МОНАШКА
Начинаем размещать на нашем сайте рассказы и очерки Владимира Макаровича Малащенко, который родился 13 июня
Трудовую деятельность начал в тресте «Артемуголь» на шахте № 9/11 в
С 1970 по
Автор книг: «На таежных тропах» ( Отдельные рассказы и очерки печатались в газетах: «Утро России», «Лукоморье», «Победа»; в журналах: «Экология, культура, общество», «Дальний Восток». Дважды лауреат литературных конкурсов имени Дункая Н.С. МОНАШКА Зайдя с улицы в дом, она присела на краешек стула и уставилась невидящими глазами в окно. Потерянный взгляд остановился на сломанной ветке старой сирени, которую нещадно трепал ледяной осенний ветер. На столе стояли бутылка водки и два наполовину налитых стакана, дальний из них, перед зажженной свечой, был прикрыт куском черного хлеба. Отмечала Инга Николаевна день смерти самой близкой и единственной подружки своей — Светланы Дворцовой. Мысли ее, разодранные и тяжелые, то терялись в темной глубине памяти, то снова всплывали и переплетались, наслаиваясь до боли, подсовывая картины того, что было в жизни и теперь уже никогда не повторится. Они вместе росли, ходили в школу, поступили на учебу: Светка в культпросветучилище, она — в училище связи. Закончили учебу девчата, и направили их работать в глухое таежное село Лианы: одну — заведующей деревенским клубом и по совместительству библиотекарем, другую — оператором связи на почту. Деревня оказалась небольшой: школа, клуб, магазин, почта, три казенных дома, на четыре квартиры, для служащих и около пяти десятков добротных частных домов, в которых жили семьи первопоселенцев, занесенных судьбой в эту глухомань еще в конце позапрошлого века — Гоголевых, Николашиных, Сысоевых, Черепановых, Минюковых. Основатели первого хутора в этих местах уже давно на погосте лежат. Многие представители тех семейств разъехались и пустили корни по всему дальневосточному краю. А те, кто остался, старались хранить уклад жизни, обычаи и духовность предков. Конечно, они не в состоянии были избежать влияния последнего столетия. Были тут раскулаченные в коллективизацию семейства, а также переселенцы с Украины, Белоруссии, других мест центральной и западной России, из числа тех, что ехали по своей и чужой воле осваивать восточные земли страны у тихоокеанских берегов в двадцатом веке. Теперь называли их всех старожилами, и было потомков первопроходцев более двух сотен человек. Почти половина из них — дети. Разросся хутор в приличную деревню. Коренные жители работали в отделении военного совхоза: пахали землю, сеяли зерновые, растили овощи, картошку. Урожай сдавали на центральную усадьбу. Держали свои подсобные хозяйства: огороды, скот, птицу. Промышляли в тайге. Зажиточно, хорошо и счастливо жил таежный люд. Небольшая часть поселян относилась к деревенской интеллигенции: председатель сельсовета, учителя, заведующие отделением совхоза и клубом, начальник почты со своими работниками. Были они народом нужным, даже, можно сказать, необходимым в селе, но считались временщиками на этой земле. Их назначали. Привозили, как «котов в мешке», и рекомендовали на должность. Потом, через какое-то время, их переводили работать в другие села и поселки, а на освободившиеся места ставили новых людей. Старожилы сочувствовали вынужденным «перекати поле». Знали деревенские мужики и бабы, какой камень мохом обрастает и под какой вода не течет. Принимали с добром новоселов и с добром провожали в новую дорогу. В эту деревеньку и приехали в 1990 году совсем еще юные девчонки-специалисты, распираемые счастьем молодости и полные надежд на светлое будущее. Были они простыми, как медный пятак, и глупыми, как слепые котята. Сдружились в пятилетнем возрасте, когда у Светланы умерла бабушка. Так уж сложилось, что папу она не помнила, а мама была в розыске у правоохранительных органов. У Инги