БУЛАВА – КЛАДОВАЯ МИФОВ

Как Юрий Куйсали превратил свою жизнь в сказку

Живет в селе Булава удивительный человек – мастер резьбы по дереву Юрий Никитович Куйсали. Все самые прекрасные минуты в его жизни связаны с этим ремеслом.                                                                   

Когда он думает о той минуте, когда сядет за стол, возьмет в руки резец, – он уже счастлив. То одним рубанком досочку пробежит, то другим, яичко положи – не упадет. Фуганок аж птицей посвистывает. Стружка такая тонкая, чуть ли не светится. Вся в капельках – янтарных слезках.                                                                          

И в этом чуде – белая роспись, сквозь которую проглядывают следы тысячелетий. Удивительно, что же это за такие вечные краски? Нечто очень хрупкое стоит на деревянной колоде. У этой работы нет названия.                                                                              

– Сами придумайте, – советует Куйсали. – Дерево разговаривает со мной, понимаете? И я выражаю это в своей работе.                                                                             

Для всего этого существуют специальные термины: белье, горбушка, штихель… Но как-то не подходят эти слова для работяги-затворника, настолько он одухотворен. Внешность у него самая что ни на есть булавинская. С могучим разворотом плеч и «чугунными» ладонями, похожими на лезвия лопат. Многие его рисовали. И скульптуры с него делали из дерева, говоря в шутку: «Твоя голова топора просит!» Толпой заваливаются к нему школьники, которых он учит рисунку.                                                                      

– Ульчи имеют свой код. Орнаменты. Спирали встречаются в узорах многих народов. На севере означают солнце, у нас – реку.                                                                           

МАНГУНЫ, ЮПИТАЦЗЫ, СУШЕНЬ                                                              

Это похоже на наваждение: плывешь по Амуру и вдруг на горе – деревенька. Она словно втянута в реку и составляет с ней одно целое. Такое впечатление, что поставили ее специально для того, чтобы встречать путников.                                                               

Далеко раскинулась Ульчия. В заповедных местах среди лесов и рек угнездилась Булава. По-ульчски это название звучит как Булау, то есть шаманский посох. Есть легенда, что когда-то ульчи жили на юге, а потом бежали на север от Чингисхана. Шаман, который плыл на одном из плотов, сказал: где он бросит свой посох, там быть стойбищу.                                                                         

Священный утес Аури – по сей день место поклонения ульчей. Народ этот называли мангунами, юпитацзами, сушень. Этноним «ульчи» ввел в научную литературу Л.И. Шренк по названию одного из родов – Ольчи.                                                                    

СТОЙБИЩЕ КАК НЕВЕСТА                                                                   

Куйсали – как скала на Аури. Уж если улыбнется, то словно одарит светом.

Живет незамутненной жизнью.                                                                       

Его биография типична для поколения 1980-х. Учился в Булаве, пошел работать в Тахтинский леспромхоз, окончил Хабаровское училище искусств по специальности «декоративно-прикладное искусство: художник-мастер по художественной обработке дерева». Работал директором местной детской школы искусств…                                                                 

В Амуре вода коричневая, как чай. Пахнет живой рыбой, илом и моченой древесиной. Река неспешно несет свои воды – так и в Булаве протекает неторопливая жизнь. Все, кто когда-либо бывал там, замечали стойбище. Оно расположено так, что, с какой бы стороны ни шел, ни ехал, ни плыл, ни летел, увидишь его.                                                                     

Центр национальной культуры – как матрешка. Туда входят художественная школа, этнографический музей, ульчский зимник «Хагду», амбар на сваях «Такту силдэ», срубы для медведя «Коори» и «Кэрэн». Будто невеста в подвенечном уборе – такая дивная, откуда ни посмотри! Здесь столько красоты! От закостеневших в смоле сосновых бревен в обхват, из которых срублены венцы, до мансарды под крышей.                                                                       

ИЗ БАБУШКИНЫХ СУНДУКОВ…                                                                           

Булава – кладовая мифов. Ульчи – потомки охотников и собирателей, живших восемь тысячелетий назад. Место уникального феномена – синтеза фольклора с орнаментами. Произошло это не в глубокой древности, а во второй половине XX века. И связано с именами Дмитрия Ангина и Кириса Киле. Один был художником, другой – педагогом. Они воплотили в жизнь мечту ульчей. Здесь 10 клубных формирований. Кружковцы занимаются резьбой, вышивкой, обработкой рыбьей кожи, бересты, плетением особых поясов, хореографией, вокалом. Проводятся мастер-классы, утренники, вечера.                                                                        

