Аркадий Васильевич Чапаев

История в деталях

Достопримечательности этого города редко привлекают туристов, хотя Борисоглебск входит в список исторических городов России. И мало кто знает, что в этом небольшом уютном городке провел свои последние дни жизни Аркадий Васильевич Чапаев - младший сын известного полководца Гражданской войны.

Родился А.В. Чапаев 12 августа 1914 года в городе Мелекесс. Аркадию было пять лет, когда погиб отец. Аркадию прочили блестящее будущее. Про него говорили, что он был симпатичным молодым человеком, и благородными манерами походил на своего знаменитого отца. С юных лет он бредил авиацией, будучи семиклассником, совершил первый для себя полёт в составе авиакружка, правда, на планере и в качестве пассажира.

После окончания обычной школы Аркадий поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА, а потом – и в военную школу лётчиков в городе Энгельсе. Во время учёбы активно занимался общественной работой. Как свидетельствуют характеристики, он был отличником во всем: в дисциплине, учёбе, полётах. Его избрали депутатом городского совета. Город Энгельс тогда был столицей автономной республики немцев Поволжья.

По архивной справке, бюро Энгельского горкома ВКП(б) рекомендовало Аркадия Чапаева кандидатом в члены Правительства Немецкой республики. Он был не рядовым депутатом, а членом Центрального исполнительного республиканского комитета.

В начале 1935 года в Москве проходил Седьмой Всесоюзный съезд депутатов. Делегатом съезда Немреспублика направила и Аркадия Чапаева. Всего делегатов на этом форуме собралось более двух тысяч. Сталин просматривал общий список и увидел знаменитую фамилию. Выяснил: этот двадцатилетний парень сын легендарного Чапая! Вождь посоветовал посадить Аркадия в президиум съезда. А в перерыве позвал к себе на беседу. В музее Саратова сохранился номер многотиражки одного местного завода, где кратко рассказывалось о встрече вождя и младшего сына прославленного полководца Гражданской войны. Сталин вспомнил подвиги Василия Ивановича, поинтересовался, как живут сам Аркадий, его старший брат и сестра.

До конца марта 1937 года А.В. Чапаев, выпускник летной школы, значился младшим лётчиком 89-й тяжелобомбардировочной эскадрильи. Через год стал командиром тяжёлого бомбардировщика в 90-й эскадрилье.

Осенью 1938 года Аркадий Чапаев поступает в Военно-воздушную академию РККА имени Н.Е. Жуковского, где вплотную занимается лётной практикой и испытаниями новой техники. Здесь он знакомится со многими выдающимися пилотами того времени.

Очень теплые отношения он поддерживал с Валерием Чкаловым. Они не только дружили, но и жили в одном доме в Москве, на Земляном валу. Вместе они участвовали в разработке новых схем испытательных полётов. Кстати, Чапаев-младший первым сообщил семье Чкалова о гибели Валерия Павловича – это случилось 15 декабря 1938 года. Гибель друга оставила в душе самого Аркадия тяжёлый след.

Чапаев часто ездил по стране, встречался с пионерами в "Артеке", с солдатами и офицерами в воинских частях, выступал в трудовых коллективах. Рассказывал о своем героическом отце. Аркадия Чапаева нисколько не тяготила слава отца, о котором к тому времени были написаны десятки книг и снят знаменитый кинофильм. Аркадий, конечно же, гордился этим. Но всякий раз подчеркивал: фильм - это искусство, реальность была совсем иной, может, даже более героической и драматической.

Мог бы и Аркадий стать героем своего времени, если бы не трагедия…

В ту пору Чапаев-младший находился в Борисоглебске. Как слушатель Военно-воздушной академии имени Жуковского проходил лётную практику в авиационной школе, которую в своё время окончил и его покойный друг Валерий Чкалов, и которая уже тогда была удостоена права называться именем советского аса. Чапаев оканчивал первый курс, и для перевода на второй ему предстояло, после тренировочных полётов, показать экзаменационной комиссии свой зачётный полёт.

На предусмотренное программой обучения задание Аркадий вылетел на истребителе И-16.

Этот самолёт считался надежной машиной, проверенной в боевой обстановке: в небе Испании, охваченной гражданской войной, советские летчики-добровольцы на И-16 творили чудеса, на их счету было немало сбитых немецких и итальянских самолетов. Полёт Аркадия Чапаева проходил поначалу безукоризненно. Лётчик одну за другой выполнял фигуры высшего пилотажа. Но вдруг неожиданно самолёт сорвался в штопор.


Гибель друга видел однокашник Леонид Горегляд


"Прыгай, прыгай!" - кричали мы, - записал в своих воспоминаниях Леонид Иванович. - "Но Аркадий пытался вывести самолет из штопора. Казалось, он был близок к цели. Истребитель даже вышел из левого штопора, но тут же вошел в правый… Так, пытаясь спасти машину, погиб Аркадий Чапаев».

Спустя некоторое время поступила информация - И-16 упал в озеро Ильмень (сегодня - Поворинский район Воронежской области).

Озеро неглубокое, и скорость, с которой падал самолет, была такова, что всей своей массой и вместе с летчиком он ушёл глубоко в илистое дно. Самолет вытащили тросами и веревками, а тело Аркадия из сплющенной кабины вырезали с помощью автогена.

Обстоятельства гибели Аркадия Чапаева изучала специальная комиссия, однако к настоящему времени так и не удалось разыскать ее материалы. Пока известно, что есть аварийный акт, где Аркадий Чапаев характеризуется как: «Летчик примерной дисциплины, организованный в работе… Всегда опрятен, подтянут. Женат. Летная успеваемость хорошая и отличная. Перед полетом жалоб на здоровье не представлял. Был весел».

Через три дня после его гибели нарком обороны СССР Климент Ворошилов подписал приказ № 02900, где говорится: «Слушателю первого курса командного факультета Военно-воздушной академии РККА старшему лейтенанту Чапаеву Аркадию Васильевичу присвоить воинское звание «капитан».

Так в небе над Борисоглебском, где учился летать Валерий Чкалов, оборвалась жизнь его товарища Аркадия Чапаева.

Похоронили А.В.Чапаева с воинскими почестями на городском кладбище. На могиле сооружен памятник, по проекту архитектора Владимира Тучина.

На памятнике - надпись: "вылетел 07.07.1939 года на истребители И-16, отказал двигатель, летчик пытался отвернуть падающий самолёт от населённого пункта. Сам погиб, а людей спас".

 

Автор: Н.Бовина

 

© 2010-2016 «Военное обозрение»