БЕЗ БОГА НИ ДО ПОРОГА
Священная история, изложенная в ветхозаветных книгах Библии, - это не только летописание, связанное с генетическими корнями Богоизбранного Народа, с изложением событий, которые привели к становлению на Земле Обетованной еврейского национального государства. В Ветхом Завете непреклонно и весьма убедительно проводится высшая благодатная идея. Она заключается в том, что Творец всего сущего через Божественные откровения, ниспосланные этому народу, который, как и остальной человеческий мир, пребывал во мраке языческих заблуждений, донес до него великую истину о Себе, как об Едином и Всемогущем Божестве, сотворившем Вселенную во всем многообразии её проявлений. Он создал Небо и Землю, отделил свет от тьмы, воду от тверди, оживотворил нашу планету, заполнив её произрастающей и одушевленной тварью - растениями и животными. Венцом Своего творения Бог содеял человека из праха земного, вдунув в ноздри Адама дыхание жизни. Провел первую на Земле операцию «под наркозом»: усыпив Адама – первочеловека и, изъяв ребро от плоти его, сотворил из сего исходного материала женщину, Еву, – саму Жизнь. Ибо без неё сыны человеческие вообще не расплодились и не размножились бы и не заселили бы Землю, как заповедал им Господь. У Бога по определению не может быть народов ни избранных, ни отверженных. Он любящий Отец всех и каждого, радеющий за своих детей без изъятий и без предпочтений. Но со времен грехопадения перволюди, изгнанные из Эдема, постепенно рассеиваясь по лицу Земли, стали впадать во тьму языческих заблуждений, создавая себе Богов, каждое племя – для себя. По образу и подобию себе подобных. Так возникло многобожие. Между тем истина лежит как раз на обратном. Бог создал человека по Своему образу и по Своему Подобию, заповедав ему не переступать Божественных Законов, данных ему для жизни. Но человек – переступил. И был изгнан из Рая. И пустился во все тяжкие, погрязнув во грехах… Бог избрал евреев, не потому что они изначально были лучше и достойнее других народов. Отнюдь! Как каждая отдельная личность рождается людьми грешными (вспомним Пятидесятый - покаянный псалом царя Давида : « Се бо в беззакониих зачат есьм, и во гресех роди мя мати моя…), так и этносы возникают на базе других этносов, им предшествующих. Величайший авторитет древнего мира, правоверный иудей Иосиф Флавий, подчеркивает: первопредками евреев были халдеи. Патриарх Авраам, прародитель народа израильского, своим происхождением имел халдейский город Ур, откуда и направил свои стада и свои стопы в землю Ханаана. А халдеи,- это признает и современная наука о рождении, жизни и исчезновении этносов, - суть не что иное, как переходная ступень от более древнего народа, каким были шумеры, создатели величайшей древней цивилизации, к сменившим их на исторической арене народам семитическим. Вернее сказать, халдеи суть не что иное, как семитизированные шумеры, сохранившие однако многие и многие важнейшие элементы своей высокой, изысканной культуры… Но они оставались язычниками, эти полушумеры и полусемиты… Так же, как и евреи, совершившие исход из Египта, не сразу и не вдруг отрешились от многих и многих языческих предрассудков. Тому в Писании мы тьму примеров видим. Но Бог избрал их наподобие светоча, которому предопределено было ярче и ярче разгораться огнем истиной веры – чтоб светить и другим народам. В самом общем плане Ветхозаветная история – это череда, почти непрерывная цепь отпадений «Божьих избранников» от ниспосланного свыше Закона, явленного через Моисея, их вождя и научителя. Это – эпический рассказ о явных искажениях и непотребных извращениях наставлений, дарованных Небесным Пастырем, вновь и вновь совершаемых непокорными и жестоковыйными «овцами» Его. Для примера, думается, достаточным будет вернуться к Моисеевой книге «Исход», к тому моменту, когда Великий Вождь еврейского народа после сорока дней удаления и уединения на синайской горе Хорив, спустился в долину с каменными скрижалями в руках, дабы возвестить своему стаду Волю Царя небесного. Что узрел Моисей в стане евреев, на время покинутых Вождем? Его «питомцы», ничтоже сумняшеся, преспокойно занялись тем же, чем, походя, крадучись, занимались и в Египте. То биш, воскуряли фимиам золотому тельцу. Под приглядом его старшенького братца Аарона! И тогда в