Непобедимая коррупция

Читая последние новостные сообщения о коррупции в высших эшелонах власти, я не могу избавиться от ощущения того, что у власти нет желания бороться с этим гнусным явлением. Либо, что менее вероятно, власть просто не знает, как с ним бороться. Вместе с тем возьму на себя смелость утверждать, что, борясь со следствиями, а не причинами, победить коррупцию невозможно. Реализация простых, конкретных и понятных мер, закрывающих многие дыры в законодательстве, позволит поставить существенный барьер на пути коррупционеров.

Для честного бизнеса такие меры будут только положительными, т. к. уберут коррупционную составляющую и избавят от необходимости участвовать в коррупционных схемах для развития бизнеса.

Из чего можно заплатить взятку? Естественно, только из прибыли. А как можно получить сверхприбыль?Вот несколько способов:

1. Завышение цены контракта/сделки, где разница идет на взятки при безусловном выполнении контракта/сделки.

2. Занижение цены контракта/сделки для гарантированного выигрыша контракта, при этом сделка заведомо невыполнима, и вся стоимость контракта идет на взятки всем вовлеченным в коррупционную схему участникам.

3. Занижение стоимости продаваемой продукции, где цена существенно отличается от рыночной, а прибыль при перепродаже по рыночным ценам делится между участниками коррупционной схемы.

4. Поставка некачественной продукции либо некачественное выполнение работ, где из-за низкого качества поставленной продукции или нарушения технологии получается «экономия», которая идет на взятки.

5. Отсутствие конкуренции при получении контракта. Исполнитель может назначить любую цену, а разницу между ценой и себестоимостью выполнения контракта использовать для коррупции.

6. Использование служебного положения, когда решения принимается в пользу взяткодателя.

Это, пожалуй, основные источники средств, которые могут пойти на взятки. Естественно, существуют и более сложные схемы, о которых мы поговорим ниже.

Как можно потратить полученные коррупционные деньги? Ведь если их нельзя потратить, то нет смысла и «зарабатывать». Можно приобретать недвижимость или любые другие предметы роскоши, ездить за границу, покупать бизнесы и прочее или просто держать в виде средств на счету в банке (про запас).

То, что уже сейчас сделано в плане госзакупок, уже хорошо (когда все госзакупки осуществляются только через тендеры, и вся информация доступна простым гражданам). Но, видимо, не все так хорошо, если стоимость объектов возрастает в разы по сравнению с первоначальной, и государство (т.е. мы с вами) платит за это безобразие, Я что-то не слышал опубликованных сообщений о наказании виновных в срыве этих контрактов.

Постоянно в СМИ говорят о каких-то фирмах-однодневках, через которые проходят какие-то баснословные суммы, и это повторяется из года в год, а воз и ныне там.

Теперь о том, что можно и нужно сделать для существенного сокращения коррупции.

1. Необходимо поставить расходы и доходы ВСЕХ граждан и организаций под контроль. Кто-то скажет, что это невозможно. Уверяю, что возможно, и прежде всего технически. Нужна только ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИЛА ВОЛИ. Это именно та область, в которую нужно СРОЧНО инвестировать, т. к. финансовая отдача от этого будет намного выше, чем от многих инвестиционных проектов. О моральном, финансовом и политическом аспектах даже и говорить не стоит. Нужно ДЕЛАТЬ. Просто сравните объем информации, который «генерит» любой гражданин или компания, с объемом финансовой информации. Разница будет в несколько порядков. А теперь вспомните закон Яровой, где обязывают хранить всю информацию, загруженную или сгенерированную любым пользователем, за 3 прошедших года. Разница будет в 5-6, а то и более порядков.

2. Для начала полностью исключить все платежи наличными на суммы более 5000 рублей. Только через банк. А в перспективе полностью перейти на безналичную систему расчетов даже за пачку печенья. Эта мера сама по себе станет непреодолимым порогом для всех коррупционеров и многих преступников, ведь в конечном итоге все экономические, да и большинство других преступлений совершаются ради денег. А при тотальном контроле и постоянном анализе и практически в режиме реального времени скрыть финансовые преступления будет невозможно.

3. К государственным тендерам допускаются только компании, прошедшие аудит, сделанный сертифицированными аудиторами со стажем УСПЕШНОЙ работы на рынке 3-5 лет, и при заданном минимальном объеме оказываемых услуг. Это исключит ситуации, когда фирма-прокладка, в которой работает 1 человек, получает 100-миллионный контракт. Никаких предоплат. Все закупки делаются на собственные либо заемные банковские средства, а деньги выплачиваются государством только при поставке или подтверждении объема и качества выполненных работ. Поставили оборудование, заказчик принял оборудование — получи оплату. Сделал фундамент или его часть, заказчик принял работу по объему и качеству — получи оговоренные контрактом деньги. При невыполнении контракта или одного из этапов контракта — санкции и поиск нового исполнителя с внесением в черный список, препятствующий участию в будущих тендерах.

