НА КУРСЕ БОЕВОМ - СВЯТОЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Помнится, на заре теперь уже далекой моей юности, когда только - только делал первые шаги во взрослость, по стране прокатывались из конца в конец волны спора никчемного, на нынешний взгляд, между «физиками» и «лириками». То бишь, схлестнулись в бумажной баталии, затеянной всесоюзной газетой «Комсомольская правда», с одной стороны, деятели, работающие на ниве естественно-прикладных наук, так или иначе причастных к промышленности и сельскому хозяйству, а с другой – все остальные, гуманитарии. «Физики» и «лирики», одним словом. С пеною у рта, подобно чеховским героям, спорящим по поводу «чахартмы» и «черемши», доказывали друг другу свою нужность, полезность для общества и народа. Дескать, без «лириков» вполне можно обойтись, но попробуйте прожить на свете белом без «физиков»! Ерундовая длилась битва, «рениксовая», если прибегнуть к словечку все того же Чехова. Первое впечатление от встречи с архиепископом Игнатием, недавно назначенным на Хабаровскую и Приамурскую кафедру, заставляет думать о том, что в его натуре сплелось немало начал и от «физиков», и от «лириков». Несомненно, в облике владыки сквозят черты человека, крепко упертого ногами в родимую землю. Рослый. Жилистый. Спортивного склада, крепкий, с мосластыми, работными руками. Такой ежели тиснет ладошку рукопожатьем, не сразу разлепишь пальцы. Но и открытость его людям нельзя не заметить. За словом в карман долго лазить не станет. Улыбчив. С задоринкой в глазах. Вдумчивый и многознающий. Доступен в разговоре. Умеет держаться на равных с собеседником, никак не давая повода для оглядки на его положение в обществе, на его сан и заслуги. По первому взгляду в нем, пожалуй, увидишь больше от «лириков», нежели от «физиков». Но при более пристальном знакомстве все оборачивается на иные грани,- с точностью наоборот… Впрочем, предоставляем читателям возможность делать свои выводы, формировать свои суждения, предлагая им обратиться к нашим запискам, посвященным владыке Игнатию, опубликованным сегодня на этих страницах. * * * В 1998-ом году, летом, состоялся переход атомного подводного крейсера «Томск» из Белого моря в Авачинскую губу на полуострове Камчатка. Сам факт этого похода, хотя бы и под арктическим панцирем Северного Ледовитого океана, к тому времени, можно сказать, уже не представлял события из ряда вон выходящего. Достаточно вспомнить о том, что русские подводники ходили подо льдами , например, в Балтике уже в Первую Мировую войну. А в Великую Отечественную - наши субмарины устраивали засады, поднырнув под ледовую кромку в Баренцевом море. Отсюда они успешно атаковали германские эсминцы, охотившиеся на знаменитые конвои союзников, поставлявшие в Россию оружие, продовольствие, военные материалы… Русские подводники гораздо раньше американцев и англичан освоили подледные курсы в Арктике, первыми подняли Флаг Родины над Северным полюсом, всплыв, соответственно, в полынье, и первыми, под торжественную мелодию Государственного гимна, промаршировали в парадном праздничном строю по северной макушке Земного шара. (Первую атомную субмарину подледным походом провел в 1966-ом году через Северный полюс адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов, удостоенный за этот подвиг звания Героя Советского Союза.) Кстати, наши подводники первыми «застолбили» и дно акватории в районе Северного полюса, водрузив здесь Русский Андреевский Флаг. Но поход «Томска» остался все же уникальным в своем роде. Никогда, ни до, ни после, на борту атомных субмарин не выходил в море специально назначенный корабельный священник и исповедальный духовник моряков. Да еще архиерей. Пример субмарины «Томск» остается пока единственным в новейшей истории флотов всех стран мира. Впрочем, Российский атомный флот представляет все же исключение в этом ряду. Был и второй поход атомной подлодки со священником на борту. Правда, не столь драматичный, как на «Томске», не столь продолжительный, не столь экстремальный. Но факт остается фактом. Второй поход, когда моряков на борту окормлял православный священник, состоялся. И есть некая изюминка в данном эпизоде, связанном с атомным подводным крейсером. Мы поговорим об этом чуть ниже… Тогда, в 98-ом, на «Томске» в Камчатку шел православный архиерей, которого Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй только что рукоположил во епископа Петропавловского и Камчатского епархии, владыка Игнатий. ( В миру Сергей Геннадьевич Пологрудов.) Иркутянин. Родился в 1956-ом году. После десятилетки выдержал вступительные экзамены в Иркутский государственный университет имени А.