СИЛА РОССИИ В ЕЁ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТИ
В настоящее время остро стоит проблема конфликтов на национальной почве. Экстремизм становится все более опасным. Межнациональные конфликты – прямая угроза стабильности и целостности Российской Федерации. Не допустить этого — наша общая задача. Об этом размышляют представители разных религиозных конфессий Иркутской области. СМИРЕНИЕ – ЭТО НЕ БЕЗВОЛЬНОЕ ОПУСКАНИЕ РУК ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ заключается в любви к Богу и к людям. Православная церковь всегда выступает за целостность государства и своей православной веры. Об этом совсем недавно хорошо сказал, касаясь Украины, Патриарх Кирилл: « Кому-то очень выгодно и кто-то очень заинтересован, чтобы православная церковь раскололась». Это мы и видим, к сожалению, на Украине. Там часть людей пытается натравить христиан православной веры на других православных. Что получается в итоге? Негативные последствия: неприязнь, конфликты. Я как православный священник с амвона призываю – и обязан это делать – к любви, терпению. Если Ветхий Завет требует: «Око за око, зуб за зуб», то Новый Завет, который принес сам Сын Божий Иисус Христос, - он говорит: «Надо молиться за своих врагов». Необходимо проявлять смирение перед негативными явлениями жизни. Но не опускать в безволии руки. Православная вера в то же время призывает защищать свое Отечество, если ему грозит раскол, разруха. Мы знаем тому немало примеров из истории русской православной веры. Когда- то Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на сражение на Куликовом поле. Нам печально видеть, что происходит сегодня в нашем прекрасном и яростном мире. Мир стал однополярным, лидером себя стали считать США. Они пытаются влиять, навязывать свою волю суверенным государствам, диктовать им свои условия. Все это ведет к негативным последствиям, и на Украине это особенно хорошо видно: казалось бы братский славянский народ Украины навечно должен быть с нами. Но из-за экстремистских проявлений продолжается раскол славянских народов. Трудно даже представить, какой губительный клин вбивается в дружбу многих веков России, Белоруссии, Украины. Результатом стала братоубийственная война в Донбассе, Луганске, и это очень печально. Православные священники стремятся проповедями и молитвами изменить эту ситуацию. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в каждом храме во время божественной литургии мы читаем молитву, в которой молимся за братский украинский народ, вовлечённый в братоубийственную войну, чтобы господь смягчил сердца и умиротворил возникшую ситуацию. А в целом православная церковь, повторюсь, стоит на основе целостности, нерушимости своего вероучения и поддерживает понятную людям государственную политику. Напомню еще о том, что сказано в Евангелии: «Спасешься сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Священник должен сам прежде всего быть терпимым, любить окружающих, в том числе и врагов своих. Он должен не только говорить православные слова с амвона, но и быть ответственным за свои деяния. Своим примером, жизнью он должен подтверждать слова Господа: «Учеников узнаете по тому, как вы будете любить других». И еще хочу добавить, что газету «Байкал 61» читаю, она мне нравится своей актуальностью. Если мы не будем вести антипропаганду, то США могут добиться своих замыслов и смогут расколоть Российское государство. Пример Украины, мощная и пропагандистская война США, развязанная против нее и России, должны стать уроком для нашего многонационального государства. Сохранить его можно только в условиях единения всех конфессий, ведь, как говорится, все мы в океане Россия плывем в одной лодке. А если мы будем соблюдать заповеди Закона Божьего, то никакой экстремизм нам не страшен. Библия, Исход 10 гл. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15): 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Священник Александр Беломестных, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа г. Иркутска, директор православной женской гимназии