в тот год в дорожной катастрофе погибли родители. Маленьких девочек, как по уговору, в один и тот же день и час привезли из разных мест в детский дом. У Светланки с пеленок свет в окне — бабушка, которая, бывало, возьмет на руки, назвав горюхой своей ненаглядной, вытрет слезки, поцелует в еще мокрые глаза, приласкает, и уйдут от нее ребячьи страсти-мордасти со всеми обидами. Так и пробивался к солнцу росток жизни человеческой в старом покосившемся доме на окраине маленького села вдвоем с бабушкой, которая заменяла ей ребятню детского сада и от хворей спасала. Была ее доброй сказкой, защитницей и воспитателем. В стороне от детской суеты, в тепле бабушкиной любви росла она скромной и стеснительной. Инга с рождения была окружена вниманием дружной семьи. С двух лет ходила в садик, росла крепким и самостоятельным ребенком, не дающим спуску обидчикам, потому, наверное, скорее инстинктивно, чем по разумению, она взяла шефство над замкнутой и плаксивой незнакомкой прямо с приемного покоя детского учреждения. — Давай, Света, дружить и вместе играть, — предложила она перепуганной девочке, — я тебя любить и защищать буду. Была Светка наивной, впечатлительной фантазеркой, и всякий ребенок норовил над нею подшутить, а то и обидеть. В детском коллективе, как в стае зверушек, лидер проявляется быстро, особенно среди мальчишек. К сильному льнут остальные, и тогда малым и слабым ребятам прямо беда. Первый год в их новом доме больше всего доставалось Светке. Бывало, разрисуют всю сажей под негритенка, только глазищи и зубы блестят. Водят напоказ из группы в группу как диковинку заморскую, и хохочет над нею вся ребятня. Она, как самая распоследняя дурочка с переулочка, ходит и улыбается. А то изорвут на ней одежонку или испачкают, плачет от обиды, но отпора не даст, бежит вся в слезах к подружке-защитнице. Весной следующего года случилось такое, после чего ее зауважали. Глядя на старших, решили они поплавать на плоту в заливе. Плот этот — одно название. На самом деле мальчишки нашли где-то на свалке створку ворот с прогнившей серединой, выброшенную хозяином за ненадобностью. Кое-как приколотили еще пару досок. Плот вроде получился, и все ребятишки на нем летом плавали. В тот раз только лед сошел, вода ледяная, на плоту еще никто не катался. Наши две девочки были первыми. Забрались, оттолкнулись от берега, ветерок подхватил. Поплыли без руля и без ветрил по воле ветра и волн. Катались долго. Промокли ноги. Замерзли. Их уже начали искать, то там, то рядом раздавались крики старших мальчишек. Боясь, что их накажут, девчонки молчали. Не зная, как причалить к берегу, тихо плакали. Наконец плот ткнулся в берег. Светка прыгнула. От толчка ее ног проломилась доска, а плот закачался на волнах в метре от берега. Вторая половина сломанной доски вместе с Ингой стала погружаться в воду. Визг ужаса пронзил вечернюю тишину. Тут Светланка и бросилась на помощь. Плача, что-то крича, она прыгнула в ледяную воду и, ухватив рукав подруги, стала тянуть ее вместе с плотом к берегу. Было б поглубже, утонули бы обе — плавать-то не умели. Подоспевший на крики завхоз унес застывших и перепуганных девчонок в медпункт в окружении всего детдомовского братства. Она и не подозревала, что в глазах ребятишек стала героем. Все, кто видел ее зареванную, по пояс в стылой воде, с посиневшими руками и губами, тогда это поняли и выразили признание повышенным вниманием и защитой от самих себя. К седьмому классу она уже умела постоять за себя и слабого малыша, заменяя ему старшую сестру. С нею считались и советовались даже старшеклассники. Улыбчивая, доброжелательная и рассудительная, она любой конфликт между ребятами обращала в шутку. Девочка подрастала, и появилось в ней очаровательное достоинство, обостренные чувства справедливости и чести. Зная, что в жизни ей нужно