СИЛА РОССИИ В ЕЁ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОСТИ

В настоящее время остро стоит проблема конфликтов на национальной почве. Экстремизм становится все более опасным. Межнациональные конфликты – прямая угроза стабильности и целостности Российской Федерации. Не допустить этого — наша общая задача. Об этом размышляют представители разных религиозных конфессий Иркутской области.

СМИРЕНИЕ – ЭТО НЕ БЕЗВОЛЬНОЕ ОПУСКАНИЕ РУК

ОСНОВА ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ заключается в любви к Богу и к людям. Православная церковь всегда выступает за целостность госу­дарства и своей православной веры. Об этом совсем недавно хорошо сказал, касаясь Украины, Патриарх Кирилл:

« Кому-то очень выгодно и кто-то очень заинтересован, чтобы право­славная церковь раскололась». Это мы и видим, к сожалению, на Украине. Там часть людей пытается натравить христиан православной веры на других православных. Что получается в итоге? Негативные последствия: неприязнь, конфликты.

Я как православный священник с амвона призываю – и обязан это делать – к любви, терпению. Если Ветхий За­вет требует: «Око за око, зуб за зуб», то Новый Завет, который принес сам Сын Божий Иисус Христос, - он гово­рит: «Надо молиться за своих врагов». Необходимо проявлять смирение перед негативными явлениями жизни. Но не опускать в безволии руки.

Православная вера в то же время призывает защищать свое Отечество, если ему грозит раскол, разруха. Мы знаем тому немало примеров из исто­рии русской православной веры. Когда- то Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на сражение на Куликовом поле.

Нам печально видеть, что проис­ходит сегодня в нашем прекрасном и яростном мире. Мир стал однопо­лярным, лидером себя стали считать США. Они пытаются влиять, навязывать свою волю суверенным государствам, диктовать им свои условия. Все это ведет к негативным последствиям, и на Украине это особенно хорошо вид­но: казалось бы братский славянский народ Украины навечно должен быть с нами. Но из-за экстремистских прояв­лений продолжается раскол славянских народов. Трудно даже представить, какой губительный клин вбивается в дружбу многих веков России, Бело­руссии, Украины. Результатом стала братоубийственная война в Донбассе, Луганске, и это очень печально.

Православные священники стремят­ся проповедями и молитвами изменить эту ситуацию. По благословению Свя­тейшего Патриарха Кирилла в каждом храме во время божественной литургии мы читаем молитву, в которой мо­лимся за братский украинский народ, вовлечённый в братоубийственную войну, чтобы господь смягчил сердца и умиротворил возникшую ситуацию. А в целом православная церковь, по­вторюсь, стоит на основе целостности, нерушимости своего вероучения и поддерживает понятную людям госу­дарственную политику.

Напомню еще о том, что сказано в Евангелии: «Спасешься сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Священник должен сам прежде всего быть терпи­мым, любить окружающих, в том числе и врагов своих. Он должен не только говорить православные слова с амво­на, но и быть ответственным за свои деяния. Своим примером, жизнью он должен подтверждать слова Господа: «Учеников узнаете по тому, как вы будете любить других».

И еще хочу добавить, что газету «Байкал 61» читаю, она мне нравит­ся своей актуальностью. Если мы не будем вести антипропаганду, то США могут добиться своих замыслов и смо­гут расколоть Российское государство. Пример Украины, мощная и пропаган­дистская война США, развязанная про­тив нее и России, должны стать уроком для нашего многонационального госу­дарства. Сохранить его можно только в условиях единения всех конфессий, ведь, как говорится, все мы в океане Россия плывем в одной лодке. А если мы будем соблюдать заповеди Закона Божьего, то никакой экстремизм нам не страшен.

Библия, Исход 10 гл.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15):

1. Я Господь, Бог твой, Который вы­вел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произ­носит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седь­мой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни при­шелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетель­ства на ближнего своего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Священник Александр Беломестных, настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа г. Иркутска, директор православной женской гимназии

 

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СОЗИДАТЬ

ЭКСТРЕМИЗМ — это всегда стремление прибегнуть к край­ним мерам, и люди, проявляю­щие его, считают себя, как правило, исключительными личностями. Хотя исключительности не бывает ни в ком и ни в чем.