великом гневе разбил Моисей скрижали сии. Что начертал Господь на каменных страницах – не ведаем и поднесь. И воротился Моисей на гору Хорив, дабы вновь принести народу своему – на сей раз другие скрижали. С другими начертаниями другого Закона. Тот самый Синайский Декалог с десятью важнейшими Заповедями. Чтоб знали человеки и выполняли. Ветхий Завет поучителен и нам, ныне живущим, единою истиною великой. Не сопутствует успех на земле, ежели люди в делах своих забывают про Бога. Когда уповают только на свои силы. Когда богоборствуют. Когда возводят себе кумиров и поклоняются им… Благие начинания, любые, оборачиваются во зло. Ярчайший тому пример – история и нашей России, тоже позволившей себе отвернуться от Бога. Мы, мол, и сами с усами. Рай на земле построим сами… Не получилось… А для иудеев Ветхого Завета богоотступничество вылилось тремя рассеиваниями по лицу земли. Ассирийский плен. Вавилонский плен. Веспасианова диаспора. Были и первое, и второе разрушения Иерусалимского храма. Разделилось единое еврейское царство на два политически независимых и даже враждебных одно другому. Израильское на севере Палестины и Иудейское – на юге. Оба были разрушены. Северное - ассирийцами. Южное разрушалось дважды. Сначала - вавилонянами. Позднее – римлянами при Тите Флавии Веспасиане… А на горе, где во времена оно красовались великолепные чертоги Первого и Второго – восстановленного Иерусалимского Храма, сегодня высится мусульманская мечеть Омара. Но Ветхий Завет, как Боговдохновенная книга, бесценен еще и тем, что в ней, кроме поучительной истории еврейского народа, содержится словно бы особое зеркало, проецирующее в грядущие времена главное событие в истории человечества – приход в этот мир Мессии, призванного спасти род людской, своею кровью и гибелью призванного искупить бесчисленное множество наших грехов. Уже в Моисеевом Пятикнижии видим прозрачные предсказания на этот счет. А ведь Тора составлена Научителем евреев более, чем за 16 веков до Рождества Христова. Святой псалмопевец царь Давид предсказал и крестную казнь Спасителя, и что Его цельнотканые ризы будут разыграны между воинами. По жребию. Великие и малые пророки, посылаемые Богом для вразумления и увещевания иудеев, словом и делом рисуют исполнение времен грядущего воплощения Спасителя. Его рождество в Вифлееме от Непорочной Девы. Его страдания и крестную смерть предвидит пророк Исаия. Иеремия предсказывает, что Мессия исполнит дарование Миру Нового Завета. В поучениях малого пророка Осии говорится о Воскресении Спасителя после страданий и гибели на Кресте. Даже великий римский поэт Вергилий сподобился стать Боговдохновенным предсказателем. (Он написал знаменитую эпическую поэму «Энеида» - поэтический рассказ о возникновении на италийской реке Тибр державного города, ставшего властелином всей древней ойкумены.) Вергилий жил на рубеже времен, отделявшем старую эру - языческую от эры новой – христианской. В своей гениальной Четвертой эклоге поэт воспел Святого Младенца, который снизойдет с Неба и вернет человечеству Век Золотой, утраченный не навсегда. Здесь Вергилий перекликается с пророчествами Исаии, за много веков до него вещавшего о грядущем рождении Младенца, коему нарекут имя: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец Вечности, Князь мира… Тогда «волк будет жить вместе с ягненком и барс возляжет рядом с козленком. И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе…» Библейские пророки, являющиеся подлинными летописателями ветхозаветных книг, свидетельствуют о Христе из глубины веков, задолго до Его Рождества. Очевидцами событий, связанных с Новым Заветом, являются сами евангелисты, авторы четырех Евангелий, рассказавшие о Рождестве, Крещении, земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, об Его крестной смерти на Голгофе и Воскресении, о Вознесении Спасителя на Небо. Авторами двух Благовещаний о Христе были святые Матфей и Иоанн – из числа двенадцати и семидесяти Его первоапостолов. Многие чудеса, творимые Сыном Человеческим, оии видели своими глазами. Евангелисты Марк и Лука – это ближайшие сподвижники апостолов Петра и Павла. Последний, хотя и не сподобился познать Благую Весть при земной жизни Спасителя, но он был позван на святое служение самим Сыном Божиим уже после Вознесения Мессии на Небо.