А. Жданова. Студент физмата. В семьдесят восьмом, успешно закончив университетский курс, произведенный после окончания учебы на военной кафедре в лейтенанты, призывается на срочную воинскую двухгодичную службу. Служил в Прибалтийском военном округе, назначенный командиром огневого взвода ПТУРС. Уволенный в запас, вернулся в Иркутск. Работал инженером электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического института. В дальнейшем заведовал лабораторией медицинской кибернетики в Сибирском филиале Всесоюзного научного центра хирургии. В те годы началось сближение молодого ученого-кибернетика с правящим архиепископом Иркутским, владыкой Хризостомом. Под влиянием архиепископа пришел к Богу. В 1988-ом году владыка приобщил Сергея к православной вере, благословив его креститься в водах священного моря-озера Байкал. Вскоре владыка Хризостом переводится на Виленскую и Литовскую кафедру РПЦ. Сергей Пологрудов принимает решение посвятить себя служению Богу и людям и вступает в братию Виленского Свято-Духова монастыря. Здесь он исполняет послушание библиотекаря, попечителя и духовника школы-интерната. В том же 1990-ом году Сергей Пологрудов хиротонисан во дьяконы. В последующие годы по заочно учится в Московской духовной семинарии. В апреле 1992-го года в жизни Сергея Пологрудова происходит второй духовный перелом, связанный с его решением оставить мир и уйти в монашество. Он принимает постриг с именем Игнатия. Выпускник Михайловского замка (военно-инженерного училища, то бишь, если сказать по- нынешнему) Брянчанинов, офицер-строитель, один из праведников Земли Русской и подвижник воинствующего православия, ставший в монашестве святителем Игнатием, - это любимый святой владыки Игнатия, послуживший для него примером жизни. Другим его жизненным ориентиром стал выдающийся русский православный мыслитель и талантливый церковный публицист Иван Александрович Ильин… Через месяц после пострига Игнатия хиротонисали в иеромонахи. Наверное, есть резон в том, чтобы вкратце озвучить основные мировоззренческие парадигмы И. А. Ильина, которые, на наш взгляд, остаются актуальными во все времена и в особенности в нашу далеко не однозначную, очень противоречивую пору. Один из философских, но в то же время – и злободневных трактатов Ильина озаглавлен автором «О сопротивлении злу силою» - в противовес модным в те годы и получившим широкое распространение этическим заблуждениям графа Л. Н. Толстого. Он ведь, как мы знаем, призывал скрупулезно следовать букве и духу библейско-евангельской догмы: «Ежели кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». Но в мире, лежащем во зле, когда дьявол вселился в души многих и многих людей, нельзя оставаться безучастным наблюдателем событий, знаменующих торжество нравственного беззакония. В том же Новом Завете устами Спасителя выражена и другая основополагающая истина: «Нет больше той любви, как ежели кто положит душу за други своя». Толстовское непротивление злу – это прямой шаг к соучастию в преступных деяниях насильника и убийцы, грабителя и негодяя. Страна, Родина – Россия – это Божий дар народу, населяющему эти просторы, ниспосланный свыше. Презентовать хотя бы часть территории Державы инославцам и инокровцам, торговать хотя бы клочками родной земли, какие сиюминутные «благие» цели не преследовались бы при этом, - это тяжкий грех перед Всевышним. Служить Отечеству Небесному нельзя, ежели не радеешь о Родной Земле. Война, как таковая, противоречит основам Нравственного Закона, данного Создателем человеку, его