Защита тыловых авиабаз – новый приоритет специальной военной операции

«Длинная рука» Киева

В условиях, когда инициатива практически полностью передана в руки противника, удар в глубину российской территории был вполне логичен. Украинцам было жизненно необходимо нанести России репутационный ущерб, причем совершенно не символический – в общей сложности на Энгельсе-2 и Дягилево погибли трое военнослужащих, восемь получили ранения.

По данным спутниковых снимков и фотосвидетельств, поражения получили стратегические бомбардировщики Ту-22М и Ту-95. Важно, что аэродромы базирования российских сил ядерного сдерживания находились от украинской территории на 500–700 км.

Злые языки моментально забили в колокол – теперь в зоне досягаемости оказался московский «Центр принятия решений». Насколько оправданы такие панические настроения, судить сложно, но очень хочется верить, что 1-я армия ПВО и ПРО особого назначения свое дело знает и не допустит пролета тяжелого беспилотника в зоне своей ответственности. Судя по всему, именно это и остановило военное командование Украины от удара по Москве.

Также очевидно и участие западных стран в планировании и проведении этой операции. Для того, чтобы тяжелый беспилотник незамеченным пролетел несколько сотен километров над территорией противника, необходимо, чтобы удачно сложились сразу несколько факторов. Российские РЛС должны быть либо выключены в момент пролета, либо уничтожены, либо отвлечены массированной атакой с воздуха в другом месте. Для этого у ВСУ есть все – локаторы могут поражаться противорадиолокационными AGM-88 HARM, а для отвлечения внимания «Панцирей» можно запустить несколько залпов HIMARS или пару пакетов «Града».

Как утверждают эксперты, украинская сторона могла применить для атаки по аэродромам устаревшие Ту-141 «Стриж». Впрочем, насколько они устаревшие, если смогли поразить один их компонентов ядерной триады России?

Украинцы умеют обращаться со «Стрижами» еще и потому, что в Харькове стоит авиазавод, который выпускал эти беспилотники. И который, судя по всему, так и не был уничтожен за десять месяцев спецоперации.

Если удары по Дягилево и Энгельсу-2 действительно нанесли модифицированные Ту-141, то украинские авиастроители оказались на высоте. Что лишний раз подтверждает высокий технологический уровень противника, с которым имеет дело Российская армия.

«Стриж» вообще оказался очень малозаметным объектом. В марте текущего года ВСУ пытались запустить снаряженный бомбой беспилотник в сторону России, но Ту-141 улетел в Хорватию. В общей сложности над странами НАТО объект провел несколько десятков минут и благополучно упал в Загребе. Как утверждается, ПВО всех стран, над которым прошел Т-141, наблюдала и сопровождала цель, но так и не решилась уничтожить. Насколько это правда, судить сложно, но провалом «натовской» ПВО этот инцидент уже вошел в историю.

Первые «пробы пера» у ВСУ состоялись еще в 2014 году в ходе карательной операции на Донбассе, правда, закончились безрезультатно. Но к декабрю 2022 года большая часть технических проблем была решена, и Ту-141, по сути, представляющие из себя крылатые ракеты, полетели на российские аэродромы.

Можно ли было защититься?

Естественным образом, в патриотической среде удары ВСУ по тыловым аэродромам вызвали бурю негодования. Начиная от призывов нанести ответный ядерный удар по Киеву, дескать, беспилотники посягнули на российское стратегическое оружие, и заканчивая криками о необходимости жестко наказать виновных. Снять головы предполагалось с руководства местного ПВО и командования стратегической авиацией. Дескать, как это не удалось защититься от украинских крылатых ракет?

Попробуем взглянуть на ситуацию без эмоций.

Как действует украинская сторона? Тщательно и при серьезной помощи НАТО они выискивают слабые места в российской обороне. Нашли прореху в Севастополе и ударили 29 октября. Да, этому предшествовали несколько месяцев испытаний и апробаций лодок-камикадзе. Удар совершен и больше не повторялся. Закончились ли у ВСУ дроны, либо они просто не могут пробраться сквозь качественно новую оборону, доподлинно неизвестно. Не повторяются и взрывы, аналогичные произошедшим на аэродроме «Саки» в Крыму, какова бы ни была их причина. России, как это ни горько звучит, приходится учиться на своих ошибках.