Бывший Савл, ярый гонитель христиан, потомственный фарисей, пресуществился в святого первоверховного апостола Павла, истового радетеля христианского учения, посвятившего жизнь свою научению племен и языцев божественным истинам православия. Мы свято верим каждому запечатленному их слову. И Тацит, и Светоний, и Плиний, а также и Иосиф Флавий не были современниками Иисуса Христа. Они жили и творили уже после смерти и Воскресения Спасителя. Но отголоски тех недавних событий, которые, как говорится, оставались у всех на слуху, деяния первых христианских общин на востоке империи и в её центре, конечно же, не оставили в неведении сих бытописателей тогдашней эпохи. Как добросовестные свидетели времен текущих, они сочли должным рассказать в своих творениях об этих необыкновенных происшествиях, в которые, правда, трудно поверить. Но, вопреки повседневной очевидности, события, относящиеся к деяниям Иисуса Христа все же имели место в действительности. Иосифа Флавия не особенно чтят нынешние иудаисты. Как ни как, ученый, будучи благоразумным политиком, призывал своих соплеменников не ввязываться в драку с римлянами. Могущественнее их в ту давнюю пору никого не было в ойкумене. Себе дороже станет. Так оно и вышло. Тем не менее Иосиф, назначенный командиром одного из повстанческих отрядов, до последнего сражался с имперскими легионами. Захваченный в плен, сумел снискать расположение римских полководцев Веспасиана и Тита (первый из них был родным отцом второго). Оба носили родовую фамилию Флавиев. Они основали новую императорскую династию в Риме… Как их вольноотпущенник, образованный фарисей, происходивший из царского рода Асмодеев, Иосиф Флавий стал носить фамилию своих бывших владельцев. «Иудейские древности» охватывают и события, современником, очевидцем, непосредственным участником которых был сам историк. Его труд это - как связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Он не был приверженцем Нового Учения, оставаясь в лоне ортодоксального иудаизма. Но против бесспорной истины не мог пойти Иосиф Флавий, считавший первейшим долгом историка фиксировать и запечатлевать события такими, как они и происходили на самом деле. Без оглядки на, может быть, собственные предубеждения. Вот отрывок из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия, кстати, увидевших свет и в советском академическом издании трудов историка: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел, когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой». Иосиф Флавий – свидетель беспристрастный. Сочувствовать христианам – не его амплуа…Он скорее и сам был несколько обескуражен открывшейся ему истиной. Как такое могло быть!? Но – было! Продолжением «Иудейских древностей», первоисточником для коих послужили, в основном, книги «Ветхого Завета», является хроника «Иудейская война». Автор и сам является неплохим источником для последующих историков… Наши богоборцы поначалу делали вид: будто бы они невнимательно читали произведения того же Тацита или Плиния Старшего, того же Иосифа Флавия, раз не «заметили» сделанных ими откровений. Но такого не может быть, как говаривал чеховский герой, - потому что не может быть никогда. Читать источники «по диагонали» не могут себе позволить ни древние, ни нынешние Несторы – Летописцы. Утверждать, что личность Иисуса Христа никак не зафиксирована в истории,- это только для простачков. Такое нельзя писать даже в школьных учебниках. Но ведь писали! И не только в школьных, но и – в вузовских. Такое, по всем и всяческим резонам, ни в какие ворота не лезло… И тогда, в так называемый «научный оборот», был впрыснут еще один довод атеистов. Как они полагали, - убийственный. Дескать, о Мессии есть соответствующие свидетельства и в трудах древних историков, и в зафиксированных показаниях свидетелей, непосредственных и косвенных, живших в позднеантичные времена. Но, ежели по зрелому размышлению, - нельзя будет не догадаться: все эти толки о Христе очень легко раскассировать под общей рубрикой «Подделки и Фальсификации». Дескать, все, что написано об Иисусе Мессии у Плиния, Иосифа Флавия и иже с ними, есть не что иное, как позднейшие вставки, выполненные позднейшими переписчиками. Мол, те распространители копий первосписков, что мнили себя благочестивыми христианами, делали эти добавления, когда множили оригиналы классиков. Для вящей убедительности Учения, коего сами были последователями. Но так рассуждать – значит мерить на свой аршин тех самых переписчиков. Почему было не задаться вопросом: «А были ли способны на подлоги первые христиане, искренне верующие во Христа Спасителя?» Ведь нравственная чистота – одна из главных Заповедей Блаженства, завещанных Иисусом Назарянином своим ученикам в Нагорной Проповеди… Тем более, что в документах, относящихся к эпохе первых христиан, сохранилось свыше двух сот свидетельств о крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа. О нем упоминали как частные лица, составляя свои мемории и письма, так и известные писатели. Каким был, к примеру, ехидный сатирический прозаик Лукиан, у которого заимствовал сюжет своего «Золотого осла» другой мастер античной прозы Апулей… Понятно, что Иисус Лукиана – совсем не то, что Мессия Иосифа Флавия. Но стали ли достоянием писанной истории свидетели, собственными глазами видевшие Христово Воскресение? Академик Александр