Иудаизм считает и проповедует, что каждый человек — создание Бога и перед ним все равны. Если мы что-то хорошее делаем в жизни, значит, мы вместе с Богом улучшаем мир. Важно, чтобы каждый человек стремился со­зидать – значит улучшать жизнь. И при этом оставаться самим собой, умея отличить добро и зло, не быть без­различным ко всему, что видит рядом. Элементарный факт: не бросай сам мусор на улице и следи, чтобы этого не делали другие. В жизни нельзя быть эгоистом, потому что все мы живем в социуме и нужно все делать так, чтобы окружающим было хорошо, не только детям, внукам – всем.

Иногда приходится слышать, как экстремисты пытаются оправдать свои взгляды, поступки, разделяя людей на богатых и бедных. Но ведь хорошо из­вестно, что бедный человек морально может быть выше богатого, ибо не все и не всегда можно измерить матери­альными ценностями. Если моральные качества, скажем, молодого человека, или его избранницы в браке высокие, то это уже гарантия прочности семей­ных уз. И тогда можно надеяться на появление многодетных семей.

Мы не стремимся пропагандировать достаток, богатство человека. А если достаток есть, значит Всевышний до­веряет и покровительствует этому че­ловеку. Важно еще и другое: делиться друг с другом прежде всего духовным богатством. Материальный достаток должен помогать человеку проявлять внимание больным и слабым людям. Но без пиара. Таких людей я знаю. Они помогают больницам в содержании детских палат, лечении детей. При этом сами остаются в тени, не пиарят свои добрые дела. И вот что интересно. В этих благородных стремлениях людей с достатком, в этой их благотворительной помощи участвуют представители раз­ных конфессий. В самом деле: из исто­рии меценатства в Иркутске мы знаем достопочтенные фамилии Файнбергов, Кузнеца, Трапезниковых, Второвых и других — вовсе не по какому-то одному национальному признаку. Просто люди искренне хотели помогать и помогали без какой-либо рекламы. Так было пре­жде, так и есть сегодня. И нужно только приветствовать желание таких людей. Мы с уважением относимся к людям других вероисповеданий, проявляем терпимость к ним, даже если наши взгляды не совпадают. Так и должно быть в нашем едином мире.

Иногда приходится слышать разные слова в адрес молодежи, дескать, она не такая, какими были мы. Скажу так: молодежь наша совсем не плохая. Сам был свидетелем, когда молодые люди спасали кошку, забравшуюся высоко на дерево. Видел я, как молодые люди шли обихаживать кладбищенские моги­лы. Они знали, что никто не встанет из могил и не скажет им слова благо­дарности. Ими двигала благородная цель – уважить память предков. Такие люди не способны на экстремистские поступки, потому что это поколение на­строено позитивно. Вот почему очень важно изначально воспитывать на по­стулатах священной книги Торы людей в уважении друг к другу. Тогда мир и благоденствие воцарятся повсюду.

 

Арон Вагнер, главный раввин Иркутска и Иркутской области

 

АССАЛАМ АЛЕЙКУМ! – МИР ТЕБЕ!

ЕЩЕ С ДЕТСКИХ ЛЕТ помнятся мне святые и светлые минуты молит­вы, обращенные к Аллаху. Рядом со мной тогда были родители, братья и сестры. Наша многодетная шахтерская черемховская семья отличалась бого­честием, дружелюбием, терпимостью и многими другими качествами, без которых нельзя представить истинного мусульманина.

А сегодня сердце мое радуется при виде того, как во время пятничного на­маза почти тысяча людей в мечети и подле ее минарета произносят слова благодарения Всевышнему, опреде­лившему их путь в мир постижения духовных ценностей ислама.

Наша конфессия объединяет не только татар, башкир, но и дагестан­ские народы, чеченцев, ингушей, на­роды Карачаево-Черкесии, Кабарди­но-Балкарии, Осетии, Крымских татар, Кавказские народы. Волею судеб, все они, оказавшись в Иркутске или об­ласти, находят повсюду единоверцев, живут и работают на благо России. В 9 мечетях и 12 общинах Байкальского муфтията можно встретить выходцев из Казахстана, Узбекистана, Таджикиста­на, Киргизстана и Туркменистана. Под сибирским небом они тоже чувствуют себя комфортно, потому что ислам объединяет их и укрепляет духовно- нравственные начала.

— Нет сомнения, что этому объ­единению способствует главная святая книга — Коран. Что можно найти в нем о святом чувстве друж­бы разных национальностей?

— Взять хотя бы вот этот аят. Все­вышний говорит: «Я создал вас разны­ми народами и племенами, чтобы вы шли навстречу друг другу. Помогайте друг другу в добре и благочестии, но не помогайте в грехе и вражде».