ВСУ ударом по тыловым аэродромам Энгельс-2 и Дягилево добились главного – заставили задуматься армейских чиновников, что СВО теперь не ограничивается четырьмя регионами России. Скверно, что за это пришлось заплатить жизнями наших ребят, но при существующем подходе, когда мы парируем, а не атакуем, этот удар был лишь вопросом времени. Теперь придется защищать. И не только указанные аэродромы, но и объекты в еще большей глубине обороны – даже в штатном оснащении Ту-141 может уходить на тысячу километров.

На Украине над модернизацией советских «Стрижей» работают круглыми сутками и при помощи союзников могут превратить его в еще более опасный снаряд. Это очень выгодно Западу – формально, украинцы самостоятельно создают подобное оружие, поэтому ни о какой эскалации со стороны России и речи быть не может. В сознании лидеров НАТО – если удары по территории России наносятся не иностранным оружием, то и переживать не стоит.

Какие меры предстоит предпринять ВКС России, кроме зловещей надписи «Смерть нацистам!» на стоянке Ту-95?

В первую очередь привести в надлежащее состояние разведку и контрразведку, которая, судя по атакам, не справилась с задачами. Подобные инциденты – это не запуск с третьей полосы обороны HIMARS, это настоящая атака на чувствительные стратегические объекты. Если у проекта «Рыбарь», по словам его основателя Михаила Звинчука, присутствует немалый штат сочувствующих осведомителей, то почему доверенные лица наших спецслужб не отследили манипуляции с немаленькими «Стрижами» около линии фронта? Не исключено также, что корректировку и наведение беспилотников осуществляли с земли диверсионные группы ВСУ глубоко в российском тылу.

К противовоздушной обороне вопросов меньше.

ПВО как минимум сбили дроны-камикадзе на подлете, отчего и повреждения «стратегов» нельзя назвать фатальными. Налицо нехватка эшелонированной обороны аэродромов, вероятно, из-за переброски немалой части техники на СВО.

Аналогичная ситуация с системами РЭБ, имеющими важнейшее значение в борьбе с объектами, наводящимися по GPS. В один момент нарастить оборону тыловых аэродромов за счет новой техники невозможно – заводы «Алмаз-Антея» и так переполнены заказами. Дополнительная защита объектов типа Энгельса и Дягилево возможна только за счет оголения зоны ПВО на востоке страны. Безусловно, непростое решение, но оно временное.

Логичным видится и рассредоточение самолетов по гигантской площади аэродромов стратегической авиации. Причем так, чтобы гарантированно поразить даже часть машин можно было только тактическим ядерным оружием. Сложность в том, что самолеты, по сути, некуда больше перебрасывать – в России не так много площадок, предназначенных для полноценного обслуживания такой сложной техники.

Теперь о дорогостоящих вещах.

Конечно, обустроить для каждого Ту-22М, Ту-95 и Ту-160 индивидуальное железобетонное укрытие очень непросто. К примеру, «Белый лебедь» занимает площадь более трех тысяч квадратных метров, Ту-95 – около двух с половиной тысяч. Капониры строить и разрабатывать будут пару-тройку лет, и обойдутся они не сильно дешевле обустройства новой авиабазы где-нибудь за Уралом. Радикальным решением проблемы выглядит рассредоточение нашей стратегической авиации по нескольким аэродромам, а не по двум-трем. Денег и времени требует немаленькая обслуживающая инфраструктура.

Сейчас, когда часть самолетов выведена на аэродромы, не способные полноценно работать с такой техникой, сложно даже представить логистические проблемы у летного и технического состава. Но эту проблему в любом случае пришлось бы решать, пусть не в ходе СВО, так немного позднее.

 

Автор: Евгений Федоров

 

На фото:

1. На Энгельсе было так. Источник: telegram

2. Советское наследие – Ту-141 в киевском музее авиации Украины. Источник: wikipedia.org  

3. Теперь на Энгельсе так. Источник: telegram

 

https://topwar.ru/analytics/