душе с самых первых минут зачатия новой жизни в материнской утробе. Сказано ведь и записано на Моисеевых Скрижалях: «Не убий!» Но война остается единственным средством противостоять войне, когда на карту поставлено все и даже - само существование Страны и ее народа. «Вот почему,- приходит к логическому выводу Иван Александрович Ильин,- мы испытываем войну как злосчастную тьму, в которой загораются слепящие лучи света». За год до арктического похода Святейший Патриарх Алексий Второй возвел иеромонаха Игнатия в сан архимандрита, а на борт «Томска» он взошел, уже будучи в сане епископа. Камчатский период служения владыки Игнатия ознаменован активной, действенной позицией воинствующего православия, завещанной его небесным покровителем святителем Игнатием и духовным учителем Иваном Александровичем Ильиным. В епархии впервые в российских ВМС учреждается корабельная церковь на СКР «Камчатка». Правящий архиерей заключил соглашение с командованием войсками и силами Северо-Востока России (включающем в себя все роды войск: сухопутные силы, флот, авиацию) о совместной работе по укреплению морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил, возрождению Российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству, упрочению духовно-нравственных начал в жизни воинских коллективов. На полуострове основаны филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, духовно-просветительский центр, музей истории Православия на Камчатке и в Русской Америке. Украшением столицы Камчатского края, главной архитектурной доминантой Петропавловска стал кафедральный Свято-Троицкий собор, воздвигнутый в городе тщанием, благой энергией, неустанными молитвами владыки Игнатия, который возглавлял попечительский совет по строительству главного храма полуострова. Собор Святой Троицы заменил собою храм, который был развернут на Четвертом километре Петропавловска-Камчатского в бывшем кинотеатре «Родина». Новая церковь, построенная на том же Четвертом, чуть выше «Родины», у подножия сопки Мишенной, живописно слилась с общей городской панорамой, раскинувшейся на возвышенных долах, отражающихся в зеркале Авачинской губы. Западный окоем столичного камчатского пейзажа осенен славным трезубцем вулканов: Корякского, Авачинского, Козельского. «Кафедральный Собор, как воин, увенчанный золотым шеломом, стоит на страже рубежей Отечества»,- сказал владыка Игнатий. Налаженное и действенное сотрудничество с Вооруженными Силами и силовыми структурами, с пограничными органами на полуострове, факультативное преподавание в школах основ православной культуры, военно-патриотическое воспитание юношества, осуществляемое через широкую сеть детских и подростковых общественных структур, развернутых в летних оздоровительных лагерях, при начальных и средних образовательных учреждениях – вот главные памятные ступени православного, Боголюбивого делания владыки Игнатия, оставленные им во время служения на Камчатке. Не умолчим сегодня и о Божественной литургии, отслужить которую 5-го апреля 2008-го года на Северном полюсе сподобил Господь владыку Игнатия. Владыка входил в состав арктической экспедиции, следовавшей по курсу Москва - Мурманск через полярную станцию «Борнео». Добавим только: это была первая и пока единственная христианская – православная (не говоря уже об иных конфессиях) служба на Северном полюсе земного шара. Годом ранее Игнатия возвели в сан архиепископа. Тогда же он окончил курс наук на факультете теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Даже ограниченные пределы нашего краткого биографического обзора жизненного пути владыки Игнатия позволяют иметь представление о том, как немало выпало от Бога совершить благого и угодного народу православному на его удел. Но есть еще одно деяние во славу и могущество Родины – России, о котором мы обещали рассказать в начале сегодняшних наших записок. Помните, я намекнул: поход «Томска» под арктическими льдами – это первый, но не единственный рейд атомного подводного крейсера с православным священником на борту, окормляющим и исповедующим моряков. Настала пора – открою секрет: этим священником уже в сане камчатского епископа стал все тот же владыка Игнатий. Поход был сравнительно коротким, не всегда в подводном состоянии, с частыми всплытиями и по чистой, свободной ото льдов акватории. Но ему предшествовала история, исполненная, можно сказать, трагизма, чреватая весьма ущербными последствиями для Российского подводного флота. По соглашениям с нашими, как принято говорить сегодня, «стратегическими партнерами» о сокращении наступательных ядерных вооружений широко проводились соответствующие практические мероприятия. Несимметричные, как нетрудно было заметить. Российская сторона шла на изъятие и последующую утилизацию части своих ядерных сил и средств, в то время как наши новоявленные заклятые «друзья» шли только на консервацию (далеко неадекватную в числах и объемах) и последующий вывод единиц вооружения, изымаемых с боевых дежурств, так сказать, в холодный резерв. Причем в доброхотстве своем заокеанские «благожелатели» достигали довольно широких горизонтов. Они, к примеру, выделяли немалые деньжата (в капустно-долларовом, разумеется, исчислении) на уничтожение и последующую разделку на металлолом российских ракетных крейсеров, атомных субмарин, ракетных комплексов... К слову сказать, вокруг этих бумажно-валютных подачек, как водится, мигом сорганизовывалось множество фирм и фирмочек, учреждаемых истинными пацифистами, коих немало сыскалось во взбудораженном «реформами» российском обществе. Пацифисты сии, однако, были не прочь изрядно подкормиться на дармовщину, воспользовавшись подвернувшейся ситуацией. Я сам, к примеру, был свидетелем тому, как к производственным причалам Петропавловской судоремонтной верфи ошвартовали обреченный на слом ракетный крейсер «Адмирал Фокин», снятый с боевого дежурства в Индийском океане. Ранее корабль держал в этом регионе ракетный зонтик над дружественными для России государствами. И сколько же, Боже мой, мелких хищников - доллароедов, подобно жадным крысам, сгопнилось вокруг приговоренного к закланию боевого крейсера! Такая же участь ожидала и камчатскую атомную, номерную – без имени субмарину (далеко не исчерпавшую своего ресурса, между прочим). Ей и пункт разделки определили на приморской судоверфи в Большом Камне (стараниями демореформаторов полуразрушенной на тот час, с разогнанным персоналом классных специалистов). Деньги на утилизацию нашлись-таки у наших заклятых друзей. И немалые. Владыка Игнатий к тем годам успел завоевать прочный авторитет на полуострове, подружился с военными моряками. Узнав о беде, угрожающей подводникам, он не смирился душою, начал горячо молиться Богу, чтоб не попустил замышленного злодейства. По внушению свыше, решил обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму. Молитвы Святейшего за благополучную судьбу подлодки, которой полагался лишь средний ремонт, но отнюдь не разделка, дошли до Бога. Первым шагом Алексия Второго был пастырский указ о присвоении обрекаемой субмарине святого имени «Георгий Победоносец». Патриарх обратился к Президенту России В.В.Путину с призывом не допустить списания на слом подводного ракетоносца, способного многие годы служить Родине, оберегая ее на голубых просторах Мирового океана. Послать на разделку «Георгия Победоносца» не поднялась рука. Ни у кого! Президент выделил из бюджета требуемые деньги на средний ремонт лодки, и в Большой Камень отправились оба экипажа субмарины: основной и вспомогательный, дабы помочь корабелам, оставшимся на судоверфи менее чем в половинном составе, в их работе. Ремонт успешно завершился. С полным успехом прошли ходовые испытания. Вот тогда-то на борту «Георгия Победоносца», прилетевший в Большой Камень, владыка Игнатий совершил второй в своей жизни атомный поход к родным камчатским берегам… В марте текущего года архиепископ Игнатий указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла назначен правящим архиереем на Хабаровскую и Приамурскую епархию. И мы, верующий, православный народ краевой столицы и Хабаровского края, сразу же ощутили его боевой, наступательный дух подвижника