политический абсолютизм привел к тому, что какое-то обсуждение недостатков линии государя было невозможно, у Церкви была отнята возможность влиять на духовные процессы в обществе, с этого времени вместе с симфонией обратная связь между государством и народом и между церковью и государством была утрачена. Но именно подчинение Церкви государству было центральной причиной, вызвавшего как гибель династии, так и революцию 1917 года.

Несмотря на огромные достижения Петра, его династия после него стала деградировать.

В чем, возможно, был некий сакральный смысл, подобному тому, как это произошло с пресечением рода И. Грозного. 19 января 1730 года умирает внук Петра – Петр Алексеевич, испорченный своим окружением и показавший негодность к правлению. Вместе со смертью Петра II пресекся род Романовых в мужском колене. Устойчивость монархия получает лишь с начала XIX века.

Если Петр I диктовал свою волю элитам и всей стране, то в дальнейшем ситуация меняется. Личная власть монархов слабеет, они вынуждены править, озираясь на дворянство.

Если Бог хотел спасти Россию…

Как писал философ Владимир Соловьев:

«Если Бог хотел спасти Россию… то Петр Великий был несомненно таким человеком. При всех своих частных пороках и дикостях, он был историческим сотрудником Божиим…
И едва ли во всемирной истории есть другой пример такого, как у Петра Великого, всецелого, решительного и неуклонного преобладания одного нравственного интереса общего блага.
От ранних лет понявши, чего недостает России, чтобы стать на путь действительного совершенствования, он до последнего дня жизни заботился только о том, чтобы создать для нас эти необходимые условия.
В лице Петра Великого Россия решительно обличила и отвергла византийское искажение христианской идеи – самодовольный квиетизм…
Его власть была для него обязанностью непрерывного труда на пользу общую, а для России – необходимым условием ее поворота на путь истинного прогресса».

Россия, униженная и оскорбленная в период перестройки и лихих 90-х, вновь стала вставать с колен. После цикла потерь наступило время собирать русские земли и воссоздавать альтернативную западному миру цивилизацию, какой мы всегда и были.

Новая ситуация опускает железный занавес, еще более жесткий, чем во времена СССР. И России снова пригодится опыт Петра, который совершил невиданный военный, промышленный, культурный и научный скачок, подняв нашу Родину на невиданные высоты.

Как заявил президент России Владимир Путин на встрече с молодыми предпринимателями:

«Петр I Северную войну 21 год вел… Возвращал и укреплял – вот что он делал. Ну, судя по всему, на нашу долю тоже выпало возвращать и укреплять. И если мы будем исходить из того, что эти базовые ценности составляют основу нашего существования, мы, безусловно, преуспеем в решении задач, которые перед нами стоят».

 

Автор: Александр Одинцов

 

https://topwar.ru/history/