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СОЗИДАТЬ ЭКСТРЕМИЗМ — это всегда стремление прибегнуть к крайним мерам, и люди, проявляющие его, считают себя, как правило, исключительными личностями. Хотя исключительности не бывает ни в ком и ни в чем. Иудаизм считает и проповедует, что каждый человек — создание Бога и перед ним все равны. Если мы что-то хорошее делаем в жизни, значит, мы вместе с Богом улучшаем мир. Важно, чтобы каждый человек стремился созидать – значит улучшать жизнь. И при этом оставаться самим собой, умея отличить добро и зло, не быть безразличным ко всему, что видит рядом. Элементарный факт: не бросай сам мусор на улице и следи, чтобы этого не делали другие. В жизни нельзя быть эгоистом, потому что все мы живем в социуме и нужно все делать так, чтобы окружающим было хорошо, не только детям, внукам – всем. Иногда приходится слышать, как экстремисты пытаются оправдать свои взгляды, поступки, разделяя людей на богатых и бедных. Но ведь хорошо известно, что бедный человек морально может быть выше богатого, ибо не все и не всегда можно измерить материальными ценностями. Если моральные качества, скажем, молодого человека, или его избранницы в браке высокие, то это уже гарантия прочности семейных уз. И тогда можно надеяться на появление многодетных семей. Мы не стремимся пропагандировать достаток, богатство человека. А если достаток есть, значит Всевышний доверяет и покровительствует этому человеку. Важно еще и другое: делиться друг с другом прежде всего духовным богатством. Материальный достаток должен помогать человеку проявлять внимание больным и слабым людям. Но без пиара. Таких людей я знаю. Они помогают больницам в содержании детских палат, лечении детей. При этом сами остаются в тени, не пиарят свои добрые дела. И вот что интересно. В этих благородных стремлениях людей с достатком, в этой их благотворительной помощи участвуют представители разных конфессий. В самом деле: из истории меценатства в Иркутске мы знаем достопочтенные фамилии Файнбергов, Кузнеца, Трапезниковых, Второвых и других — вовсе не по какому-то одному национальному признаку. Просто люди искренне хотели помогать и помогали без какой-либо рекламы. Так было прежде, так и есть сегодня. И нужно только приветствовать желание таких людей. Мы с уважением относимся к людям других вероисповеданий, проявляем терпимость к ним, даже если наши взгляды не совпадают. Так и должно быть в нашем едином мире. Иногда приходится слышать разные слова в адрес молодежи, дескать, она не такая, какими были мы. Скажу так: молодежь наша совсем не плохая. Сам был свидетелем, когда молодые люди спасали кошку, забравшуюся высоко на дерево. Видел я, как молодые люди шли обихаживать кладбищенские могилы. Они знали, что никто не встанет из могил и не скажет им слова благодарности. Ими двигала благородная цель – уважить память предков. Такие люди не способны на экстремистские поступки, потому что это поколение настроено позитивно. Вот почему очень важно изначально воспитывать на постулатах священной книги Торы людей в уважении друг к другу. Тогда мир и благоденствие воцарятся повсюду.
Арон Вагнер, главный раввин Иркутска и Иркутской области
АССАЛАМ АЛЕЙКУМ! – МИР ТЕБЕ! ЕЩЕ С ДЕТСКИХ ЛЕТ помнятся мне святые и светлые минуты молитвы, обращенные к Аллаху. Рядом со мной тогда были родители, братья и сестры. Наша многодетная шахтерская черемховская семья отличалась богочестием, дружелюбием, терпимостью и многими другими качествами, без которых нельзя представить истинного мусульманина. А сегодня сердце мое радуется при виде того, как во время пятничного намаза почти тысяча людей в мечети и подле ее минарета произносят слова благодарения Всевышнему, определившему их путь в мир постижения духовных ценностей ислама. Наша конфессия объединяет не только татар, башкир, но и дагестанские народы, чеченцев, ингушей, народы Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Осетии, Крымских татар, Кавказские народы. Волею судеб, все они, оказавшись в Иркутске или области, находят повсюду единоверцев, живут и работают на благо России. В 9 мечетях и 12 общинах Байкальского муфтията можно встретить выходцев из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана и Туркменистана. Под сибирским небом они тоже чувствуют себя комфортно, потому что ислам объединяет их и укрепляет духовно- нравственные начала. — Нет сомнения, что этому объединению способствует главная святая книга — Коран. Что можно найти в нем