воинствующего православия. Уже проведены православные чтения во имя просветителей славянства, создателей славянской грамоты солунских братьев Кирилла и Мефодия. Состоялся молитвенный крестный ход с честными мощами святого благоверного князя Александра Невского на пограничных кораблях, организованный совместно с православной епархией ЕАО, по Амуру вдоль российско-китайской границы, завершившийся на острове Большой Уссурийский возле часовни великомученика Виктора Воина. Паломники посвятили свое делание скорбной дате – 22-ому июня 1941-го года, началу Великой Отечественной войны и памяти воинов, павших в боях, защищая Отечество. Закончив православное делание на Большом Уссурийском, паломники двинулись традиционным крестным ходом вокруг Богоспасаемого града Хабаровска. Владыка Игнатий, новый правящий архиерей Хабаровской и Приамурской епархии, подготовил и представил командованию Восточного Военного Округа, руководству края пакет предложений, направленных на допризывную военную подготовку юношества, на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, основанных на опыте и наработках, достигнутых в этом направлении во время его служения на Камчатке. Будет также использован опыт кадетских классов, гардемаринских лицеев, казачьих кадетских корпусов, уже действующих в Хабаровском крае. И они, эти соображения, имеют полные шансы быть претворенными в реальную живую практику. Продолжится в крае деятельность по строительству и воздвижению новых православных храмов. Владыка Игнатий уже дал пастырское благословение нескольким предпринимателям, возжелавшим построить церкви в своих местностях. К концу года будет завершено строительство храма Георгия Победоносца в пригороде Хабаровска Сосновке. Архиепископ Игнатий твердо намерен не оставлять усилий по налаживанию обучения школьников в общеобразовательных учреждениях края основам православной культуры. Даже убежденные атеисты, считает он, в атмосфере российского менталитета, если они не сатанисты, не откровенные изверги рода человеческого, хотят того или не хотят, все равно принуждены действовать, раскрывая себя, только в русле православной культуры. Советский период не представляет исключения в этом смысле… В епархии учрежден отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и силовыми структурами, назначен его руководитель. Им стал настоятель Хабаровского храма святого благоверного князя Александра Невского отец Василий… «Не надо изобретать велосипеда во взаимодействиях с военными,- убежден владыка Игнатий.- Надо только обратиться к многовековому, поистине тысячелетнему опыту, накопленному Церковью в течение всей военной истории России»… В этой сокровищнице всегда найдутся методы и способы, которые уместно будет употребить и в наше время. Накоплен опыт и в наши дни по православному окормлению военнослужащих, который, конечно, имеет свои особенности. Только вот военный священник не должен брать под козырек при встрече с военным начальством. Он не должен и маршировать на плацу, ать – два, во время учений. У священника – особая роль, особое призвание, особое поле приложения сил. Он не замполит и не военачальник. Он - пастырь человеческих душ… Духовная составляющая несокрушимости, решимости солдата - стоять до конца на поле брани, оберегая честь, достоинство, независимость Родины, - это главная составляющая боеготовности войск. Как видим, по образованию своему, по образу мыслей и взглядов, по жизненному опыту, наконец, владыка Игнатий – скорее «физик», нежели «лирик». Но в том-то и дело, что и его небесный покровитель святитель Игнатий изначально был военным инженером. А если взглянуть пошире, то обнаружишь: все сколько-нибудь значащие, знаменитые «физики» на поверку предстают не только самыми что ни на есть идеалистами (решающими основной вопрос философии в пользу духа, а отнюдь – не материи), но людьми, глубоко верующими в Бога – Творца и Созидателя всего сущего. Таковыми были и наш Ломоносов, и британский Ньютон, и французский Кювье, и даже сам Аристотель – древний грек…
Евгений Корякин, военный журналист,
Фото Андрея Бичурова. |