Нам ведь даже в голову прийти не может мысль, чтобы лететь на большом самолете, пилотом которого будет пилот «кукурузника» или даже просто человек с улицы, ни разу не управлявший самолетом. Мы вправе ожидать, что руководство компании (ВЛАСТЬ) ПОЗАБОТИЛОСЬ о НАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ и наняло квалифицированного пилота с большим и безаварийным налетом часов для того, чтобы он (ИСПОЛНИТЕЛЬ) доставил нас в нужную точку в оговоренное время, т. е. выполнил контракт.

4. Сделать обязательный реестр выполненных объемов работ, контрактов для всех публичных и частных компаний. Данные поступают из тех самых балансов приходов/расходов (смотри п. 1). Поначалу к данному реестру можно дать доступ только государственным, а потом частным компаниям и простым гражданам. И тогда не будет обманутых дольщиков, раздутых смет и фирм-однодневок. Открывать компанию имеет смыл только при наличии серьезных намерений работать и делать бизнес на многие годы вперед.

5. При работе с иностранными поставщиками/исполнителями предъявлять те же требования по наличию соответствующей информации, подтвержденной банком, обслуживающим эту заграничную компанию, и под его ответственность.

6. Поставить под контроль все экспортные цены с целью недопущения их занижения существенно ниже рыночных, т. к. это является потенциальным источником, финансирующим коррупцию, и снижает налогооблагаемую базу, нанося прямой ущерб бюджету государства.

7. Поставить под контроль все импортные контрактные цены, т. к. вздутая цена также является потенциальным источником, финансирующим коррупцию. Зная эти цены, можно легко увидеть, насколько реальны контрактные цены на поставку продукции.

8. Создать базу данных мировых оптовых и розничных цен с динамикой их изменения. Это позволит существенно уменьшить желание некоторых больших фирм заниматься минимизацией налогов в России. Пример: фирма Apple централизованно продает всю свою продукцию через свою ирландскую фирму-поставщика. При этом в результате переговоров с правительством Ирландии Apple должна платить существенно меньший налог на прибыль. Т. е., продавая свою продукцию в различные страны стоимостью в десятки миллиардов долларов, они регулируют свои налоговые отчисления с прибыли в каждой отдельной стране, практически сводя их к 0 или даже работая в «убыток», а на самом деле всю прибыль получают в Ирландии и там же платят минимальный налог. Даже Евросоюз возмутился этим и обязал заплатить 13 млрд. в виде незаплаченных налогов. Наличие большого числа незаконно заработанных денег позволяет этим фирмам не только напрямую давать взятки, но и осуществлять скрытые коррупционные действия, оплачивая пролет и проживание, организуя различные семинары с отдыхом, развлечениями, дорогими подарками, бонусами и оплатой покупок для нечистоплотных чиновников и их родственников за границей.

9. Существенно усложнить (если не запретить вообще) заключение сделок и проводку финансов с государствами, с которыми отсутствуют договоры об обмене финансовой и другой информацией о российских гражданах и компаний с их участием. Для уменьшения соблазна, чтобы что-то скрыть от налогообложения в России. Ведь есть некоторые государства, паразитирующие на том, что создали «налоговый рай» и предоставляют весь спектр финансовых и юридических услуг, взимая минимальные налоги.

10. Ввести прогрессивную шкалу налогообложения для физических лиц. Это ведь просто смешно и просто несправедливо — иметь 13%-ный подоходный налог, одинаковый для простого инженера и олигарха. При этом нужно освободить от налога вообще сумму, равняющуюся минимальному прожиточному минимуму или даже выше. Во всяком случае, это делается во всех развитых странах. Избыток денег у некоторых граждан из-за низкого подоходного налога создает много возможностей для коррупции на всех уровнях.

При эффективно налаженном контроле со стороны государства 

При эффективно налаженном контроле со стороны государства за финансами своих граждан и компаний многие преступления станет просто невыгодно совершать. Не будет стимула брать взятки и возможности тратить эти деньги.

Кстати, мне не совсем понятно, почему взяточники могут просто откупиться. На Западе коррупционеры даже за несколько тысяч долларов могут попасть за решетку на многие годы (а как же, ведь коррупционер дискредитировал ВЛАСТЬ!), а за миллионные взятки так и вовсе получить пожизненное…

А бороться с последствиями можно БЕСКОНЕЧНО и НИКОГДА НЕ ПОБЕДИТЬ. Все зависит от реальной цели борьбы с коррупцией и ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ.

 

Автор: Просто гражданин

 

© 2010-2016 «Военное обозрение»