КОРАБЛИ УХОДЯТ – ЗАВОД ОСТАЁТСЯ

70-летие предприятия коллектив Хабаровского судостроительного отметил в День корабела

Утром у заводской проходной была открыта экспозиция, отображающая историю завода, его настоящее и будущее. Прозвучали фамилии тех, кто в канун юбилея занесен на доску и в книгу почета, отмечен ветеранскими и другими званиями, традиционно присуждаемыми на предприятии.

После обеда торжества продолжились в Доме офицеров Восточного военного округа. Там коллектив завода, укрепляющий ратную мощь страны на протяжении всей своей истории, поздравили руководители регионального правительства, администрации Хабаровска, Объединенной судостроительной корпорации.

ВРЕМЯ ШВАРТОВЫХ

С 1953 года завод построил более 350 кораблей и судов различных классов и назначений, в том числе на воздушной подушке и подводных крыльях. Формирование корпусов, достроечные и электромонтажные работы выполняются в крытых отапливаемых эллингах, что позволяет одновременно строить до 15 судов со сдачей до двух единиц ежегодно. Хабаровские корабелы участвуют в федеральной программе «Квоты под киль», цель которой – создание промыслового флота на отечественных верфях. Весной 2020 года они заложили два краболова по заказу магаданской добывающей компании.

– Непростые конструкции – носовая и кормовая конечности корпуса краболова. Другие корпусные работы выполнялись легче, – говорит заместитель генерального директора завода по производству Алексей Шабанов.

Осложнения возникли при монтаже импортного оборудования. Проектант не в полной мере учел нюансы. Завод корректировал документацию, переделывал уже готовые конструкции и системы.

Кроме того, были замечания и претензии у Российского морского регистра судоходства – государственного учреждения технического надзора за кораблями. И заказчик не преминул воспользоваться правом вносить изменения в проект. В общем, на «Омолоне», как назвали первый краболов, работ прибавилось, но это не выбило заводчан из контрольного графика.

В марте этого года судно передали заказчику. В наступившем июле с достроечной базы завода в Приморье отправится на швартовые испытания второй краболов, названный «Кедон».

– Он насыщен всем оборудованием, включая навигационное и электрическое, всеми системами. Пока остается незаконченной обстройка судовых помещений, которая запланирована на август, – уточняет заместитель генерального директора предприятия.

На швартовых испытаниях проходит пробный пуск главного двигателя и дизель-генераторов, что корабелы именуют первым дымом. Он появился, значит, корабль стал живым.

ЗЕМЛЕСОС ДЛЯ БУРЕИ

Год назад завод подключился к выполнению заказа федерального учреждения «Речводпуть». Его реализует Судоремонтно-судостроительная корпорация Поволжья. Серия судов-землесосов предназначена для дноуглубления. Построенное Хабаровским судостроительным получит «Амурводпуть».

Конструкторы и технологи ведут отработку документации и вносят правки в чертежи, чего не было исполнено после сдачи головного образца, который эксплуатирует «Волгаводпуть».

– Корпус собран. Начат монтаж оборудования и систем. Приступили к покраске, – сообщает Алексей Шабанов.

Главное в несамоходном судне трапециевидной конструкции – насос, засасывающий пульпу, что обеспечит углубление фарватера на Бурее. Там строится газоперерабатывающий комплекс, оборудование для которого транспортируется водным путем. Насос планировался импортный, однако будет отечественный. Замена добавила хлопот, но остался неизменным срок сдачи – октябрь 2024 года.

Одновременно с судостроением хабаровские корабелы занимаются ремонтными работами. Прежде всего речь о том флоте, который был ими создан. Это сторожевые катера Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Морским путем прибыли на ремонт вспомогательные суда Тихоокеанского флота.

Другой традиционный заказчик – Хабаровский речной порт, обновляющий танкеры, буксиры, баржи.

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ «ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ»

Учеником слесаря был принят в механический цех Виктор Удимец. Там работал его двоюродный брат Леонид Мироненко, и это стало решающим аргументом для юноши, считавшего того примером во всем.

Было это в 1967 году, когда Виктор получил аттестат зрелости. Его учителем в профильном слесарном деле, сориентированном на изготовление МСЧ – машиностроительных частей, другими словами, деталей для корабля, был Алексей Петрович Жернов, которому тогда едва перевалило за 30, но он прививал навыки рабочего мастерства с поразительной щедростью.

Через несколько месяцев – сдача на разряд. Потом командировка по родственным предприятиям страны, включая ужгородский, николаевский, сумской заводы и, конечно же, московский – и ощущение гордости, что родной хабаровский превосходил их по оснащению.

Как-то Виктор попался на глаза директору завода Михаилу Васильевичу Чистову, который был наслышан о нем, а потому остановил, чтобы сказать: «Учиться тебе надо, парень!..»

Обучение в механическом техникуме без отрыва от производства вывело слесаря в технологи по оснастке. Затем последовало назначение мастером, начальником бюро…

– Тогда завод переходил с гражданской продукции на военную. Работали много, – вспоминает Виктор Евтихиевич. – Только в санаториях появлялось время посидеть с удочкой, понаблюдать за бурундуком. Молодого специалиста перевели из механического цеха в инструментальный, утвердив его начальником. Удимец работал рука об руку с начальником ремонтно-механического участка Евгением Проценко, главным инженером Владимиром Леоновым, начальником корпусного цеха Евгением Мининым, другими пришедшими на завод, как он сам, в 1960-е годы.

Судостроительный был кузницей кадров: здесь начинали Юрий Ионов, впоследствии возглавлявший Индустриальный район Хабаровска, Григорий Медведь, ставший заместителем председателя краевого суда, Сергей Лопатин, министр регионального правительства первого состава. Время берет свое: Удимец – единственный из поколения «шестидесятников», кто продолжает руководить цехом, правда, объединенным, механо-инструментальным.

– Раньше было чем привлечь на завод, ведь он имел жилфонд, детсады, дом культуры. А как сделать это сейчас? – размышляет Виктор Евтихиевич. – Добиться, чтобы человек нашел призвание на заводе. Если он сам в этом убежден, вряд ли станет искать что-то лучше…

К преданным заводу кадрам Виктор Евтихиевич относит Александра Ковалышина, руководителя проекта, Павла Горчакова, зам.начальника механо-инструментального. Как нетрудно догадаться, Удимец сам причастен к тому, чтобы представители поколения, вступившего в жизнь в рыночных реалиях, поверили в свои силы.

«МУРЕНЫ» ВОЗВРАЩАЮТСЯ

С февраля на 4-м этаже заводоуправления занимается группа судосборщиков Хабаровского колледжа водного транспорта и промышленности. Группа сварщиков проходила трехмесячную практику, и наиболее подготовленные из ребят получали стипендию в размере минимального размера оплаты труда.

Хотя загруженность предприятия оставляет желать лучшего, дефицит специалистов ведущих рабочих профессий сохраняется. А ведь впереди второй этап реализации программы «Квоты под киль». Компания «Маг-Си Интернешнл», для которой построены краболовы, намерена продолжить обновление флота в партнерстве с хабаровскими корабелами. Другие добывающие фирмы предлагают заключить договор о намерениях, чтобы сразу после тендера разместить заказ. Министерство обороны подтвердило заинтересованность в поставках десантных кораблей на воздушной подушке – легендарных «Мурен». Очередную круглую дату хабаровские корабелы встретили с убеждением, что впереди, как формулировал поэт, груда дел.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото aoosk.ru

 

ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 26 (8364) - 2023

г. Хабаровск