Вариативные методы обучения физкультурно-спортивной направленности

«Вариативные методы обучения физкультурно-спортивной направленности» – это занятия, проводимые тренером с постоянным составом занимающихся

Для стандартного занятия характерно то, что деятельностью занимающихся руководит педагог, который в течение строго установленного времени, в спортивном зале, на мягком покрытии (маты), руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (секцией),  . . .

в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдается частота занятий, под которой принято понимать деление урока на составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Но для совершенствования методов и средств обучения я использую более конкретизированные формы их ведения, которые классифицировал по японской терминологии.

Для получения ожидаемого результата, который касается технической (базовой) подготовки учеников, мною применяются две группы методов физического воспитания:

Специфические методы строго регламентирующих упражнений (метод обучения двигательным действиям; методы воспитания физического качества; методы воспитания силы (метод непрерывных усилий с нормированным количеством повторений; метод динамичных усилий в щадящем режиме (динамический отдых); игровой метод; соревновательный метод).

И общепедагогические методы, включающие в себя: словесные методы (дидактический рассказ, описание, объяснение, беседа, разбор, инструктирование, комментарии и замечания, команды, указания, разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение); методы наглядного воздействия (примеры авторитетных людей, мастер класс, убеждение в действии).

При необходимости мною используется методология обучения дидактической адаптации, но которая нужна лишь постольку, поскольку позволяет преодолевать затруднения в освоении материала благодаря работе на доступном для ученика уровне (данная методология проходит индивидуально).

Продолжаю придерживаться теории, что одним из важнейших средств поддержания и совершенствования двигательного навыка моторного метода, является вариативная тренировка. Это планомерный процесс поддержания и совершенствования двигательного навыка, осуществляемый путём систематических повторений не только стандартизованной формы данного упражнения, но и определённого комплекса упражнений, сходных с основным упражнением структурно и параметрически, что можно назвать и методом круговой тренировки.

Кроме технической стороны обучения в целях усовершенствования общего и физического развития обучающихся применяются различные воспитательные технологии, такие как: здоровьезберегающие; медико-гигиенические и оздоровительные; технологии обучения и воспитания культуры здоровья; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; компетентностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению); технологии коллективной деятельности (социальное и патриотическое воспитание); информационные технологии и т.д.

Оценки эффективности технической, воспитательной деятельности в учебно-тренировочном процессе осуществляются путем педагогических наблюдений и анализа. На этой основе строится модель будущего учебного занятия. Алгоритм меняется, уточняется, детализируется в каждом конкретном случае. Важна сама логика действий, прослеживание последовательности, как своей работы, так и учебно-спортивной деятельности обучаемых, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с учениками, а построение системы обучения, которая позволяет достигать у них высоких физических и технических результатов.

 

Ковынёв С.А. - МАУ Центр работы с населением "Единство"                       

г. Хабаровск