о святом чувстве дружбы разных национальностей? — Взять хотя бы вот этот аят. Всевышний говорит: «Я создал вас разными народами и племенами, чтобы вы шли навстречу друг другу. Помогайте друг другу в добре и благочестии, но не помогайте в грехе и вражде». Есть и другие аяты этого же смысла и изречения пророка Мухаммеда, призывающие к объединению. Он говорил: «Помощь Всевышнего будет людям объединившимся, милость Всевышнего снизойдет в виде экономической помощи ( это я так перевел), благоденствия и благополучия. Покровительство мое будет тем, кто объединен. А кто отделяется, тот пойдет в огонь Ада.» Значит, разъединение — это наказание, путь к мучению. То, чего экстремисты разного вероисповедания добиваются, сея вражду между национальностями. Есть еще один аят, он звучит очень красиво и я прочту его на языке оригинала, а потом переведу. (Фарид Хазрат читает). Всевышний говорит: «Держитесь все вместе за веру Аллаха, не разделяйтесь на враждующие группировки»… — Как известно, мечеть — это центр жизни мусульман. — Да, в мечети молятся пять раз в день, как одна семья, объединяются мусульмане города, района, села, укрепляются добрые и братские отношения между людьми, независимо от расовой, национальной, сословной и иной принадлежности. Мечеть делает всех мусульман равноправными, она освобождает сознание людей от многих ошибочных стереотипов и предрассудков, и ставит в один ряд всех, стирая возрастные, имущественные и должностные грани. И все, чувствуя себя равными перед Создателем, поклоняются Ему. Хочу заметить, что ислам — это религия середины, она не приемлет крайностей. Во всем нужна мера. Человек не должен быть бедным, но и не должен стремиться к роскоши. То, что он получает от Всевышнего, сороковую долю он должен отдавать другим, бедным и нуждающимся. Один раз в году из своего дохода верующие должны по совести отдать другим долю средств. Не только деньги. Если кто-то занимается животноводством, отдает долю головами скота. Кто растит урожай, тоже 10-ю часть отдает. Недавно у нас завершился Рамазан — большой мусульманский праздник. Какой же праздник без помощи ближнему. Верующий отдает деньги за каждого члена своей семьи нуждающимся, чтобы и они достойно отпраздновали этот день. Приближается еще один великий праздник — Курбан-Байрам(праздник жертвоприношения). У него другие благородные традиции: семья покупает барана и мясо жертвенного животного раздается бедным. — Слушая ваш рассказ, нетрудно понять, что особенности традиционного ислама перекликаются в какой-то степени с христианскими традициями. — Это, конечно, так. Но не стоит забывать, что радикальные исламисты кое-что толкуют совсем не так, как традиционные мусульмане. Например, у нас имам — руководитель общины, отвечает за нее перед Всевышним, мужчина — за свою семью, женщина — за дом своего мужа, сын — за имущество своего отца. В традиционной исламской общине имам — не только руководитель, но и ответственный перед Всевышним. Поэтому все помогают ему в делах. А вот радикальные исламисты считают, что имама можно критиковать, порицать, что называется « ставить на место», не считаясь с его авторитетом. — Откуда же дует такой ветер экстремизма? Ведь он может нанести урон не только имаму? — Если сказать коротко, то беспорядок рождают лжеученые-реформаторы ислама. Они пытаются изобретать велосипед, привлекая всевозможные неподтверждённые источники своих «новых» взглядов. А в результате сеют агрессию, жестокость. Хотя ислам — религия милосердия, сострадания, помощи. И священный Коран, и учение пророка Мухаммеда — это божественные книги хотя бы уже потому, что они воспитывают уважение и терпимость к другим религиям, верованиям. В Коране говорится вполне определенно: «Лучшие друзья вам — христиане». Новоявленные радикалы ислама оправдывают убийство. Это мы видим по событиям в мусульманском мире — страшные кадры казней и убийств показывает нам телевидение. Однако Коран без устали твердит: «Кто убил человека без права, тому грех, как будто он убил все человечество». Так что, кто прикрывается исламом и совершает убийства, живет в тяжком грехе. Вот почему сегодня так важно разоблачать сеятелей радикального экстремизма, идти многовековым путем истинного ислама, призывающего все конфессии жить в мире и дружбе.
Муфтий Байкальского муфтията, Имам-хатыб Иркутской Соборной мечети Фарид хазрат Мингалеев С ним беседовал Виталий Комин
ВОЗРОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЯМ ГАЗЕТЫ стал более понятен и доступен смысл мною сказанного, я позволю углубиться в историю буддизма. Вот уже 250 лет институт Пандито Хамбо лам России хранит Учение Будды в нашей стране. Уникальна сама история распространения буддизма на территории нашего государства. Еще в 1764 году Ее Величество Государыня Екатерина II ввела первый государственный пост Пандито Хамбо ламы и буддийская церковь Российской империи обрела самостоятельный статус. С тех пор каждый бурятский род, чтобы сохранить себя создавал свой родовой дацан, в котором были все условия для глубокого познания философии учения Будды. Знание буддийской астрологии и медицины позволяло оказывать всестороннюю помощь верующим людям. Они сами, как правило, способствовали возрождению веры, строительству новых дацанов – в Чите, Иркутске, Якутске, в Кабанском и Баунтовском районах Бурятии. Возрождение буддизма на иркутской земле началось со строительства Аларского дацана в 2004 году. Летом 2005 года на территории Нукутского района был освящен Унгинский дацан. В 2006 году было начато возведение храмового комплекса Иркутского дацана. Он расположен за рекой Ушаковкой в предместье Рабочем. Администрация областного центра, поддерживая все конфессии, выделила под строительство полгектара земли на правом берегу Ушаковки, и с тех пор жизнь дацана становится все более привлекательной для верующих . Забегая вперед, скажу, что сейчас, наряду с другими работами по благоустройству дацана, здесь идет подготовка к установлению девятиметровой статуи Будды. Большим событием в жизни всех верующих буддистов стало освящение 10 августа 2014 года Сахюусан дугана иркутского дацана, в котором принял участие Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. Кстати, он XXIV главный лама России. Напомню, что центром традиционного буддизма России остается Иволгинский дацан, основанный в феврале 1946 года. В 2013 году в нем побывал Президент России В. В. Путин, а в июне 2015 года поэт Евгений Евтушенко знакомился с нетленными мощами вернувшегося к нам 13 лет назад священного XII Хамбо ламы Д. Д. Этигэлова. Мне сложно говорить сейчас о самой древней из трех мировых религий – буддизме. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и во многих крупных городах России. Из практики своего служения в Иркутском дацане скажу, что к нам идут не только буряты, но и многие русские, люди других национальностей. Ламы готовы принять и помочь каждому, что и делаем. Согласно учению Будды вся жизнь человека – это страдания. А кто из нас не хочет избавиться от них? Причина страдания – привязанность к жизни, жажда бытия. Прекращение страданий заключается в устранении этой жажды через полное уничтожение желания. Человек должен подавить в себе всякое стремление к существованию , всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было. Путь к достижению этого совершенства сложен, но он заканчивается погружением в нирвану – состояние, к которому должен стремиться умудренный учением Будды человек. Хочу отметить, что стремление избавить больных, в том числе детей, от страданий имеют все конфессии Иркутска. Заметную лепту вносит и наш дацан, помогая лечебным учреждениям города и Усть-Ордынского округа. Ламы нашего дацана делают все возможное для прихожан, чтобы учения Будды спасало их от мирских забот. При этом никаких экстремистских взглядов в проповедях нашего учения нет.
Биликто лама, буддийской традиционной Сангхи России
ДОБРАЯ ВОЛЯ МОЕГО НАРОДА… С Валентином Хагдаевым я встретился у него дома, в Еланцах. Добродушный как всегда, хозяин и его супруга Виктория пригласили меня и мою семью к столу и накормили традиционными позами. Вот в такой непринужденной домашней обстановке, располагающей к беседе и проходил наш разговор на очень важную тему, предложенную мною и редакцией газеты и охотно поддержанную уважаемым во всей степной округе шаманом. Я опускаю здесь некоторые свои не всегда удачные вопросы по теме экстремизма и оставляю все, что было сказано Верховным шаманом Ольхона Валентином Хагдаевым в этом разговоре. — Тэнгрианцы-шаманисты придерживаются в этой жизни благой, доброй воли, традиций и обычаев своего народа, мудрости и справедливости во всех делах, поступая по совести и соблюдая законы своего государства. Они исходят из простейших принципов:» Жить в гармонии с самим собой, с людьми, с Природой, не делать другим того чего не желаешь себе... — А как давно возник шаманизм? Начало шаманства теряется во мраке древности...