Забытая миссия Г. Уоллеса
В доступных изданиях о деятельности советской дипломатии в годы Второй мировой войны отсутствует информация о пребывании вице-президента США Г. Уоллеса в нашей стране, в том числе на Дальнем Востоке. Коротко сообщается лишь о его миссии в Китае в июне—июле 1944 года. Только в книге воспоминаний нашего посла в США А.А. Громыко довольно подробно рассказано о Г. Уоллесе. Уоллес, как политический деятель, который представлял собой видную фигуру среди приверженцев политики Ф.Д.Рузвельта, и заслуживает того, чтобы о нем рассказать особо. Путь его миссии в Китай пролегал по авиатрассе АЛСИБ через Чукотку, Колыму, Якутию и далее через Сибирь и Среднюю Азию. На наш взгляд, в ходе визита в нашу страну он должен был решить (или подготовить их решение) несколько вопросов, по современным меркам имеющих геополитическое значение: - личное изучение внешнеполитической деятельности руководства СССР как военно-политического союзника США по антигитлеровской коалиции; - рекогносцировочное изучение восточных районов Советского Союза как плацдарма для войны с Японией, а также возможности страны и региона по оплате поставок товаров по ленд-лизу; - особое внимание уделить изучению попыток милитаристской Японии к установлению с 1943 года «особых» отношений с Советским Союзом; - изучить возможности использования секретной трассы «Z» в Казахстане для поставок американской военной техники в Китай. Его визит в Советский Союз преследовал не только цели взаимопонимания, изучения образа жизни советских людей и тех коренных социальных преобразований, которые произошли в советской стране. Было и другое. Как известно, в первый период войны обстановка на фронтах сложилась для нашей страны трудная. Враг оккупировал большую территорию, в том числе немало жизненно важных экономических районов нашей Родины. Враждебно настроенная к Советам зарубежная пресса была полна предсказаний о «скором экономическом крахе» СССР. Американские промышленные магнаты, финансовые и политические воротилы также не скрывали своего мнения на этот счет. Это не могло не сказаться на политическом курсе американского правительства в вопросе об оказании военной и экономической помощи Советскому Союзу. В конгрессе раздавались голоса, что Америка не может подвергать себя риску, не имея гарантии платежеспособности Советов. Более здравые голоса отвечали скептикам: «Если будет повержена под ударами фашистской машины Россия, тогда не устоит и Америка». Высокий потенциал северо-восточных районов СССР давно привлекал правящие круги Америки. Но ясного представления о нашем северо-востоке за рубежом не имелось. Его рисовали диким, необжитым краем. И все же о богатствах недр советской Колымы уже тогда ходили легенды. В этой связи поездка вице-президента США Генри Уоллеса в города Магадан, Якутск и Комсомольск-на-Амуре в мае 1944 года должна была многое прояснить. Приметный самолет СИ-47 полковника И.П. Мазурука, на котором совершал свои маршруты вице-президент, можно было видеть во многих аэропортах Колымы и Чукотки. Дальновидный американец понимал, что, несмотря на еще слабую техническую оснащенность и невысокую организацию труда, транспортные затруднения, освоение Колымы идет полным ходом и результаты труда горняков и золотодобытчиков налицо. Кульминацией его пребывания на Севере, «колымским сюрпризом» оказалось посещение одного из сусуманских приисков. Подчеркнем, что значительная часть колымского золота шла в США для оплаты поставок грузов ленд-лиза и перевозилась дальстроевским пароходом «Трансбалт». Как теперь известно, сразу после окончания войны с Японией он был потоплен американской подлодкой ?!? Высокому представителю американского правительства дружелюбно были открыты все «двери» на земле колымской, поскольку было известно, что Генри Уоллес горячий сторонник президента Ф. Рузвельта в проводимом им политическом курсе на сближение и расширение политических и экономических контактов с Советским Союзом. В своей официальной речи в Магадане – столице «валютного цеха» страны, кроме обычных слов приветствия и благодарности за теплый прием, оказанный ему и его соотечественникам, он говорил о высокой миссии антифашистской коалиции четырех великих держав. Определенный интерес для американцев представляло и начавшееся в 1943 году строительство железной дороги от Комсомольска-на-Амуредо Советской Гавани. Это был второй выход к Тихому океану и в то время представлял стратегический объект. Кроме того, в строящийся порт Ванино по ленд-лизу американцы поставляли паровозы для этой дороги. А.