Россия стала вывозить древесины больше, а зарабатывать на этом меньше

В первом полугодии низкий курс рубля  и сниженные вывозные пошлины на ряд товаров стимулировали отечественных экспортеров наращивать поставки за рубеж. Однако конкурировать с другими странами России в таких условиях удается лишь благодаря снижению цен на свою продукцию. Не исключением стали продавцы древесины и продуктов её переработки. Физические объемы их поставок выросли, несмотря на снижение стоимостных.

Динамика поставок

По данным Федеральной таможенной службы за январь-июль 2016 года экспорт данных товаров в физическом выражении вырос на 12,5% до 22,62 млн тонн, а в стоимостном снизился на 1% 3,7 млрд долларов. Экспорт резко вырос уже в феврале, однако к лету стал постепенно снижаться – из-за укрепления рубля, которое снижало возможные выгоды для экспортеров.

Росту объемов поставок предшествовало увеличение объемов производства. По оценке Росстата за семь месяцев производство шпал и распиленных и расколотых материалов выросло на 4% по сравнению с прошлым годом, клееной фанеры – на 2,2%, древесно-стружечных плит – на 0,2%. Тем не менее, темпы роста экспорта опережали  рост производства, и это способствовало росту цен на внутреннем рынке.

 Среди регионов страны по поставкам лидируют Иркутская область, Хабаровский край, Красноярский край и Приморье.

В экспорте древесины по-прежнему велика сырьевая составляющая – за рубеж вывозится гораздо больше необработанной продукции, нежели полуфабрикатов или готовых изделий. Так, например, по подсчетам Минэкономразвития среди всего объема произведенных распиленных лесоматериалов в июне на экспорт поступило 87% всей продукции, а доля вывоза продукции с более высокой степенью переработки ниже. Экспортировано 21,6% произведенных древесностружечных плит, 17,9% древесно-волокнистых плит, 67,6% фанеры. При этом доля продукции, которая предназначается для внешнего рынка, увеличивалась с января в среднем на 10-20%.

Структура экспорта

По итогам полугодия положительная динамика прослеживается по всем основным группам поставляемой продукции. В товарной структуре экспорта наибольший объем поставок приходится на товары позиции 4407 ТНВЭД ТС – лесоматериалы, полученные распиловкой, расщеплением или строганием. Их экспорт вырос  на 15% до 8,04 млн тонн. Вывоз необработанных лесоматериалов (товарная позиция 4403 ТНВЭД ТС), вырос на 8,9% до 7,8 млн тонн.

На 31% выросла по сравнению с прошлым полугодием поставка различной готовой продукции из древесины – бондарные изделия, деревянные рамы, столярные изделия, инструменты, корпуса и ручки (товарные позиции 4414-4421 ТНВЭД ТС). Однако их доля по-прежнему остается весьма скромной – всего лишь 0,75%.

Крупнейший покупатель российской древесины Китай, на него приходится 40% всего объема поставок общей суммой на 1266,69 млн долларов. Рост поставок при этом составил 10,4%. Китай импортирует из России в основном необработанные и распиленные лесоматериалы.  Среди крупнейших стран – покупателей российской древесины – Финляндия (-4%), Япония (+12,9%), Египет (-17,9%) и Германия (+4,9%). В эти государства также импортируются  преимущественно сырьевые товары. В то же время заметно просел экспорт в страны СНГ –  крупнейшие покупатели региона, такие как Казахстан и Узбекистан  сократили закупки на 25% и 24% соответственно. Стоит добавить, что именно на страны СНГ ориентирована большая часть экспорта древесины с более высокой добавленной стоимостью - фанеры, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит.

Лидеры рынка

Несмотря на рост поставок, крупнейшие лидеры рынка уступили свои позиции в пользу других компаний. По данным IMEXP Analytics, экспорт фирм, входящих в первую десятку сократился на 25% по сравнению с январем-июлем прошлого года. 

По итогам восьми месяцев лидером по объему экспорта стал ООО «Торговый дом РФП», который вывез из России древесины и продукции из неё на сумму 123,48 млн долларов. Компания была создана в марте 2006 года в Хабаровске в составе холдинга «РФП Групп» и на 100% принадлежит офшорной компании Russia Forest Products  (RFP) Holdings Ltd, зарегистрированной на Кипре.  Помимо лесозаготовок и деревообработки компания осуществляет продажу и доставку леса в страны Восточной Азии, а также владеет логистическим комплексом  на морских и речных маршрутах.

На второй строчке рейтинга  ещё одна дальневосточная компания - ОАО «ТЕРНЕЙЛЕС» - японско-российская фирма, которая также осуществляет широкий перечень  операций от лесозаготовок до доставки продукции.  Третье место уверенно удерживает лесопильный комплекс на Северо-Западе России - ЗАО «Лесозавод 25», экспорт которого оценивается в 93,48 млн долларов.

По сравнению с прошлым годом резко сократил объемы экспорта ОАО «Лесосибирский ЛДК № 1» - с 233,61 млн долларов до 51,89 млн долларов. Это компания из Красноярска, один из крупнейших производителей пиломатериалов и древесно-волокнистых плит. В феврале её купило ООО «ЛесИнвест», которое входит в Segezha Group, принадлежащая финансовой корпорации АФК «Система».  Однако в планах организации было дальнейшее наращивание объемов экспорта и переработки.

В целом, двадцатку лидеров в 2016 году покинули многие предприятия. Среди них Усть-Илимский деревообрабатывающий завод (ОАО «УИ ДЗ»), ООО «Амурская ЛК», ООО «Стора Энсо Форест Вест» и другие. Основная причина сокращения показателей – низкие цены, которые сохраняются на мировом рынке из-за сокращения спроса.  Удешевляет отечественную продукцию и ориентация на покупателей из Китая. Чтобы выдерживать конкуренцию с другими странами, российским компаниям приходится поставлять древесину ещё дешевле. 

 

Автор  Екатерина Быркова

 

© Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД»