ВЕТЕР В ПАРУСА
Краевед Анатолий Жуков – об истории яхт-клубов в Хабаровске Сие симпатичное здание вот уже более полувека красуется на берегу Амура – на месте бывшего китайского базара у входа на улицу Советскую. Именуется оно яхт-клубом. Но это современное здание, а старинное стояло чуть в стороне. Там, где сегодня колесо обозрения, находилась засыпанная ныне бухточка, в которой швартовались небольшие корабли. «КОМАНДИР» ПЛЮСНИН Яхт-клуб – общество под таким названием существовало в России с 1846 года и объединяло любителей водного спорта, имевших свои помещения на берегах водоемов, а также парусные и гребные суда, организаторов спортивных состязаний, держателей мастерских и небольших верфей, на которых строились собственные яхты. В декабре 1913-го для сего дела в Хабаровске организовалась группа из более чем 20 инициативных и, в общем-то, не бедных граждан. В первый оргкомитет вошли такие известные хабаровцы, как Александр Васильевич и Петр Васильевич Плюснины, купцы Архиповы, Миллер, В.И. Адлер, Р.Э. Кирхгоф. В качестве строителя был приглашен архитектор Алексей Климентьевич Левтеев, на должность «командира» избрали А.В. Плюснина. Утвердили устав. Годовым праздником решили считать 25 мая. Почетным членом яхт-клуба избрали главного начальника края Николая Львовича Гондатти, преподнесли ему флаг и почетный билет. Сделавшие крупные пожертвования в пользу общества братья Плюснины, братья Богдановы и Р.Э. Кирхгоф стали пожизненными членами нового общества. ПРОГУЛКИ ПО АМУРУ Полутораэтажное здание-веранду с площадкой на крыше и флагштоком построили на берегу, рядом с Муравьевским утесом (там, где сейчас колесо обозрения). Стали устраивать за умеренную плату весьма частые прогулки по Амуру и Амурской протоке, гребные состязания. В самом здании яхт-клуба работал ресторан и буфет прохладительных напитков. Еженедельно вечером играл струнный оркестр военнопленных. Здесь же смогли разместить детский приют для детей воинов, ушедших на германский фронт Первой мировой, – до 50 человек. Уже в 1916 году на очередном заседании городской думы возбуждался вопрос (гласным думы И.Е. Андриановым) о нежелательности здесь торговли. Мол, яхт-клуб существует не для ресторана, а для спорта... И что арендатор не платит за аренду, тем самым нанося ущерб казне города. НА НОВОМ МЕСТЕ 8 августа 1917 года газета Благовещенска «Амурское Эхо» писала: «В Хабаровске спущена на воду яхта «Александр Керенский» с верфи яхт-клуба». Опубликованная здесь уникальная фотография отпечатана со стеклянного негатива. Датирована 1923 годом. Лет 30 назад она была найдена на чердаке краевого архива. На другом фото – автор проекта здания яхт-клуба А.К. Левтеев. В краевом архиве также хранятся, пожалуй, последние записи об этом заведении: «23 марта 1934 года. Бывший яхт-клуб в городском саду передать горкомхозу под ресторан, а для строительства новой спасательной станции [стало быть, она существовала здесь после закрытия яхт-клуба] передать бывшую площадку летней сцены. Временно под мастерскую ОСВОДа до 15 мая передать нижний этаж яхт-клуба». Перед войной здесь размещалась канцелярия парка культуры и отдыха. Современное здание яхт-клуба возведено в 1958–1961 годах уже на новом месте, на берегу другой бухты. Автор проекта – военный архитектор Михель Тевьевич Лубман (1928–1980).
Анатолий ЖУКОВ, краевед Фото из архива автора
МЕЖДУ ТЕМ Реконструкцию набережной Центрального района Хабаровска планируется завершить до конца 2023 года. Ход строительных работ, относящихся к четвертому этапу, недавно проинспектировали представители краевого минстроя и регионального министерства туризма. Как напомнил и.о. министра строительства края Алексей Дубов, этот объект реализуется в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Он также уточнил, что сроки завершения реконструкции были сдвинуты из-за сложной гидрологической обстановки в регионе. – Первые три этапа реконструкции набережной завершились еще в 2019 году. Сроки сдачи последнего – четвертого этапа были назначены на 2021-й, но из-за высокого уровня подъема воды, значительно осложнившего строительство, сделать это не удалось, – рассказал Алексей Дубов. Одновременно министерство строительства края во взаимодействии с региональным министерством туризма начинает работы по проектированию самой протяженной речной набережной на Дальнем Востоке. Включение уникального объекта в мастер-план Хабаровска послужило основой для определения одного из главных направлений развития речного фасада города. Составной частью объединенной набережной станет пешеходный мост, связывающий центральную часть с дамбой Амурского затона. По словам руководителя отдела реализации госпрограмм и инфраструктурных проектов министерства туризма края Михаила Сафронова, пешеходный маршрут длиною более 9 км уникален тем, что на всем его протяжении будут расположены знаковые для города и региона объекты культуры, спорта, отдыха и досуга. – Набережную обустроят смотровыми площадками, велодорожками, малыми архитектурными формами, а также зонами активного и спокойно го отдыха. Открытый бассейн, колесо обозрения, краеведческий и художественный музеи, филармония, вторая очередь гостиницы с аквапарком, арена «Ерофей» станут местами притяжения как для жителей, так и для гостей города. По предварительным оценкам, поток посетителей этой территории может составить более миллиона человек в год, – отметил Михаил Сафронов. |