А. Громыко отмечает, Г. Уоллес смог основательно пополнить свои познания о России и нашем народе во время посещения Магадана, Якутска, Комсомольска-на-Амуре, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Алма-Аты, Ташкента и некоторых других городов. После возвращения в США он сообщил А.А. Громыко, что эта поездка по Советскому Союзу произвела на него огромное впечатление. И потом не раз Г. Уоллес подтверждал это мнение. Он, можно сказать, открыл для себя Советский Союз, увидев своими глазами величие духа, самоотверженность и стойкость нашего народа. В беседах Г. Уоллес обычно по своей инициативе заводил разговор на тему об общности интересов США и СССР в международных делах. Полностью отдавая себе отчет в том, что эти государства принадлежат к разным общественным системам, он развивал тезис, что американский и советский народы имеют все возможности для плодотворного сотрудничества. Обе державы располагают колоссальными естественными ресурсами, огромными промышленными потенциалами. Он верил, что Советский Союз восстановит свою пострадавшую от войны экономику и будет успешно ее развивать. Но советско-американское сотрудничество должно означать прежде всего исключение военных столкновений между США и СССР. В теоретическое обоснование необходимости мирного сотрудничества США и СССР и принципа мирного сосуществования Уоллес особенно не углублялся, даже не очень любил вникать в эту, как он называл, «высокую материю». Он рассуждал категорично: «Американцы и русские никогда не должны ни убивать друг друга, ни вообще допускать развязывания новой войны». Несомненно, что особый интерес у американцев был к советско-японским отношениям. Напомним, что министр иностранных дел Японии М.Сигэмицу с осени 1943 года начал разрабатывать идею специальной миссии в Москву. 10 сентября посол Сато впервые сообщил об этом В.М. Молотову и уже через три дня получил вежливый, но решительный отказ. Сыграло свою роль и то, что Сато не имел детальных инструкций: в Кремле от него требовали подробностей предполагаемой миссии, а Токио стремился сначала заручиться принципиальным согласием на её прием. Потом эта история будет повторяться с завидной регулярностью. Разгром армий союзников по «оси» в Северной Африке, успехи Красной армии, капитуляция Италии и отказ Советского Союза от любого мирного посредничества между Москвой и Берлином подводили японских дипломатов к мысли о необходимости эффектного дипломатического демарша. Кстати, с этого времени отношение японских властей к советским дипломатам стало быстро и заметно меняться к лучшему. Причинно-следственная связь вполне очевидна. М. Сигэмицу попытался повторить свои мирные предложения в апреле 1944 года, в связи с заключением рыболовного соглашения, но с тем же успехом. Новый советский ответ содержал лишь ссылку на предыдущий, добавить к которому было нечего. Пакт о нейтралитете оставался в силе, но, как свидетельствуют рассекреченные в декабре 1996 года материалы закрытых заседаний нижней палаты японского парламента, министр уже осенью 1943 года предвидел возможность скорого расторжения пакта Москвой, как только он станет ей не нужен. Летом 1944 года американская дипломатия предприняла активные попытки стабилизировать положение правительства Чан Кай-ши, объединить гоминьдановские армии и силы, руководимые Коммунистической партией Китая во главе с Мао Цзедуном, под единым командованием. Для решения этой геополитической задачи в июне 1944 года в Китай и был направлен вице-президент США Генри Уоллес в качестве личного представителя президента Рузвельта. Американцы настойчиво добивались не только согласия советского правительства, но и помощи в переброске грузов ленд-лиза из Ирана в Китай для Чан-Кайши по «трассе Z». Как известно, осенью 1937 года началась переброска по специальной трассе (в документах обозначалась как «трасса Z») военных грузов из СССР китайским армиям Чан-Кайши, сражавшимся против вторгнувшихся японских войск. Автотрасса (2925 километров) начиналась от Сары-Озек (Казахстан) и заканчивалась в Ланьчжоу (Китай). Советское правительство, идя навстречу пожеланиям американского правительства, согласилось разрешить 1100 американцам сопровождать 500 грузовиков из Ирана в Китай. Американские военные произвели необходимые расчёты, но в Синьцзяне вспыхнули массовые волнения и восстания против местного правления и гоминьдановской администрации. 12 ноября 1944 г. Илийская организация освобождения с помощью советских военных советников провозгласила создание примерно на пятой части территории Синьцзяна (три округа - Илийский, Тачэнский и Алтайский) временного правительства Республики Восточный Туркестан. «Трасса Z» проходила юго-западнее, но по самому краю Илийского округа, между территориями, контролируемыми «властью трёх округов» и властями Синьцзяна (теперь, по сути Южного Синьцзяна). В силу сложившейся в Синьцзяне обстановки советское правительство посчитало целесообразным отложить на некоторое время вышеуказанную операцию по переброске грузовиков в Китай. Заключение. Сегодня, когда американская администрация практически возрождает послевоенную политику «большой дубинки», а в мире полыхают локальные войны, уместно будет напомнить некоторые оценки периода Второй мировой войны. Тогда американские политики трезво оценивали обстановку и считали, что в 1942 г. только героическое сопротивление советского народа представляло собой твердую гарантию спасения мира от фашистского господства, которое грозило не оставить места «под солнцем» для США. «Человеческая слабость, — писал позднее бывший государственный секретарь США Эдуард Стеттиниус в книге «Рузвельт и русские», — заключается в том, что люди слишком быстро забывают обстоятельства прошлых лет. Американский народ должен помнить, что в 1942 г. он был на краю катастрофы. Если бы Советский Союз не удержал своего фронта, немцы были бы в состоянии завоеватьВеликобританию; они могли бы также вторгнуться в Африку, и в этом случае они создали бы плацдарм в Латинской Америке. Президент Рузвельт всегда помнил об этой нависшей опасности». Примечание: УОЛЛЕС Генри Эгард (1888- 1945) - вице – президент США в 1941-1945 гг. от демократической партии. Приверженец политики Ф.Д.Рузвельта, выступал за развитие отношений между СССР и США.
Филонов Александр Михайлович, полковник в отставке, ученый секретарь Хабаровского регионального отделения Русского географического общества |
Комментарии
Удивительно, уважаемый
Удивительно, уважаемый Александр Михайлович, что после публикации в 2010 году основанного на архивных материалах очерка Владимира Нечипорюка (надеюсь, знаете его) о визите Генри Уоллеса в СССР, продолжаете вслед за полуграмотными краеведами и журналистами твердить о "забытой миссии".
Очень рекомендую пользоваться архивными источниками, а не сомнительными воспоминаниями. На последнее замечание меня подтолкнуло ваше упоминание о Си-47 И.П. Мазурука. Его к пилотированию самолета Г. Уоллеса не допускали. Вице-президент повсеместно летал на своей машине, экипаж которой возглавлял полковник ВВС США Ричард Койда. Исключение составил полет в Магадан. ВПП "Сокола" не могла принять тяжелый Си-54. В Магадан и обратно в Сеймчан Уоллеса на Си-47 доставил экипаж капитана Маслякова.
Вам бы эти вещи тем более следовало знать, если учесть, что в поездке Уоллеса по Дальнему Востоку и Сибири сопровождал главный хабаровский чекист С.А. Гоглидзе. И речь на их встречах шла о куда более важных вещах, чем "о секретной трассе "Z", в которой американцы к лету 1944 года, господствуя в Тихом и Индийском океанах, абсолютно не нуждались.
С уважением, Vikentivch.