Клиповое мышление - бич современных детей

Мыслить — значит беседовать с самим собой.

(Иммануил Кант)

    Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней - чувственной и логической. Чувственная форма  познания мира . . .

реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях, а  логическая - в понятиях, суждениях и умозаключениях. Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свойствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чувственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и свойствах. Такое познание становится возможным другим путем. Этот путь и есть путь мышления. Попытаемся прояснить, что такое мышление, в частности,  и когда оно формируется.   

     Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Ученые выделяют несколько стадий развития мышления у человека, но четкие границы прочертить между этими стадиями довольно трудно.

Схематично можно выделить:

 1. Наглядно-действенное мышление или сенсомоторное мышление — мышление в виде сложных координированных движений (сидение, стояние, ходьба, произношение звуков речи и др.), а также посредством неких простейших действий с предметами, оказавшимися в поле зрения. Такие движения и действия осуществляются в рамках исследовательской активности, с их помощью изучаются собственное тело и внешняя среда. Ребёнок может, например, дотянуться до предмета, потрогать его, схватить, зажать в руке, оттолкнуть или отбросить от себя, потрясти его, поднести ко рту и т. д. Это, по Л.С. Выготскому, доречевое мышление, поскольку оно осуществляется до включения речи в мышление у детей в возрасте до 2–2,5 лет.

2. Наглядно-образное мышление, конкретное мышление, предметное, ручное мышление (по И.П. Павлову), или, согласно Ж. Пиаже, предоперационная стадия мышления, — мышление посредством операций с наглядными образами или, точнее, в виде целесообразных действий с различными предметами. Этот вид мышления формируется у детей в возрасте от (2–2,5 до 4–5,5) лет и представляет собой, как полагают, первый этап интериоризации действий. Иными словами, действия с предметами основаны на определённых когнитивных схемах, ребёнок как бы знает назначение предметов и что с их помощью он может делать. Это уже речевое или символическое мышление, так как наглядные образы и действия с предметами имеют названия, а это начало понятия, мысли. Тем не менее,  ребёнок не отделяет ещё мысль об объекте и сам этот объект, для него они слиты воедино.

3. Образное мышление, или, по Ж. Пиаже, стадия конкретных операций, — мышление посредством операций с мысленными образами или, что примерно одно и то же, с конкретными и собирательными понятиями, общие и особенно отвлечённые понятия представлены в нём в расплывчатом виде. Тем не менее,  это мышление неразрывно связано с речью, в этом смысле оно является словесно-образным. Данный вид мышления доминирует у детей от 4–5 до 8–11 лет. Выражение «доминирует», заметим попутно, не передаёт всего значения того, что на самом деле происходит. Оно означает только то, что перед ребёнком существенно расширяются познавательные горизонты, его ум решительно вторгается в те области действительности, которые до этого были ему недоступны. Обобщающие и в особенности абстрактные понятия в умственной деятельности представлены на этой стадии развития недостаточно, вернее, они слишком расплывчаты, границы их подвижны и неопределённы. Все операции мышления с доступными понятиями выполняются, впрочем, достаточно успешно.

4. Концептуальное мышление (словесно-логическое, абстрактное, теоретическое, понятийное, отвлечённое), по Ж. Пиаже, стадия формальных операций — мышление посредством логических операций с идеями и понятиями разного типа, включая общие и отвлечённые. Формируется в возрасте от 11–12 до 14–15 лет. Мыслительные операции могут на этой стадии совершаться без какой-либо конкретной опоры и с минимальным участием субъективных факторов. В логическом плане приоритет отдаётся причинно-следственным отношениям. Этот вид мышления продолжает развиваться далее на протяжении всей жизни индивида.Вместе с тем мышление каждой предшествующей стадии с появлением более зрелой последующей преображается и совершенствуется.

     Современный быстроменяющийся мир с всё новыми и новыми бесконечными порциями информации постепенно перестраивает мышление людей, заставляя приспосабливаться к этим процессам. Для того, чтобы повсюду успевать и обо всем знать, человеку 21 века приходится быстро ухватывать обрывки сведений один за другим из различных источников. Он как бы скользит по поверхностным сведениям и чаще размышляет образами, картинками и эмоциями, нежели понятиями. Большинство современных детей уже с 2-3-х лет растут под влиянием мощного потока медиаинформации, которая поступает к ним с экранов телевизоров, смартфонов, планшетов и компьютеров. Многим взрослым такое времяпрепровождение ребёнка кажется достаточно безопасным и удобным, из-за чего даже дошкольники просиживают перед экранами по несколько часов ежедневно. Но это иллюзия, расплачиваться за которую придётся в первую очередь самим юным зрителям, у которых в таких условиях формируется «хаотичное мировоззрение» и «клиповое мышление».

     Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров.   Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких связанных между собой образов. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, да и весь мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов. 

   Ещё 50-100 лет назад основным источником информации для маленького ребёнка были его родители и ближайшие родственники. Они подавали ему пример своим поведением и образом жизни, а также рассказывали сказки или читали книжки, заодно беседуя о содержании прочитанного. Эта беседа помогала ребёнку понять в целостности, проанализировать и разложить у себя в голове всю услышанную информацию, а родители получали обратную связь на тему того, насколько книга соответствует возрасту ребёнка и полезна для его развития. Объём поступающих таким образом в психику сведений был относительно небольшим, и ребёнок успевал всё обдумать.  С развитием технологий процесс постепенно трансформировался, всё больше наполняясь самостоятельным потреблением детьми видеоинформации.

         Видеопоток, в отличие от чтения книги, обладает гораздо большей информационной ёмкостью на единицу времени и к тому же транслирует готовые образы, из-за чего практически не развивает фантазию и в меньшей степени активизирует мыслительную деятельность.Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. В тоже время,  клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

   При клиповом мышлении мозг действует по короткой схеме: внимание - кратковременная память. Основные формы мышления: понятие - суждение – рассуждение – умозаключение не формируются при получении информации в виде образов, фрагментов и кратких текстов. Если не происходит мышление, то возникают проблемы с воспроизведением информации. Для сохранения и воспроизведения информации необходимо, чтобы была задействована долговременная память. Переход кратковременной памяти в долговременную память обусловлен химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. При восприятии информации в виде клипов долговременная память не формируется, что изменяет мыслительный процесс.  Ребенок оперирует клиповыми образами, меняющимися, как в калейдоскопе, и не использует мыслительные операции, связанные с аналитической деятельностью мозга. От этого нарушается последовательность сохранения осознанной информации, поскольку нет глубокого проникновения в суть понимания, осмысления, оценки, формирования отношения к воспринятой сенсорными системами информации.  Не стоит паниковать, потому что  организм человека способен адаптироваться к разным условиям  жизни. Кроме того, родители – это именно те люди, которые в первую очередь несут ответственность за свое чадо и вполне могут минимизировать последствия формирования данного типа мышления.  Есть несколько рекомендаций для родителей, которые помогут снизить негативные последствия клипового мышления у ребенка и, напротив, будут способствовать формированию у него полезных навыков:

  1. Цифровая гигиена ребенка, а именно следует ограничить время  пользования гаджетами, конечно же, не запрещать их совсем, но выделить несколько часов в день в качестве максимума.  Провести с ребенком беседу о  правилах безопасности в интернете,  о том, что  не  следует вступать в подозрительные сообщества и так далее.
  2. Обеспечьте ребенку  возможность заниматься творчеством. Очень полезно заниматься прикладными видами творчества, будь то лепка из пластилина или создание  поделок из бросового материала. Любой вид творческой деятельности активизирует у ребенка полет фантазии и будет развивать его мыслительные процессы
  3.  Очень полезно дать выход накопившимся эмоциям ребенка через физическую деятельность, это положительно скажется на состоянии здоровья организма в целом.
  4.  Собственный пример должен быть положительным, а именно  Вы сами как родители, должны показывать ребенку, что  помимо гаджетов в мире очень много интересной деятельности, в том числе полезно поразмышлять на  какие-то темы с ребенком. Таким образом, Вы укрепите эмоциональный контакт и тесную связь со своим ребенком

Многие родители уверены, что клиповое мышление – это сплошной вред для их детей. Но важно понять, что это та реальность, в которой мы живем, и все, что нам остается, – это учиться правильно с ней взаимодействовать.

  Все в  нашем мире неоднозначно, также как и  влияние клипового мышления на развитие ребенка.

     К положительным особенностям клипового мышления  относят, прежде всего:

  • умение подстраиваться под изменяющиеся условия,
  • быстрая реакция на события,
  • и высокая скорость принятия решений.

     Родителям стоит задуматься о том, сколько времени они уделяют своим детям и чему учат. Прежде чем что-то требовать от взрослеющих детей, необходимо спросить себя: научил ли я своего ребенка нравственным принципам и моральным нормам? Дал ли я ему необходимое внимание, заботу и поддержку? Научил ли я своего ребенка делать правильный выбор? Кто воспитывает моего ребенка — я сам или интернет? Отвечая честно на эти вопрос, Вы сами сможете помочь своему ребенку гармонично жить и развиваться в настоящей действительности современного мира.

 

Лукьяница Н.А., педагог-организатор МАУ Центр работы с населением «Единство» 

г. Хабаровск