ЛЮБОВЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ...

 

Если бы это интервью было официальным, то оно начиналось бы так: настоятеля Кафедрального Спасо-Преображенского собора протоиерея Георгия Сивкова знают многие православные нашей епархии, ему 37 лет, его матушку зовут Юлия, у них трое детей Маша, Матфей и Никон...

Но писать о батюшке официально мне бы не хотелось, поэтому я начну иначе.

Он настоящий.

Я вспоминаю, как совсем недавно, мой коллега из светского издания, абсолютно не имеющий никакого отношения к православию, с блеском в глазах рассказывал о случайном знакомстве с батюшкой.

Они вместе присутствовали на крупном мероприятии, в известной нефтяной компании. Нефтяники отчитывались об успехах в бизнесе, а также поднимали вопросы меценатства.

В перерыве между сессиями, все участники вышли попить кофе, и к моему коллеге за столик присел священник, который также присутствовал на этой встречи.
Батюшка очень легко и просто начал разговаривать с журналистом, как со старым знакомым, — «понимаете, а я совсем не разбираюсь в этих всех баррелях, кто, куда, сколько нефти накачал, я просто сижу и молюсь, чтоб у всех все было хорошо» — с улыбкой рассказывал священник.

Спустя день, мой коллега кричал мне в трубку, —«Понимаешь, он просто сидел и молился за всех нас, чтобы все было хорошо, а мы даже об этом не знаем, я хочу найти этого батюшку, он настоящий».
Как впоследствии оказалось, этим батюшкой был отец Георгий.

Мой наставник

Десять лет я в храме, и все эти годы связаны с отцом Георгием, — рассказывает иерей Димитрий Винокуров, — можно сказать, что знаю его с моих первых шагов в Православии. И, конечно, благодарен Богу за то, что повстречал именно такого священника.
Помню свой страх перед первой исповедью и молитвенное обращение к Господу, чтобы батюшка смог понять и помочь мне, и молитва моя была услышана. Тогда, я даже не мог и предположить, что сам стану священником.

Моим наставником был и остается о.Георгий, наверно поэтому, имею право сказать несколько слов об этом добром пастыре.
Вспоминаю, как я первый раз подошел к батюшке, смотря в пол и дрожа от непонятного страха. Во время таинства Исповеди сложилось мое впечатление: добрый и доверительный голос, от которого пропадает страх, и ты уже смотришь не в пол, а в светлые и умные глаза отца, а когда понимаешь, что тебя слышат, приходит чувство необычной легкости, свободы и ощущение близости самого Христа.

На сегодняшний день, я уже сам шесть лет служу священником. Несомненно, что всего бы этого не было, если бы не батюшка, который встретился на моем пути. За все время нашего знакомства, совместной службы и дружбы, много хороших слов могу сказать в его адрес, но на ум приходят слова Спасителя, которые о.Георгий воплощает в своем служении: «ПОТОМУ УЗНАЮТ ВСЕ, ЧТО ВЫ МОИ УЧЕНИКИ, ЕСЛИ БУДЕТЕ ИМЕТЬ ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СОБОЮ».

Без матушки нет и батюшки

- Матушка, если бы вам предложили написать книгу о своей семье, с каких слов вы бы начали эту историю, и какими закончили?

Отец Георгий на заре семейной жизни любил говорить, что наши отношения не имеют начала, так как у Бога мы всегда были вместе... и очень хочется надеяться, что у этой истории не будет конца.

- Расскажите о Вашей семье, о том, как Вы познакомились с отцом Георгием? Ваше первое впечатление, какое оно было?

Нам было по семнадцать лет, пели вместе на клиросе Христорождественского собора, я только что покрестилась, училась на первом курсе Дальневосточной академии госслужбы, он крестился годом раньше и был студентом Железнодорожного института. Друг друга мы тогда не заметили.

Прошло шесть лет, он к тому времени оставил институт, закончил семинарию и был иподиаконом у владыки Марка, я работала по специальности. Как-то раз, наша общая знакомая, которая очень хотела видеть меня в счастливом браке, представила нас друг другу, напомнив, что когда-то мы все вместе пели на клиросе.
Прошел год, все это время мы не виделись. И вот, вечером, в канун Рождества Божией Матери, уставшая прихожу домой после работы, звонок в дверь. Открываю, на пороге стоит все та же знакомая и молодой человек, которого за это время к своему стыду опять забыла.

Первое впечатление было: какой самоуверенный молодой человек и еще было очень просто как никогда ни с кем.

- Он уже тогда избрал путь священства?

Да.

- А как ухаживал батюшка?

В том смысле как принято, не ухаживал. На третий день последнего знакомства, помню, о браке говорили уже как о факте, через три недели подали заявление, через месяц регистрация и Венчание, причем день Венчания совпал с памятью святых бессребренников Космы и Дамиана Асийских (14 ноября), почитающихся покровителями христианских семей. Четвертого декабря диаконская хиротония, девятого священническая. Романтики и прогулок не было.

- Многие венчающиеся думают, что венцы - это короны, а ведь на самом деле - это мученические венцы...

Да, Вы правы, чтобы удостоиться царственных венцов, надо достойно пронести мученические. Это крест и всякий раз себя придется распинать. Проблемы в семейной жизни как раз и возникают, когда «корону» померить хочется.

- Известно, что в семьях священнослужителей царит патриархат. Отец Георгий «домостроевец»?

Скорее он больше храмостроитель, чем домостроевец. В числе прихожан мы последние в списке, воспитание детей заочное. С точки зрения того, что семья и дети занимают большей частью все мое время, да, наша семья патриархальна. Если рассматривать семью с точки зрения организации быта, патриархальной ее назвать трудно.

- Говорят, что дом священника с увеличительны¬ми стеклами, к нему всегда проявляют повышен¬ный интерес...

Да, и со стороны мирян, и просто прохожих. В начале семейной жизни это очень ощущалось. Священнослужителей в городе было не так много, поэтому естественно к семье, особенно на улице, был повышенный интерес, люди оглядывались на нас, показывали пальцем, комментировали. Внимание со стороны мирян дает надежду, что в беде тебя одного не оставят.

С другой стороны, публичность жизни, как правило, это пресс на детях. Такой пример, освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора, значимое событие для города, мероприятие, на которое собралось огромное число людей. В нашей семье тоже событие: родился средний сын Матфей, Маше, старшей дочери, четыре года и ее взял на освящение близкий к нашей семье человек, который потом рассказывал, что первой сотне людей на вопрос: «Маша, у тебя братик родился?» та еще отвечала, потом просто перестала. Реакция второй сотни вопрошающих была такой: «Ну, как обычно, из Маши слова не вытянешь».

Сейчас, за заботой о детях, наверное, мало задумываюсь о своей публичности, как впрочем, и не только об этом.

- Матушка, что главное в воспитании детей?

Истина известная - любовь. А если говорить о конечной цели, то воспитать их так, чтобы они могли обходиться без нас. Без нас родителей в любой сфере: в духовной - самое главное, в материальной, в выборе жизненного пути... То есть, что бы они могли сами принимать зрелые решения, делать свой выбор, ни в коем случае, естественно, речь не идет об изоляции друг от друга.

- Расскажите о характере отца Георгия. Очень многие знают его как замечательного священника, талантливого проповедника и миссионера, а какой он человек?

Он надежный.

- Как вы считаете, можно научить любви и верности?

Думаю, да, это задача родителей.

- Ваше самое счастливое время, это когда...

Когда мы это время находим друг для друга.

- Матушка, если бы можно было бы вернуться в прошлое, хотелось бы, что-то поменять? Избрали бы другой путь?

К сожалению, не всегда правильно оцениваешь последствия совершаемых поступков, поэтому, да, конечно, кое-что поменять хотелось бы. Что касается веры и супружества, если я правильно поняла вопрос, то выбора не было. Для меня это был естественный ход жизни, где Господь вел милостью своей. К тому же, как говорят, история не принимает сослагательного наклонения.

- Были ли в вашей совместной жизни чудеса?

Вот это и есть главное чудо, что мы вместе.

Небо принимает только тех, кто научился любить

- Батюшка, если бы Вам предложили написать книгу о своей семье, с каких слов Вы бы начали эту историю, и какими закончили?

Начал бы с таких слов: По окончании семинарии стал думать о создании семьи, но ничего не получалось. Понял, что выбрал неправильный ориентир, стал готовиться к принятию священства, и Господь неожиданно сразу указал на помощницу в деле служения.
А закончил бы вот такими: Мы все готовимся к Небу, а Небо принимает только тех, кто научился любить. В кругу семьи хорошая возможность этому учиться.

- Отец Георгий, по Вашему мнению, какой долж¬на быть настоящая православная семья?

Если в семье помнят и стараются исполнять слова Господа Иисуса Христа: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если имеете любовь между собою».

- Расскажите, как создавалась Ваша малая Цер¬ковь, как вы познакомились с матушкой?

Церковь наша создавалась через слезы самоочищения, а познакомились так: просто постучал в дверь и мне открыли.

- Вы помните свои первые эмоции, чувства?

Вел себя свободно, уверенно, пока не поймал на себе внимательно-изучающий взгляд моей будущей матушки.

- Отец Георгий, а есть ли жизнь после службы?

(смеется) По крайней мере, я помню, что на нее нужно находить время.

- А что для Вас, для создания уюта, мира, гармонии в семье было или остается самым сложным?

Уют, мир и гармония не зависят от внешних факторов, это рождается от определенного настроения души. Вот и остается сложным достигать этого настроения.

- Насколько Вы единодушны с матушкой, насколько серьезны бывают ваши разногласия?


Слава Богу, мы единодушны. Хорошо, когда оба понимают, что брак — это «два в плоть едину». И все, что мешает единодушию нужно преодолевать.

- Батюшка, у вас трое детишек, расскажите, какие есть особенные радости в многодетной семье, связанные с воспитанием?

Это когда дети проявляют заботу друг о друге.

- Были ли в вашей совместной жизни чудеса? А может, Ваша семья — это и есть чудо? Как-то объяснить такую гармонию можно?

Помню, когда мы с матушкой пришли в ЗАГС, там лежал образец для заявлений с нашими именами. И на свадьбе, в связи с этим, произносили тост «за образцовую семью».
Еще в одну из первых встреч предложил вместе почитать Евангелие. Закладка у матушки оказалась как раз на той главе от Матфея, где накануне остановился сам. Вот такие маленькие чудеса.

- По вашему мнению, можно научить любви и верности?

Конечно, и этому нужно учить с детства.

- Как Вы считаете, возможна ли между батюшкой и матушкой влюблённость, обычная человеческая любовь? Или это всего лишь сотрудничество с общими целями и интересами?

Влюбленность и любовь - это разные понятия. Влюбленность страстна, пылка и преходяща. Тогда как на любви только и строятся нормальные отношения в семье. Это не зависит, мирянин ты или священнослужитель. После свадьбы и Венчания матушку на руках занес на третий этаж. Часто порываюсь это повторить. Но мне в ответ предлагают нести уже вместе со всеми детьми.

- Владеющий даром любви совершенной да идёт в монастырь. Не владеющий таким даром да вступает в брак и учится любви (как Вы понимаете эти слова)...

Меня Господь благословил на брак. Учась в семинарии, готовился принять монашество, уже прошел полную исповедь, были сняты мерки для облачения, намечено время пострига. От духовника, который в то время находился в другом городе, передали тревогу и просьбу срочно обратиться за благословением к отцу Николаю Гурьянову, на остров Залит. Ответ от старца был такой: «Пусть женится и венчается».
Не знаю, есть ли такой человек, который владеет совершенным даром любви. И в монастыре и в браке нужно этому учиться.

- Самое счастливое время, это когда...

Слово счастье происходит от слова «соучастие», оно созвучно со словом «Причастие», участие в Божественной жизни, соучастие в Боге. Человек, пребывающий в Боге — счастлив. Я счастлив, когда вся семья приступает к Чаше Христовой — Святому Причастию.


Беседовала Юлия Алексеева

из газеты о православной жизни "Образ и подобие" № 1-2011