надеяться только на свои силы, она старалась научиться любому делу и выполнять его на совесть. На нее стали обращать внимание мальчики. Но на первом месте у Светланы пока оставалась учеба, потому и внимания на их ухаживания она не обращала. Первым понял и прочувствовал это Колька Медведев, когда на уроке литературы больно дернул ее за косу. Схватила Светланка что под руки попалось, а подвернулся ей в тот момент толстенный словарь Ожегова. Был он тяжелый, что камень, не зря ведь человек всю жизнь в него нужные и добрые слова собирал, и шарахнула Кольку тем словарем прямо по темечку. Медведев — в обморок. Все остальные ухажеры — в шоке. После этого происшествия было в их классе комсомольское собрание, много говорили на нем хорошего и плохого. Но главное состоялось — слабые уразумели: уважать их будут только тогда, когда они сами себя научатся защищать, сильные сообразили, что за любую глупость им придется расплачиваться собственной головой, примерно, как Кольке Медведеву, — к такому выводу пришли на этом собрании. Сергей Минюк, комсомольский секретарь школы, тогда говорил: — У всех нас есть память, скоро вырастем и разойдемся каждый своей дорогой. Хочется, чтобы помнили мы потом, через множество лет, самое лучшее из того, что у нас в этой школе было сейчас. Для этого нужно учиться не только наукам, но и взаимоотношениям: дружбе, уважению, взаимопомощи. К тому времени, когда девушки закончили училища и получили назначения, они уже знали, что каждую из них наконец-то ожидает самостоятельная жизнь. Все теперь зависит от них самих, их личных качеств и трудолюбия. Они знали цену этим понятиям и были готовы к самостоятельной жизни... Деревня в глуши им понравилась. Свободно распластавшись на крутом яру у берега реки, она притягивала взор не только своей ухоженностью, надежностью, чистыми дворами старожилов, но и пейзажами окраин. Здесь прямо от дворов начиналась кедровая тайга, вызывающая благоговение своей красотой и могуществом. И до самых закраин далекого горизонта тянулись со всех сторон горы и хребты. Вышли девчонки тогда из автобуса ясным и теплым летним днем. Две семнадцатилетние простушки. Воздух, как на пасеке, наполнен медвяными запахами — чистыми и тревожными до душевного звона, пейзажи — ни одному художнику не нарисовать. Каждая хата смотрит на улицу разрисованными наличниками окон и кокетливо подмигивает стеклами, отражающими солнечные зайчики, как бы маня и обещая что-то загадочное, таинственное. Вышли. Полюбовались видами открывшейся перед глазами панорамы. Повосторгались невиданной красотой. Потом разыскали глазами дом под красным флагом и, подхватив по чемоданчику со всем своим добром, двинулись представляться деревенской власти. Власть пока была в лице тетки Дарьи Ивановны Троцюк, которая работала техничкой и, закончив уборку помещения сельсовета, уселась на начальственный стул в ожидании председателя. С восторгом она «приняла» новоиспеченных поселенцев и, развлекаясь, от нечего делать, прицепилась, как придорожный репейник, с расспросами: кто такие? Зачем и почему объявились в их благодатных местах? Есть ли у них родственники, знакомые в этом краю? Они, не зная даже, что из себя на самом деле представляет толстая тетка, рассказали о себе все до мелочей, перебивая и дополняя друг друга. Когда наконец-то пришел председатель, Дарья вскочила со стула, завертела головой на неповоротливой шее, как филин в дупле после съеденной мыши, и затараторила: —Семен Николаевич, то девчата до вас со своими делами. А я побегу, нужно еще в магазине полы протереть. И помчался беспроводной деревенский мобильник по улицам села, вызванивая во все колокола последние новости. Председатель, добродушно улыбнувшись смущенным девчатам, молвил: —Не переживайте, дочки, это даже хорошо, что в одночасье «сорока-белобока» познакомит вас со всеми жителями села. Мне не нужно будет гонца посылать. Сами люди подойдут к вечеру с вами знакомиться. Так сказать, на вас посмотреть и себя показать. Поселил их на втором этаже домика-коттеджа в отдельной квартире — каждой по комнатке. Вечером, как и говорил Семен Николаевич Сысоев, собрались у них гости, много людей пришло. Пришли, как на новоселье — нарядные, веселые. Дарили подушки, одеяла, посуду, еду. Говорили о традициях гостеприимства, поддержке и помощи, чем не раз вызывали и улыбки, и слезы девчат. Они-то эту науку еще в детдоме прошли, знали, почем фунт лиха и доброе слово поддержки. Хорошо приняла их деревня. И они за добро платили добром — старательно работали каждая на своем месте. В горячее для деревни время созревания урожая трудились на совхозных полях. Приболевшим соседям помогали вести домашнее хозяйство: пололи огороды, окучивали грядки, присматривали за скотиной, обиходили детей. Понравились они селянам: легки на подъем, отзывчивы на чужую беду. К праздникам готовили концерты и сами выступали артистами в художественной самодеятельности. А когда влюбилась Света в Максима Кучеренко — участкового милиционера, то свадьбу им делали всем селом. И на той свадьбе, как в песне поется, «...и неба было мало, и земли». Большой праздник получился для старых и малых лианцев. Через год молодая пара въехала в новый дом, а вскоре родила Светланка сына Ромку. Господи, сколько было счастья! Инга радовалась за подругу и завидовала ей. Сложилось в жизни Светки все так, как не раз мечтали они: любовь, семья, сын. Видит Бог, и ей хотелось семьи, родить ребеночка, любить, лелеять и целовать его, но не пришла еще любовь, плутала, видно, где-то за речкой в потемках и никак не могла ее отыскать. Когда Света с Максимом начинали над нею подшучивать и предлагать сватовство, она отбивалась словами великого Омара Хайяма в интерпретации собственного перевода: — Ты лучше голодай, чем кушать, что пришлось. Ты лучше будь один, чем вместе с кем попало... 2 Тем временем над землею заканчивал свой бег суровый двадцатый век. В стране шла перестройка. Никто нетоворит, что была она не нужна, но делали ее в ущерб своему народу люди с грязной душой и черными мыслями. Грабили и убивали свои своих похлестче, чем в гражданскую войну — кучка властителей создавала капиталы, бесстыдно обшаривая карманы своих сограждан. И потому над всей Россией испортилась погода: тучи, слякоть, грязь, тоска и неопределенность. В конторе Лианского отделения совхоза чуть ли не каждый день собрания: ваучеризация, приватизация, задержки по выплатам зарплаты, безработица, раздел имущества, земли. Эти и множество других вопросов из повестки в повестку каждого собрания клокотали, как кипящий суп в котле: есть хочется, а не ухватишь, не хлебнешь — горячо! Кричали и спорили до хрипоты, но новые законы сводили на нет все усилия по спасению деревни, и она потихоньку умирала. Приказал долго жить их кормилец-совхоз, закрылись и развалились все его отделения. Стали лианцы безработным народом. На одном из собраний Макар Обухов с горечью сказал: — Повезло нам, хуторяне, на богатую землю и талантливый народ. Не везет на правителей. Это ж надо было поганцам догадаться и в одночасье великий народ обратать в быдло бесправное, бросить его в нищету, в унижение. Тикать теперь нужно из насиженных мест! После этого собрания состоятельные молодые мужики с семьями уезжали из села. Один за другим уходили девчата и парни искать свое место под солнцем в чужих краях. Закрыли школу, клуб, магазин. В те мрачные дни забрали у Светланки Максима и отправили в Чечню защищать интересы вороватых людей, издающих законы. В прямом и переносном смыслах в деревнях погас свет. Собрала Инга пожитки и перебралась в дом к подруге. Жизнь тянули на зарплату связиста, а она во все времена была