и в основе Тэнгрианства — шаманизма нет чьего-либо учения, просто это веками и тысячами лет сложившиеся обычаи и представления из народных традиций, умения жить со всеми в согласии и во взаимном уважении. — Как и в любой религии шаманисты придают большое значение обрядам. — Все обряды имеют своё значение и смысл, и у каждой малой народности они могут проводиться согласно их традиций и обычаев. Другое дело, когда некоторые, якобы посвящённые «городскими» общинами новые неошаманы, без знания языка малых народностей и традиционных заклинаний, пытаются изображать камлание и что- то невнятно бубнят под нос. Это уже искажение — они порочат шаманизм.... Обряды воспитывают чувство дружбы и единения рода, равенство всех лиц перед Всевышними Тэнгри... Пришедшему гостю из другого народа и другой веры на обряд оказывают свои почести, угощают всем чем есть после исполнения обряда, главное, пришедший гость должен уважать обычаи и традиции того народа при исполнении обряда. Буряты и русские жили и живут все три века в дружбе и во взаимном понимании. В истории наших взаимоотношений, конечно, были также негативные времена»Похабовщины», но всё это в прошлом... У нас говорят: « Каково будет твоё поведение — таковым будет образ твоей Жизни.» В средневековье, во времена Чингис-хана и его потомков в нашей древней столице всех кочевников Карокоруме, монголы-шаманисты относились лояльно ко всем религиям и народностям... И это видели европейские путешественники Марко Поло, Гильом Рубрук, Плано Карпини и другие, они посещали десятки монастырей и храмов разных вероисповеданий в Каракоруме и наблюдали мирное общение между собой представителей всех этих конфессий. И это происходило в то время, когда в средневековой Европе шёл ужас иезуитства и святой инквизиции, борьбы со всяким инакомыслием. Сегодня мы все видим ужасные проявления экстремизма правосеков в самостийной, незалежной Украине, а также все эти хамасы, талибановцы и игилы в малой Азии. Думаю, надо всем вести разъяснительную работу с населением всех этих регионов о том, кто есть кто... и Нужна ли обществу такая экстремистская свобода с кровью людей?! Чтобы избежать проявлений экстремизма всем людям надо проявлять друг к другу Терпение, Любовь и Сострадание... Доброту и Мудрость во всём... Моя личная борьба с экстремизмом заключается в том, что в течение почти тридцати лет провожу беседы — лекции о своём народе и его традициях, о шаманизме как в городах России, так и по всему миру. Вот и сейчас есть приглашения. Желаю творческих успехов и процветания вашей газете «Байкал-61», которую читаю. Вот и Ёрдынские игры газета хорошо представила. Спасибо ей!
Верховный шаман Ольхона Валентин Хагдаев Беседу вел Иван Истомин
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭКСТРЕМИЗМА Экстремизм, проявляющийся в религиозной сфере, часто называют религиозным. Но следует подчеркнуть, что такие понятия, как религиозный экстремизм и религиозный терроризм, являются условными. На самом деле ни одна истинная религия не призывает к насилию и не оправдывает теракты. Экстремисты и террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами. На самом деле они преследуют политические цели, в первую очередь добиваясь захвата власти, и если это недостижимо, то прибегают к запугиванию людей, созданию атмосферы страха и бессилия. Экстремисты отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Фанатизм и слепое следование идее, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией – вот особенности их мировоззрения. Мировые религии действуют по принципу: «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Экстремисты отвергают этот принцип, как и все признанные нравственные ценности. Нередко они используют террористические методы борьбы. Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, преступно злоупотребляют религией. Они понимают, что религиозные идеи очень важны для многих людей и могут привлечь на их сторону немало последователей. Часто идеологи экстремизма формируют в сознании своих последователей образ врага – это могут быть руководители государства, представители других национальностей и конфессий. Особая нетерпимость проявляется к единоверцам, не разделяющим фанатизм и радикальные взгляды. Для экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от цены, которую приходится платить за это. Поэтому акцент делается на силовые методы борьбы, а диалог как метод решения проблем отвергается. Евгения Гетман На фотографиях: 1. Священник Александр Беломестных 2. Раввин Арон Вагнер 3. Муфтий Фарид хазрат Мингалеев 4. Биликто лама 5. Верховный шаман Ольхона Валентин Хагдаев 6. Экстремистские действия 7. Экстремистские выступления
«БАЙКАЛ-61» №№ 7-8, июль-август 2015 г. |