Иванович. Белецкий еще в советское время посвятил монографию этому вопросу. Он пришел к убедительному выводу: воскресение Христа подтверждается историческими и археологическим находками с такой же несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого. В частности, Белецкий пишет о видном чиновнике римской администрации Лабиритиосе, которому, по всей вероятности, было поручено следить, не будут ли предприняты попытки к похищению тела Иисуса Христа после Его погребения в скальной пещере Иосифа Аримафейского. В момент Воскресения Он в сопровождении сонма своих сотрудников дежурил возле Гроба Господня. Они ясно видели падение камня, отвалившегося от входа в пещеру, и поднявшуюся в небо необыкновенно яркую светящуюся фигуру… Тамошний эллин Гермидий состоял в штате Понтия Пилата на должности личного биографа. Заносить в анналы все более или менее значимые происшествия, имевшие место быть в провинции, которою управлял прокуратор, - первая обязанность Гермидия. Понтий Пилат, конечно, был в курсе совсем еще недавних, буквально - давешних предсказаний Христа о самом себе: и предадут Сына Человеческого позорной казни на кресте, уравняв с разбойниками и ворами, и умрет Он и погребен будет. Но воскреснет в третий день по Писаниям. Что-то не верится… А вдруг? В этих варварских Палестинах всего можно ожидать… «Пошлю-ка на Голгофу грека этого, Гермидия. Авось, не упустит из виду, ежели и произойдёт что-либо любопытное. Потрудится пусть и чернил пусть не пожалеет. И папирусом пусть запасётся…» Гермидий добросовестно исполнил поручение Понтия Пилата. К немалому для себя удивлению он стал свидетелем события, которое никак не укладывалось в житейские рамки. И описал сие с дотошностью заправского репортера. «Приблизившись ко гробу,- цитирует Белецкий выдержку из отчета Гермидия,- и находясь в шагах ста пятидесяти от него, мы увидели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень свело. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит от движущего сверху сияющего облака. Оно опустилось к гробу, и над землей там оказался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, потом упала. В это время к гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!» И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб. Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека.» Академик Белецкий приводит пример еще одного должностного лица, по приказу Пилата дежурившего возле Гроба Господня в ночь с Великой Субботы на Воскресение. Знаменитый целитель эллинской эпохи сириец Эйшу был личным лекарем прокуратора. Он, вероятнее всего, сам напросился в сей дозор возле кувиклии (пещеры, где был погребен Мессия), потому что являлся пытливым естествоиспытателем. Знаток Писания, переведенного к тому времени и на сирский (арамейский) язык, Ейшу читал и изучал книги Ветхозаветных Пророков. Ему, конечно, крайне интересно было узнать: «А, может быть, это и есть тот самый случай, который они предрекли?» Он был великим скептиком, этот талантливый целитель Ейшу, личный врач прокуратора Пилата. Любимым присловьем Сирийского Гиппократа было: «Чего сам не видел, считаю сказкой!» И он бы ни за что не поверил чужим россказням. Но в том-то и дело, что видел! И собственными ушами слышал тот раскат грома на земле, что так сильно перепугал другого свидетеля Христова Воскресения эллина Гермидия!.. Случившееся на Голгофе и неподалеку от неё - в кувиклии, где Иосиф Аримафейский погреб тело казненного Иисуса Христа, не могло не всколыхнуть народную молву в самом Иерусалиме, да и – во всей Иудее. Первосвященники Каиафа и Анна, другие члены синедриона, предавшие Мессию Спасителя на крестную казнь, впали в великий грех перед Творцом Вселенной и Вседержителем Мира. Они, говоря по нынешнему, как бы прихватизировали Отца Небесного, полагая Его Богом только «избранного народа». А это ведь – наигорчайшее из всех зол языческого почитания Высших Сил. И тогда же – в те дни, когда произошла Великая Пасха Светлого Христова Воскресения, и сразу после неё начался черный пиар вокруг Имени Его и Иисусовых Деяний на Земле. Стала формироваться так называемая талмудическая версия земной жизни Спасителя, полная клеветнических инсинуаций, лживых измышлений и прочих непотребств, говорить о которых считаем неуместным в наших записках. Скажем только, что изрядную дань сей версии отдали и отдают по днесь всякие борцы с правовславною верою, назойливо тиражируя небылицы о Спасителе. Не свободны от сего греха и писания отечественного новоклассика от литературы Михаила Булгакова. В частности, его роман «Мастер и Маргарита». Однако свидетельства о Христовом Воскресении находим мы не только у Иосифа Флавия, убежденного иудаиста, но и у других еврейских авторов той эпохи. Среди них видим имена Уристы Галилеянина, Ганона Месопотамского, Фернана из Сарепты, Навина Антиохийского и других. А в наши дни самым ярким, самым убедительным доказательством того, что Иисус Христос Воскрес из гроба и вознёсся на Небо, является Чудо Нисхождения Благодатного – Святого Огня в Великую Субботу - в канун Светлой Христовой Седьмицы. Оно свершается из года в год на протяжении многих и многих столетий (впервые об этом упоминает святитель Григорий Нисский, живший в четвертом веке христианской эры). И только – на нашу, Православную Пасху: по юлианскому календарю… Евгений КОРЯКИН.
|