мизерной. Надеждой на будущее стал Максим. Ждали его возвращения. Может, он что придумает, посоветует. Посадили огород и кормились с него. Не зря в народе говорят, что беда одна не ходит. Как-то вечером зашел к ним дядя Семен Сысоев, тот, что раньше командовал селом. Попил морковного чайку, долго мялся, а потом: — Не знаю, как и сказать, а сказать нужно, — и, обращаясь к Инге, добавил: — Закрыли, дочка, с завтрашнего дня у нас в селе почту и связь. С утра ты безработная. Помочь я вам больше ничем не могу. А потому уезжайте к кому-нибудь из родственников Максима или еще куда, не то пропадете с голоду. Не таких крепышей, как вы, ломает жизнь. Сколько уж деревенских людей спилось, ушло бомжевать и кормиться из мусорных ящиков в больших городах. Уезжайте. И заплакал Семен Николаевич — потомок первопроходцев, бывший защитник Отечества, инвалид войны, причитая, как над могилой покойников: — Нелюди... Кивают на царя Грозного с Петром и Сталиным, а. сами что вытворяют под флагом демократии: стариков обесчестили голодухой и холодом, уходят они в могилы миллионами от обид, нищеты, унижения. Покруче люди мрут, чем в ГУЛАГе гибли. Тысячи детей роются на помойках, спасаясь от старухи с косой, безработную молодежь обрекли на разбой и разврат. Трещат на всех углах о древней женской профессии. С чего бы это вспомнили, паразиты?! У нас нет Тверских и других бульваров — там девки-«телки» не работают, скорее с жиру бесятся, подрабатывают на красивую жизнь. Сами развлекаются и развлекают бездельников. Наши молоденькие мамки, спасая детишек своих, идут на дороги из-за куска хлеба, как тигрицы в неурожайные годы заходят в поселки под пули охотников. Отдают девки свое тело на поругание бездушным, но с деньгами, проезжим шоферам. И прозвали-то их не по-людски — «дальнобойщицами». Какой уж дальний, ближний бы бой выиграть за жизнь потомства. Вывернули народ наизнанку, все его нутро наружу выставили своими порядками. Кому-то ж это надо? Проводили они старика до его «хором» и на обратном пути разговорились: — Наверное, прав Семен Николаевич, — сказала Светлана, — заколачивать нужно окна и уезжать в город. Вот только к кому? Где жить-то будем? — Да-а, — протянула Инга, — это ж надо, новые порядки до слез довели старика. — Заплачешь. Его деды на этой земле были первыми русскими. Обосновывались в дремучей тайге надолго. Хутор-то свой в дивном месте поставили, чтобы внуки и правнуки жили красиво и вольно. А сейчас в деревне осталось семь жилых домов. И обитают в них старые люди, а из молодежи — ты да я да мы с тобой. Ромке поиграть не с кем — один ребятенок на всю деревню остался. Заплачешь тут от тоски и обиды... — О чем это он толковал, когда говорил о дорогах и женщинах? - Ты, Инга, что? Не на земле живешь? А впрочем, ты работала и хоть какие-то деньги получала. По всем нынешним меркам — зажиточный человек. А во многих деревнях, где еще люди остались, жизнь совсем голодная и холодная. Работы нет, денег годами в руках не держали, а детей кормить, одевать и учить надо. На какие, спрашивается, шиши? В городах тяжело, но попроще — не тут, так там на кусок хлеба можно заработать, если ты не лодырь и не алкаш. Наши молодые бабы идут на дороги своим телом зарабатывать на жизнь, пропитание. Посчитай, сколько за день по трассе проносится машин с тяжелыми прицепами. В каждой из них по два мужика. Что везут — никому не известно. Но им платят хорошие деньги новые «хозяева» земли. Некоторые из этих дальнобойщиков скоты настоящие. Попали на гребень мутной волны и, имея «дурные» деньги, творят что хотят с бедными женщинами, пользуются, гады, случаем для удовлетворения своих извращенных сексуальных потребностей. Но многие вроде люди порядочные, за услуги, случается и без всяких услуг, просто из жалости — дают бабам деньги, продукты. Наши мужички давно разбежались по земле в поисках заработка, в семьях о них ни слуху ни духу. Может, многих папаш в живых уже нет. Кому они, деревенские, в городах нужны? Вот бабы из тех, что помоложе и смазливей, двинулись на заработки. Во многих семействах они сейчас и кормилицы, и поилицы. Инга остановилась. По мере осмысления услышанного лицо ее искажала гримаса брезгливости. И заревела горькими слезами посреди темной улицы: — И-и, мне ведь не завтра, так послезавтра на доро-гу-у идти... Подруга успокаивала: прижала к себе, гладила по голове и как заклинание наговаривала сквозь дрожащие от жалости губы: — Не плачь, солнышко. Не отдам я тебя, чистую мою, на растерзание душегубам. Завтра поеду в город искать родственников мужа. Они люди хорошие, еще на свадьбе говорили, приезжайте, мол, коли трудно будет... Весь .следующий день провели подруги в сборах. До вечера обежали всех стариков, которые еще остались в селе, расспросили их о родственниках, записали на бумажках — кто где живет, телефоны городских детей и внуков поселковых старожилов. И просьбы бабушек — кому и что привезти из города, кого и где найти, кому передать приветы. Серафима Петровна Гоголева попросила привезти литр-полтора керосину, дескать, болеет ее дед Макар, так чтобы ночью, в потемках, лекарства не перепутать — нужно горючее для лампы. Только на утро во вторник вышли подружки на трассу. В сторону города мчался по дороге КамАЗ. Замахали руками. Завизжал он тормозами, остановился. Света спросила дядьку-шофера: — Подвезете до города? — Садись, дочка. Забираясь в кабину, она попросила: — Присмотри, Инга, за Ромкой. Непоседой стал. Лезет куда надо и не надо. Шофера звали Владимиром Павловичем Сучковым, был он с горнорудного комбината, что в их районе, и нужды сельчан знал не понаслышке. За расспросами и разговорами незаметно пролетели два часа дороги до города. Знал он, где живет Кузьма Кучеренко — дядька Максима, и подвез ее к самому дому. На прощание Владимир Павлович сказал: — Я, дочка, через три дня обратно поеду, если уладишь все свои дела, жди после обеда в пятницу на перекрестке — домой подвезу. Дядьке Кузьме и рассказывать ничего не пришлось, он сразу все понял. С тетушкой Анной просидели на кухне до самой утренней зорьки: написали Максиму письмо о возможной перемене в жизни семьи, прозвонили по телефонам, что на бумажках в селе записала — передали приветы из Лиан, составили план закупок по заявкам сельчан. Кузьма Ильич с утра убежал на деревообрабатывающий завод поговорить с кем-то из влиятельных старых знакомых о работе для безработных сельчан. Уже в обед Света сидела в отделе кадров и писала заявления за себя и за Ингу. Принимали их учетчицами на лесной склад. — Не бог весть что, но теперь выживем, — радовалась женщина. В пятницу племянник соседа отвез ее с сумками на перекресток — ждать Владимира Павловича. Прождала до самых сумерек. Многие водители останавливали машины, предлагая подвезти симпатичную молодуху, но уговор есть уговор, и она ждала. Так и не приехал добрый дядька. Видно, что-то случилось. А может, управился с делами и проскочил тут вчера. Уже в потемках, осветив женщину мощными фарами, остановилась у ее сумок фура — «Вольво», за ней вторая. Из первой выскочил парень, забросил сумки в кабину и только после этого, развернувшись к ней, сказал: — Садись, молодуха, подвезем! Мы парни веселые, прокатим с ветерком, всю жизнь помнить будешь! Что-то в интонациях его голоса ей не понравилось, насторожило. Решила было отказаться, но на дворе стояла ночь, хотелось домой. Парень настойчиво подсаживал в кабину: — Шевелись, шевелись, ночь на улице. Поехали. За рулем сидел молодой верзила, который представился: — Леха. Второй ему вторил: — Гошка, — и уточнил для солидности: — Георгий. Больше часа велись разговоры, расспрашивания. Потом Леха, придерживая