Есть и другие аяты этого же смысла и изречения пророка Мухаммеда, при­зывающие к объединению. Он говорил: «Помощь Всевышнего будет людям объединившимся, милость Всевышнего снизойдет в виде экономической помо­щи ( это я так перевел), благоденствия и благополучия. Покровительство мое будет тем, кто объединен. А кто от­деляется, тот пойдет в огонь Ада.» Значит, разъединение — это наказание, путь к мучению. То, чего экстремисты разного вероисповедания добиваются, сея вражду между национальностями.

Есть еще один аят, он звучит очень красиво и я прочту его на языке ориги­нала, а потом переведу. (Фарид Хазрат читает).

Всевышний говорит: «Держитесь все вместе за веру Аллаха, не разделяй­тесь на враждующие группировки»…

— Как известно, мечеть — это центр жизни мусульман.

— Да, в мечети молятся пять раз в день, как одна семья, объединяют­ся мусульмане города, района, села, укрепляются добрые и братские от­ношения между людьми, независимо от расовой, национальной, сословной и иной принадлежности. Мечеть де­лает всех мусульман равноправными, она освобождает сознание людей от многих ошибочных стереотипов и пред­рассудков, и ставит в один ряд всех, стирая возрастные, имущественные и должностные грани. И все, чувствуя себя равными перед Создателем, по­клоняются Ему.

Хочу заметить, что ислам — это религия середины, она не приемлет крайностей. Во всем нужна мера. Человек не должен быть бедным, но и не должен стремиться к роскоши. То, что он получает от Всевышнего, сороковую долю он должен отдавать другим, бедным и нуждающимся. Один раз в году из своего дохода верующие должны по совести отдать другим долю средств. Не только деньги. Если кто-то занимается животноводством, отдает долю головами скота. Кто растит уро­жай, тоже 10-ю часть отдает. Недавно у нас завершился Рамазан — боль­шой мусульманский праздник. Какой же праздник без помощи ближнему. Верующий отдает деньги за каждого члена своей семьи нуждающимся, что­бы и они достойно отпраздновали этот день. Приближается еще один великий праздник — Курбан-Байрам(праздник жертвоприношения). У него другие благородные традиции: семья покупает барана и мясо жертвенного животного раздается бедным.

— Слушая ваш рассказ, нетрудно понять, что особенности традици­онного ислама перекликаются в какой-то степени с христианскими традициями.

— Это, конечно, так. Но не стоит забывать, что радикальные исламисты кое-что толкуют совсем не так, как традиционные мусульмане. Например, у нас имам — руководитель общины, отвечает за нее перед Всевышним, мужчина — за свою семью, женщина — за дом своего мужа, сын — за иму­щество своего отца. В традиционной исламской общине имам — не только руководитель, но и ответственный перед Всевышним. Поэтому все помо­гают ему в делах. А вот радикальные исламисты считают, что имама можно критиковать, порицать, что называется « ставить на место», не считаясь с его авторитетом.

— Откуда же дует такой ветер экстремизма? Ведь он может нанести урон не только имаму?

— Если сказать коротко, то беспоря­док рождают лжеученые-реформаторы ислама. Они пытаются изобретать велосипед, привлекая всевозможные неподтверждённые источники своих «новых» взглядов. А в результате сеют агрессию, жестокость. Хотя ислам — религия милосердия, сострадания, помощи. И священный Коран, и учение пророка Мухаммеда — это божествен­ные книги хотя бы уже потому, что они воспитывают уважение и терпимость к другим религиям, верованиям. В Коране говорится вполне определенно: «Луч­шие друзья вам — христиане».

Новоявленные радикалы ислама оправдывают убийство. Это мы видим по событиям в мусульманском мире — страшные кадры казней и убийств показывает нам телевидение.

Однако Коран без устали твердит: «Кто убил человека без права, тому грех, как будто он убил все челове­чество». Так что, кто прикрывается исламом и совершает убийства, живет в тяжком грехе. Вот почему сегодня так важно разоблачать сеятелей радикаль­ного экстремизма, идти многовековым путем истинного ислама, призывающего все конфессии жить в мире и дружбе.

