ИВАН КРЮКОВ: ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ЛЮДИ

В Гродековском музее большое развитие получила оцифровка экспонатов.

Во все времена человеческой цивилизации остаются какие-либо свидетельства или артефакты, по которым узнают или восстанавливают отдельные события или целые исторические эпохи. Эту связь времен и веков бережно хранят специалисты важной и, можно сказать, очень нужной для всех поколений профессии – музейные работники.

О том, как в нашем крае ведется музейная работа, точнее, как воссоздается и хранится наша дальневосточная история, беседуют директор Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, краевой депутат, кандидат исторических наук Иван Крюков и политический обозреватель газеты «Приамурские ведомости» Евгений Чадаев. 

- Иван Владимирович, что для вас значит музейная работа и какие музеи представлены у нас  в крае?

- В Гродековском музее я начал работать с 2008 года в должности старшего научного сотрудника после окончания исторического факультета университета. С августа 2018 года руковожу этим музейным учреждением.

А музейная система Хабаровского края начала создаваться еще в позапрошлом веке и на всем протяжении ее истории непрерывно развивается. Несмотря на сложные и трагичные периоды в нашей истории - Гражданская или Великая Отечественная войны, перипетии 30-х или 90-х годов прошлого века и других исторических периодов, работники наших музеев всегда собирают и хранят историю.

Сегодня в двух городских округах и в каждом муниципальном районе края есть свои музеи. Они могут быть отдельными музейными учреждениями, или же входить в структуру местных домов культуры. Помимо этого, есть еще школьные или ведомственные музеи (как, например, музей Амурского моста РЖД), существуют и частные музеи.

Сразу оговорюсь, что категория «развитие» означает не только и не столько простое увеличение какого-либо числа музеев. Здесь очень важна и категория «качество», под которой мы понимаем ценность музейных экспонатов, их уникальность или значимость для отечественной или мировой истории. И самостоятельность тоже есть важная категория, она ведь создает большие возможности для творчества и поисковой работы.

Что же касается нашего, Гродековского музея - это один из ведущих в стране, уникальный в своем роде комплекс, входящий в топ-10 всех музеев Российской Федерации. Есть даже такая шутливая история, что про нас все слышат, но до нас не всегда это доходит!

Наш коллектив – это 170 музейных работников самой различной музейной специализации и соответствующей квалификации. За последние несколько лет произошло его омоложение, пришло большое число творческих и деятельных специалистов, желающих заниматься активной поисковой и научно-исследовательской работой. Есть и состоявшиеся работники, своего рода «алмазы» в своем музейном направлении. Последних, к слову,  у нас целых девять – этнография, история, культура и искусство Дальнего Востока и другие.

Музейный комплекс Гродековского музея включает в себя пять зданий: музей археологии, Амурского утеса и соединенный комплекс из трех зданий. Конечно, может показаться, что у нас очень много музейной площади, тем не менее, практически каждую неделю идет пополнение наших  фондов, и мы готовы выставить куда больше экспонатов, нежели можем сегодня разместить для посетителей.

Мы называем себя Музеем, открытым для наших друзей, другими словами, он есть дружелюбная открытая культурная институция, готовая сотрудничать со всеми посетителями и друзьями Хабаровского края.

- Какие передовые технологии сегодня используются для сохранения и популяризации музейных ценностей?

- Основных, можно сказать, классических форм популяризации всего три – выставки, экспозиции, каталоги (обычные или электронные). Есть еще разного рода научные публикации в специализированных журналах или конференции (обычные или в режиме видео-конференц-связи).

Но технологии развиваются. Сегодня большое развитие получила оцифровка музейных экспонатов. Министерство культуры Российской Федерации поставило всем музеям задачу – оцифровать все музейные фонды и перевести их в электронный Государственный каталог. У нас полмиллиона единиц хранения и наша планка – ежегодный перевод в новую форму примерно по 40 тысяч музейных единиц. Сюда входит фотографирование, сканирование и описание всех хранимых экспонатов. Сегодня оцифровано уже тридцать процентов наших единиц хранения.

Чем важно еще цифрование, так это тем, что стало намного легче проводить все три вышеупомянутые формы, причем  как по времени, так и по расстоянию. Последнее сегодня вообще не проблема, ведь в этом случае ничего упаковывать и перевозить не надо.

А для детального изучения сегодня актуально несколько музейных направлений.