Возводили центр всем миром. Из бабушкиных сундуков несли старые вещи. Дмитрий Иванович и Кирис Канганович вместе с учениками Николаем У, Юрием Куйсали, Иваном Росугбу и Анатолием Дечули таскали бревна. Бывает так, что музей – это застывшее собрание экспонатов. В Булаве иначе. Здесь кажется, что сам воздух живой.                                                                        

Под руководством Ангина и в соавторстве с П.Я. Гонтмахером, В.К. Дечули и В.П. Дечули в 1989 году увидела свет первая в истории педагогики программа преподавания народного традиционного искусства (резьба по дереву, вышивка и т.д.) для художественных школ.                                                                   

БУКВЫ ОТ «А» ДО «Я»                                                                            

В Булаве (1 458 тыс. жителей) ульчи составляют примерно половину населения. А значит, здесь живет четверть всего этого крошечного (2,7 тыс. человек) этноса. В их жилах течет разная кровь. Например, роды Тумали, Удзял и Ходжер – нанайского происхождения, Килор и Баявсал – тунгусского, Ангин и Дяксул – нивхского, Ольчи – орочского, Куйсали и Дуван – айнского, Ван и Дяфу – китайского, Дечули – маньчжурского.                                                                         

У ульчей не было письменности. И только в 1985 году Орест Суник выпустил монографию «Ульчский язык», в которую вошли уникальные фольклорные тексты с русским переводом, а также первые ульчско-русский и русско-ульчский словари для начальной школы.                                                                             

Для того чтобы можно было начать преподавание, Суник разработал ульчский алфавит на основе русской графики. В 1992 году вышел первый букварь. Он был создан Лидией Ивановной Сем и педагогом начальных классов Булавинской средней школы Клавдией Федоровной Дечули.                                                                        

ОКАЖИСЬ КУЙСАЛИ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ                                                                

Здесь сохранился промысел, которым владеют всего несколько человек в мире. Юрий Куйсали делает оморочки, на которых ульчи добирались до Сахалина.                                                                   

– Мне проще сделать лодку, чем объяснить как, – улыбается мастер. По его словам, лодка вырубается топорами из цельного ствола корейского кедра, тополя или липы. Между бортами вставляются деревянные палочки – распорки.                                                                   

Самое сложное – развести лодку. А делается это так: берут тонкие прутья, сгибают их в дугу и концами упирают в край стенок. Подогревая то бок, то дно, постепенно увеличивают число прутьев. Борта лодки распахиваются, как лепестки на цветке.                                                                      

Такой человек, окажись он хоть на Северном полюсе, хоть в пустыне или в тайге, нигде не пропадет. Пара минут – и огонь разожжет, и сани соорудит, и ложку на ходу вырежет.                                                                           

«В МОИХ РУКАХ – «ДУША РОССИИ»                                                                            

Отчеркнув линейкой кайму и накидав штрихи, складывающиеся в силуэт диковинной птицы, Юрий Куйсули берет в руки резец. Ловко держит он рукоять ножа. Дивное кружево растет прямо на глазах. Ведь есть только одна-единственная птица, про которую говорят: «Та самая!»                                                                           

– В моих руках – «Душа России», – показывает он награду, которую ему вручил министр культуры РФ. Эта премия присуждается выдающимся деятелям, посвятившим свою жизнь народному искусству. Людям, внесшим значительный вклад в самобытную культуру, создавшим собственные системы передачи народных традиций – школы, мастерские, студии.                                                                  

Оригинальные работы члена Союза художников России, народного мастера Куйсали украшают экспозиции Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, Дальневосточного художественного музея, Национального музея искусств в Осаке (Япония) и Национальной галереи искусства в Сиэтле (США). Дипломы, грамоты, благодарности и медали – свидетели участия в выставках разного масштаба.                                                                   

И все-таки поражает не обилие титулов и званий. На сегодняшний день у Юрия Никитовича 102 ученика в Булаве, а любимые дочери и супруга – вышивальщицы каких поискать! На таких людях земля держится – от села до целой страны. За что им честь и хвала.

 

Александр САВЧЕНКО

фото автора и из архива Ю.Н. Куйсали

 

Газета «Приамурские ведомости», № 31 (8420) 2024 года

г. Хабаровск