 

Муфтий Байкальского муфтията, Имам-хатыб Иркутской Соборной мечети Фарид хазрат Мингалеев

С ним беседовал Виталий Комин

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ БУДДИЗМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЯМ ГАЗЕТЫ стал более понятен и доступен смысл мною сказанного, я позволю углу­биться в историю буддизма. Вот уже 250 лет институт Пандито Хамбо лам России хранит Учение Будды в нашей стране. Уникальна сама история рас­пространения буддизма на территории нашего государства. Еще в 1764 году Ее Величество Государыня Екатерина II ввела первый государственный пост Пандито Хамбо ламы и буддийская церковь Российской империи обрела самостоятельный статус. С тех пор каждый бурятский род, чтобы сохранить себя создавал свой родовой дацан, в котором были все условия для глу­бокого познания философии учения Будды. Знание буддийской астрологии и медицины позволяло оказывать все­стороннюю помощь верующим людям. Они сами, как правило, способствова­ли возрождению веры, строительству новых дацанов – в Чите, Иркутске, Якутске, в Кабанском и Баунтовском районах Бурятии.

Возрождение буддизма на иркут­ской земле началось со строительства Аларского дацана в 2004 году. Летом 2005 года на территории Нукутского района был освящен Унгинский дацан. В 2006 году было начато возведение храмового комплекса Иркутского даца­на. Он расположен за рекой Ушаковкой в предместье Рабочем. Администрация областного центра, поддерживая все конфессии, выделила под строитель­ство полгектара земли на правом бере­гу Ушаковки, и с тех пор жизнь дацана становится все более привлекательной для верующих . Забегая вперед, скажу, что сейчас, наряду с другими работами по благоустройству дацана, здесь идет подготовка к установлению девятиме­тровой статуи Будды. Большим собы­тием в жизни всех верующих буддистов стало освящение 10 августа 2014 года Сахюусан дугана иркутского дацана, в котором принял участие Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев. Кстати, он XXIV главный лама России.

Напомню, что центром традицион­ного буддизма России остается Ивол­гинский дацан, основанный в феврале 1946 года. В 2013 году в нем побывал Президент России В. В. Путин, а в июне 2015 года поэт Евгений Евтушенко зна­комился с нетленными мощами вернув­шегося к нам 13 лет назад священного XII Хамбо ламы Д. Д. Этигэлова.

Мне сложно говорить сейчас о самой древней из трех мировых ре­лигий – буддизме. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. В нашей стране буддизм тради­ционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и во многих крупных городах России.

Из практики своего служения в Ир­кутском дацане скажу, что к нам идут не только буряты, но и многие русские, люди других национальностей. Ламы готовы принять и помочь каждому, что и делаем. Согласно учению Будды вся жизнь человека – это страдания. А кто из нас не хочет избавиться от них? Причина страдания – привязанность к жизни, жажда бытия. Прекращение страданий заключается в устранении этой жажды через полное уничтожение желания. Человек должен подавить в себе всякое стремление к существова­нию , всякое желание, страсть, всякую привязанность к чему бы то ни было. Путь к достижению этого совершенства сложен, но он заканчивается погруже­нием в нирвану – состояние, к кото­рому должен стремиться умудренный учением Будды человек.

Хочу отметить, что стремление из­бавить больных, в том числе детей, от страданий имеют все конфессии Иркутска. Заметную лепту вносит и наш дацан, помогая лечебным учреждениям города и Усть-Ордынского округа. Ламы нашего дацана делают все возможное для прихожан, чтобы учения Будды спасало их от мирских забот. При этом никаких экстремистских взглядов в про­поведях нашего учения нет.

 

Биликто лама, буддийской традиционной Сангхи России

 

ДОБРАЯ ВОЛЯ МОЕГО НАРОДА…

С Валентином Хагдаевым я встретился у него дома, в Еланцах. Добродушный как всегда, хозяин и его супруга Виктория пригласили меня и мою семью к столу и накор­мили традиционными позами. Вот в такой непринужденной домашней обстановке, располагающей к бе­седе и проходил наш разговор на очень важную тему, предложенную мною и редакцией газеты и охот­но поддержанную уважаемым во всей степной округе шаманом. Я опускаю здесь некоторые свои не всегда удачные вопросы по теме экстремизма и оставляю все, что было сказано Верховным шаманом Ольхона Валентином Хагдаевым в этом разговоре.

— Тэнгрианцы-шаманисты придер­живаются в этой жизни благой, доброй воли, традиций и обычаев своего наро­да, мудрости и справедливости во всех делах, поступая по совести и соблюдая законы своего государства. Они исходят из простейших принципов:» Жить в гармонии с самим собой, с людьми, с Природой, не делать другим того чего не желаешь себе...

— А как давно возник шаманизм?

Начало шаманства теряется во мра­ке древности...и в основе Тэнгрианства — шаманизма нет чьего-либо учения, просто это веками и тысячами лет сложившиеся обычаи и представления из народных традиций, умения жить со всеми в согласии и во взаимном уважении.

