ЗОЛОТАЯ РЫБКА АЛЕКСАНДРА ИВОЛГИНА
Как гидрогеолог из рыбьих костей делает настоящие произведения искусства Вот так бывает: живешь на белом свете, а красоты вокруг не замечаешь. Увидишь ее только тогда, когда она в буквальном смысле слова взмахнет словно русалка рыбьим хвостом. Взять, например, такую привычную для любителей рыбалки деталь, как рыбная кость. В забавном мультфильме «Уха» есть замечательный герой – дегустатор, который ходит по ресторанам, пробует разные блюда и пишет о них критические заметки. В начале сказки он очень худой, зеленый и вредный. И только после того, как отведал ухи, приготовленной по всем правилам русской кухни, стал добрым. Вероятно, подобное преображение ожидает всех, кто познакомится с хабаровчанином Александром Иволгиным, знатоком рыбной кухни, который не делает культа из еды, а после вкушения аппетитного рыбного блюда создает картины из… костей речных обитателей. Впрочем, ничего странного здесь нет. Делают же из слоновой кости потрясающие вещицы, которые выставляются в музеях. Оказывается, картины из рыбьих костей были популярны в древности. В королевском музее Эдинбурга находится панно «Корзина с цветами» неизвестного художника, выложенное из кусочков пикши. Вот мастер и решил прославить золотую рыбку своими поистине золотыми руками. В анкете в графе «профессия» он пишет гидрогеолог. Но в душе Александр Иволгин – художник. Соединив в своей жизни геологию и искусство, он подчинил их главному делу – сохранению в Хабаровском крае драгоценных островков дикой природы. КОСТОЧКА К КОСТОЧКЕ… Матеиалом мастеру служит то, что обычно выбрасывается в ведро. Растения, ракушки, монтажная пена, проволока, глина, гипс, стекло – из чего только не творил свои картины Иволгин, пока однажды на рыбалке не обратил внимание на рыбью кость, походившую на крыло журавля. Кстати, любимой его птицы. В голове родилась картина, в которую сами сложились ребра, глаза, жаберные крышки, косточки… Александр Иволгин вертит в руках карасиную кость (кулачища у него как у Валуева, телосложение богатырское), рассматривает ее через лупу, включает «бормашинку» для обточки, и процесс начинается. Технологию обработки подручного материала Иволгину пришлось открыть самому. Сначала рыба отваривается, кости сортируются – большие к большим, маленькие к маленьким. Затем очищаются, обезжириваются, отбеливаются, сушатся и лакируются. Но прежде чем они попадут в стеклопакет, мастер своих персонажей «точкует», то есть макетирует на картоне. Подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию. Некоторые косточки приходится подрезать и подпиливать, сгибать, скручивать, выпрямлять. Только после этих ювелирных действий они переносятся на прозрачную основу, приклеиваются. ШЕДЕВР ПОД НАЗВАНИЕМ «ТИГР КЛЕТЧАТЫЙ» Лежа на животе, Александр при помощи пары очков, пинцета и клея часами колдует над своим творением. А когда он в поисках единомышленников зашел в интернет, то нашел на российских цифровых просторах всего двоих. Наш герой признается, что работа эта трудная, кропотливая и долгая (на иное « и х т и о полотно» уходят месяцы) – не только терпение нужно, но и знание анатомии рыб. – Я изобрел собственную технику «письма», – показывает Александр свой шедевр под названием «Тигр клетчатый» – миниатюрную картину с изображением полосатого хищника, которая состоит из косточек редких пород рыб. Что интересно, в своих замыслах Иволгин использует косточки в основном верхогляда, сазана и карася. В скелете последнего насчитывается до 300 костей, а у щуки и сазана их около 100. Александр говорит, что берет пример с аборигенов Амура, которые в старину не только халаты шили из кожи речных обитателей, но и рыбу ловили крючками из рыбьих костей. НЕ УХИ РАДИ, А ИСКУССТВА ДЛЯ – Самый ценный материал для моих картин – «жемчужинки» из головы наваги, которые добывает Рыжикофф, – улыбается Иволгин. уважительно он называет своего незаменимого помощника и любимца – домашнего кота. Соавтора почти всех картин и виртуоза по части извлечения из рыбы самых малюсеньких костей. Этот котяра разбирает любую рыбку в буквальном смысле по косточкам! На одной из картин я насчитал без малого 25 штук таких «жемчужинок», а на «Подсолнух» у Иволгина ушло 24 карася. Особенно красивы жаберные крышки змееголова, хрусталики рыбьих глаз. Когда их долго вывариваешь, они роговеют. Иная картина состоит из целого невода самых разнообразных рыбок. Вот названия произведений: «Остров любви», «Золотая рыбка», «Бык» и другие. Их более 300, каждое неповторимо… Перламутровые косточки на черном фоне завораживают зрителей. Удивительная штука талант. Сегодня Иволгин – один из первооткрывателей фиш-арта в России (искусство творить картины из рыбьих костей). Свои шедевры он не продает, а раздает. – Дарю только близким людям! – признается мастер. Можно себе представить, как сидит Александр Яковлевич с удочкой на берегу Амура, наблюдает за жизнью будущих героев своих картин. Есть ли клев или нет, солнце ли жарит или дождик хлещет, никогда не скажет про свое увлечение, что это кость в горле. Для мастера это полет фантазии, настоящее искусство. Потом он часами сидит, склонившись над лупой, и переносит на стекло скрытую от обычного взгляда тайну. Скажут: чудак, который ловит рыбу не ухи ради, а для творчества. На что Иволгин отвечает: «Река-кормилица, река-краса для меня – не просто водоем, а источник вдохновения!»
Александр САВЧЕНКО Фото автора
Газета «Приамурские ведомости», № 30 (8368) -2023 года г. Хабаровск |