Первое – это современная история, которая вершится, скажем так, сегодня и на наших глазах. Ведь каждый день нынешней дальневосточной истории так насыщен, что надо успевать сохранить самое главное и основное. Проанализировать можно и позже, но собрать надо сейчас! Формулу музейного дела можно представить так: «Собрать – сохранить – изучить – показать». Не сделал первое, дальше продолжения нет.

Второе- этнография. Для Дальнего Востока это особое направление исследований. Здесь история, традиции, культурные коды.

Третьеи тоже очень актуальное направление - дальневосточная литература и искусство.

Далее- археология, которая также традиционна и значима для всех наших экспедиций и научных исследований. Как египетские пирамиды, так и наша найденная дальневосточная керамика одинаково важны для цивилизации. В истории, в общем-то, все очень важно и все надо сохранять для потомков.

- Какие значимые пополнения или находки появились в Гродековском музее за последние годы?

- Внучатый племянник графа Н.Н. Муравьева-Амурского безвозмездно передал нам десять лет назад  часть скатерти, на которой был подписан Айгунский договор в 1858 году и территории Дальнего Востока к северу от Амура перешли под юрисдикцию Российской империи. Другой пример. Из амурского села Елабуга нам передали эбонитовую капсулу, в которой хранились метрики солдат, ведь раньше таких интересных вещей у нас не было. А сейчас, например, готовится большая экспозиция к 100-летию со дня рождения Алексея Клементьевича Чёрного. Идет переписка с его дочерью, мы уже издали книгу воспоминаний. Это ведь тоже была целая эпоха в истории края.

Мы закупили большое количество фотографий времен Гражданской войны на Дальнем Востоке, подготовили и издали большой каталог. А вообще мы за год принимаем или покупаем свыше  тысячи фотографий и экспонатов. И каждый раз появляется что-то новое и уникальное для нас и для дальневосточной истории.

- Получается, вашему музею либо дарят, либо продают какие-либо ценности, представляющие музейный интерес?

- Да. Но про археологические находки, понятно, речь не идет. Имеются в виду те артефакты, раритеты, семейные реликвии или вещи, которые находятся у юридических или (что чаще всего) физических лиц. Например, какой-то человек сообщает, что он хочет подарить или продать имеющуюся у него историческую вещь, воинские награды, фотографии или еще что-то, доставшееся ему по наследству. Бывает, что и сторонние люди сообщают о каких-либо раритетах, найденных на антресолях или в кладовках. Наши специалисты приезжают, изучают вещи, которые могут представлять ценность для истории или культуры.

  Есть и дальневосточники-патриоты, покупающие в антикварных магазинах, на «блошиных рынках» весьма ценные для музея вещи и затем дарящие их нам. Мы всегда очень благодарны этим людям. Такая форма пополнения часто бывает неожиданной, но всегда очень ценной. Ведь историю любого государства делают сами люди, и именно от них мы формируем всю нашу музейную систему.

- Значит, мы можем рассчитывать на добрые намерения и настроения жителей края, искренне желающих пополнять и сохранять нашу дальневосточную историю?

- Конечно. Пользуясь предоставленной возможностью, руководство Гродековского музея обращается к жителям края с просьбой информировать  наш музей предложениями о сохранении для истории каких-либо вещей, документов, фотографий, произведений литературы и искусства и тому подобного. Можно лично принести их в музей  (ул.  Шевченко, 11), или наши работники могут приехать и провести на месте их изучение и оценку.

Здесь самое главное вот что. Во-первых, все полученные нашим музеем экспонаты будут храниться очень долгие годы и в надлежащих музейных условиях. Во-вторых, из всех новых поступлений, крупинок воспоминаний создается сама история края или расширяются, к примеру, наши познания о биографии какого-либо  конкретного исторического персонажа.

Например, у нас раньше вообще не было вещей, писем, документов  вышеупомянутого А.К. Чёрного. В девяностые годы прошлого века практически ничто не поступало в наш музей (трудные были годы для многих людей) и сегодня надо восполнять наши фонды. Не надо стесняться, значима или нет какая-нибудь вещь, любая из них завтра становится историческим экспонатом.

Музеи всегда были, есть и будут  хранилищем для каких-либо ценных исторических вещей или находок. И сами жители края также являются его живой историей, память о каждом из них всегда значима и бесценна как для нынешнего, так и для будущих поколений...

 

Беседовал Евгений ЧАДАЕВ

«Приамурские ведомости», №36-2020