— Как и в любой религии шама­нисты придают большое значение обрядам.

— Все обряды имеют своё значение и смысл, и у каждой малой народно­сти они могут проводиться согласно их традиций и обычаев. Другое дело, когда некоторые, якобы посвящённые «городскими» общинами новые неоша­маны, без знания языка малых народ­ностей и традиционных заклинаний, пытаются изображать камлание и что- то невнятно бубнят под нос. Это уже искажение — они порочат шаманизм.... Обряды воспитывают чувство дружбы и единения рода, равенство всех лиц перед Всевышними Тэнгри... Пришед­шему гостю из другого народа и другой веры на обряд оказывают свои почести, угощают всем чем есть после исполне­ния обряда, главное, пришедший гость должен уважать обычаи и традиции того народа при исполнении обряда.

Буряты и русские жили и живут все три века в дружбе и во взаимном по­нимании. В истории наших взаимоотно­шений, конечно, были также негативные времена»Похабовщины», но всё это в прошлом... У нас говорят: « Каково будет твоё поведение — таковым будет образ твоей Жизни.» В средневековье, во времена Чингис-хана и его потомков в нашей древней столице всех кочев­ников Карокоруме, монголы-шаманисты относились лояльно ко всем религиям и народностям... И это видели евро­пейские путешественники Марко Поло, Гильом Рубрук, Плано Карпини и другие, они посещали десятки монастырей и храмов разных вероисповеданий в Каракоруме и наблюдали мирное обще­ние между собой представителей всех этих конфессий. И это происходило в то время, когда в средневековой Европе шёл ужас иезуитства и святой инквизи­ции, борьбы со всяким инакомыслием.

Сегодня мы все видим ужасные проявления экстремизма правосеков в самостийной, незалежной Украине, а также все эти хамасы, талибановцы и игилы в малой Азии. Думаю, надо всем вести разъяснительную работу с населением всех этих регионов о том, кто есть кто... и Нужна ли обществу такая экстремистская свобода с кровью людей?! Чтобы избежать проявлений экстремизма всем людям надо про­являть друг к другу Терпение, Любовь и Сострадание... Доброту и Мудрость во всём...

Моя личная борьба с экстремизмом заключается в том, что в течение почти тридцати лет провожу беседы — лек­ции о своём народе и его традициях, о шаманизме как в городах России, так и по всему миру. Вот и сейчас есть приглашения. Желаю творческих успехов и процветания вашей газете «Байкал-61», которую читаю. Вот и Ёрдынские игры газета хорошо пред­ставила. Спасибо ей!

 

Верховный шаман Ольхона Валентин Хагдаев

Беседу вел Иван Истомин  ­

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭКСТРЕМИЗМА

Экстремизм, проявляющийся в религиозной сфере, часто называют религиоз­ным. Но следует подчеркнуть, что такие понятия, как религиозный экстремизм и религиозный терроризм, являются условными. На самом деле ни одна истинная религия не призывает к насилию и не оправдывает теракты. Экстремисты и террористы лишь прикрываются религиозными лозунгами. На самом деле они преследуют политические цели, в первую очередь добиваясь захвата власти, и если это недостижимо, то прибегают к запугиванию людей, созданию атмосферы страха и бессилия.

Экстремисты отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Фанатизм и слепое следование идее, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией – вот особенности их мировоззрения.

Мировые религии действуют по принципу: «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Экстремисты отвергают этот принцип, как и все признанные нравственные цен­ности. Нередко они используют террористические методы борьбы.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за до­стижение своих противозаконных политических целей, преступно злоупотребляют религией. Они понимают, что религиозные идеи очень важны для многих людей и могут привлечь на их сторону немало последователей.

Часто идеологи экстремизма формируют в сознании своих последователей образ врага – это могут быть руководители государства, представители других национальностей и конфессий. Особая нетерпимость проявляется к единоверцам, не разделяющим фанатизм и радикальные взгляды. Для экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от цены, кото­рую приходится платить за это. Поэтому акцент делается на силовые методы борьбы, а диалог как метод решения проблем отвергается.

Евгения Гетман

На фотографиях:

1. Священник Александр Беломестных

2. Раввин Арон Вагнер

3. Муфтий Фарид хазрат Мингалеев

4. Биликто лама

5. Верховный шаман Ольхона Валентин Хагдаев

6. Экстремистские действия

7. Экстремистские выступления

 

«БАЙКАЛ-61»  №№ 7-8, июль-август 2015 г.