руль одной рукой, второй прихватил ее ногу выше колена, спросил: — Заработать хочешь, красавица? Хорошо заплатим. Нас четверо на двух машинах, по миллиону с брата и долго будешь жить без проблем. За минет цена двойная, так что начинай. От его наглости она онемела. Хотела кричать и не могла. На дворе буйствовал 1998 год, за плечами остались двадцать пять лет настоящей жизни, впереди ждал ужас. Гошка тянул на себя вторую ногу. Она закричала и вцепилась ногтями в его бесстыжие глаза. Тут же получила по голове и потеряла сознание... Под утро очнулась голой в придорожном вагончике-гостинице разорившихся деревенских коммерсантов, что стоял на площадке у трассы, в километре от родного села. Рядом крепко спали пресытившиеся скоты, о которых они с Семеном Николаевичем Инге рассказывали. Никогда не думала она, что сама станет их жертвой. Болело изнасилованное тело, плакала растерзанная подлостью душа. Натянула на плечи разодранную кофту, нашла юбчонку. С трудом выбралась на улицу. Небо было безглазым, затянули, его черные тучи... Побрела к дороге и споткнулась об одну из своих сумок. Пахнуло керосином. Взяла в руки канистрочку, что везла Серафиме Петровне. Нашарила руками спички и волоча бесчувственные ноги пошла к вагончику. Закрыла на задвижку дверь, для надежности приперла толстой жердью, облила керосином, остатки вылила в окно и чиркнула спичкой. Загудело пламя. В спину ей светили кровавыми отблесками пламени осиротевшие фары машин. В дом не пошла, боялась напугать своим видом сына с подругой. Поднялась в свою первую и такую счастливую комнатку. Взяла карандаш, лист бумаги, коряво его исписала при сумеречном свете зарождающегося дня. И впала в истерику. Несчастная женщина упала на пол и, раздирая в кровь лицо, билась о доски растрепанной головой: —Господи, за что-о-о?! — рыдала ее криком деревня. —За что, Господи, кару такую-у-у?! — выло ее голосом небо. Услышала крики улица, проснулась. Пока определяли, кто, что и где, звуки смолкли. И вынули соседи из петли уже остывшее тело Светланы. 3 Наконец Инга встала, выпила водку. Достала исписанный подругой лист и в который уже раз начала медленно его перечитывать. Глаза держали последние строки: «...Не сама ухожу — этой ночью убили меня наши же русские люди. Расскажи все Максиму — он поймет, он умный. Береги до его приезда Ромку!» Не знала Светлана, а теперь уже и никогда не узнает, что приехал Максим через две недели после ее похорон. Нет, не приехал. Его привезли из Чечни в цинковом ящике и похоронили как героя, в приморском конце российской земли на городском кладбище. Из прекрасных людей остался для Инги во всем белом свете один только Ромка. 4 Пять лет в женском монастыре жила молодая послушница. Пришла в монастырь не одна — с малым ребенком. Долго о чем-то с ней говорила матушка-игуменья, потом дала ей новое имя и оставила жить в месте святом. Мальчонку пока определили в церковный хор. Сестры-монашки меж собою судачили: — Вольно, видно, в девках жила. Теперь осознала беспутство свое и пришла в монастырь грехи замаливать — просить у Всевышнего прощения... И только матушка знала истину. Кроме обязательных молитв читала молодая монашка и две самою придуманные. Слезно и скорбно читала их, стоя на коленях, с земными поклонами: за Светлану с Максимом и ушедших в иной мир деревенских людей, вымаливая прощение за грехи их и выпрашивая им у Бога райскую жизнь. За землю русскую с ее глухими и гнилыми углами. Прислушавшись, можно было в ее скороговорке разобрать: — Прости русских людей, Господи, и вразуми их. Благослови на жизнь достойную, человеческую, как предки жили испокон веков. Научи их, Боже, жить по твоим заповедям.
Накажи, Господи, тех, кто позволяет жизни губить человеческие. Обрывать их также легко, как цветущие ветки сирени. Накажи их, Господи, покарай. Аминь!
|