Нелицеприятный хабаровский разговор: Не причащаешься - не казак. Не исповедуешься - не казак
Иерей Стахий Вертилецкий - клирик Иннокентьевского храма. В числе его послушаний - духовное окормление казачества Хабаровска Он участвовал в приведении к присяге атамана в станичном казачьем обществе «Амурско-Уссурийская», в хуторских казачьих обществах «Хутор Дьяченковский» и «Хутор Партизанский». Ушедшим летом с представителями Уссурийского войскового казачьего общества вылетал в Крым на форум казачьей молодежи. То, что выбор пал на него, объяснимо. Во-первых, отец Стахий еще молод, он родился и вырос в Тынде - главном городе БАМа, который принято считать последней стройкой социализма, куда его родители, движимые романтикой, направились из Ставрополья. Во-вторых, отец Стахий - родовой казак. По отцовской линии в его роду были терские казаки, по материнской линии - кубанские. Когда советская власть ушла в историю и о казачьих корнях говорили без опасения, мама занялась составлением родословной и обнаружила среди родни не только кубанских, но и донских казаков. Впечатление детства, не потерявшееся во взрослой жизни отца Стахия, - казачий пояс прадеда, который хранился в укромном месте. - Батюшка, предлагаю начать наш разговор с духовного окормления. В чем оно заключается? - На первый взгляд, это общение. В храме, куда приходят казаки, реестровые и общественные, на мероприятиях, которые проводят хуторские, станичные общества. И, конечно, окружное общество. В первую очередь я имею в виду Круг… Но этого, по моему убеждению, мало. Необходимо более плотно взаимодействовать с атаманами, более плотно общаться с рядовыми казаками. По-другому воцерковление не происходит. Есть отдельные казаки, которые имеют понятия о традициях. Впитывают их с молоком матери, с обувания сапог, с одевания кубанки. Правда, гораздо больше тех, кого я называю новоделом. Они носят форму, но не живут по казачьим традициям, потому что их не знают. И, что еще хуже, пытаются что-то придумать, выдать за норму, навязать другим. - Не перебираете ли вы, батюшка?.. - Напомню слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные перед казачьими духовниками в 2013 году. Не причащаешься - не казак. Не исповедуешься - не казак. Живешь в невенчанном браке - не казак. Это не только точка зрения церкви, но и позиция Александра Дмитриевича Беглова, председателя Совета по делам казачества при Президенте Российской Федерации. - В Интернете я смотрел фотографии с форума казачьей молодежи в Севастополе. Были снимки из кафедрального собора, где молодые люди на исповеди, причащении, целовании креста. Лица одухотворенные... - Я бы не сказал, что форум был построен удачно. Не было времени общаться ни молодым казакам друг с другом, ни духовников с ними. В шесть утра - подъем. Молитва, завтрак - грузимся в автобусы, гоняем по экскурсиям. И так целый день Вечером еще лекциями трамбуют. Живого общения - ноль. - Вы имеется в виду то, что на высшем уровне называют встречей без галстуков. - Да, именно это. Не хватало простых, не заумных разговоров. Хотя было ощущение, что в делегациях войсковых казачьих обществ парни воцерковленные, понимающие, что такое вера и церковь. Там это заметно не только по умонастроениям казачества. Что касается наших дальневосточных парней, то ничего плохого я о них сказать не могу. Однако напомню, что в Приамурье и в Приморье православие получило распространение в конце XIX века, когда началось более-менее активное заселение этих территорий. А в других регионах, прежде всего тех, которые мы называем западом, православие веками передавалось из поколения в поколение. И за семьдесят лет советской власти его не смогли вытравить. А какие люди в решающей мере пополняли Дальний Восток? В царские времени - беглый люд, каторжники. С приходом социализма - комсомольцы-добровольцы, партийные выдвиженцы. Поэтому у нас с верой, мягко говоря, не так, как в центральных регионах, на Урале, в Сибири. Вера только начинает возрождаться. - Каким вам видится это возрождение в казачьей среде? - Было хорошее начинание в Амурско-Уссурийской станице: перед верстанием или, говоря современным языком, вступлением в казаки происходила катехизация. Я проводил беседы о вере. Но этого недостаточно. Такие беседы надо проводить постоянно и систематически. Возможно, как чаепития, хотя не исключаются и другие формы общения. - От кого это зависит? - От атаманов. По-моему, они этого не очень хотят. А ведь это необходимо, господа атаманы! Чтобы не слыть голословным, приведу пример. При поощрении в Вооруженных Силах говорят: «Служу России!». При поощрении казаков отвечают так: «Служу казачеству, Отечеству, вере православной!» В окружном казачьем обществе есть атаманы, понимающие, что казачество и православие неразделимы. Я имею в виду атаманов Амурско-Уссурийской станицы, хуторов Дьяченковского и Партизанского. Из должностных лиц реестровых обществ за пределами Хабаровска - атамана Орловской станицы из Амурского района. Но в первую очередь - окружного атамана Игоря Евгеньевича Колосова. При этом иллюзий по поводу умонастроений казачьего сообщества я не испытываю. - Второй раз спрашиваю: не перебираете ли вы, батюшка? - Возьмем фестиваль «Казачья гора», который проходил в сентябре прошлого года в выходные дни в Хабаровске. На сцену Дворца культуры профсоюзов выходили творческие коллективы, исполняли песни, сценки, демонстрирующие казачий уклад. Кому они это показывали? В зале было очень мало казаков и казачат. По моему разумению, зрителей на «Казачью гору» должны свозить автобусами со всех хуторов и станиц. Впрочем, на внутригородском транспорте местные казаки с женами и детьми могли бы добраться без проблем. Есть такое слово в казачьем лексиконе - бачиться. Значит, встречаться, общаться. Если говорить о хуторском или станичном обществе, то это не бумага с печатью и не атаман с правлением, а общинная жизнь. И священник в этой общинной жизни лишним не будет. - Спасибо, батюшка, за откровенный разговор. Михаил Карпач На снимке: священник Стахий Вертилецкий благословляет участников фестиваля «Казачья гора». Фото Юрия Вязанкина
По материалам газеты "Казачий вестник" |