«Вариативные методы обучения в айкидо»

Поскольку я занимаюсь восточным единоборством (Айкидо) то для совершенствования методов и средств обучения я разработал более конкретизированные формы их ведения, которые классифицировал по японской терминологии. В данной статье будут раскрыты различные вариации проведения тренировок, которые я рекомендую планировать и сочетать друг с другом не только для инструкторов по айкидо, но и другим единоборствам.

Хитори-гэйко - когда даётся задание для самостоятельной подготовки (например, при дистанционном обучении), где ученик занимается в одиночку; можно отрабатывать дыхательные упражнения в сочетании с движениями айкидо, субури, танрэн-ути.

Иппан-гэйко - это обычная практика в додзё. Инструктор предлагает какую-нибудь модель, а ученики воспроизводят её.

Фуцу-гэйко - это когда ученики всех уровней работают вместе, попеременно повторяя те техники, которые предлагает инструктор.

Утикоми-гэйко - это вид тренировки, когда вы работаете с более продвинутым партнёром или с инструктором. Отрабатывая эту технику, ученик останавливает движение на грани падения партнёра, повторяя технику на правую и левую стороны, и делает это непрерывно, до тех пор, пока, не собьется. Роль инструктора заключается в том, чтобы помочь ученику развить точность и скорость движений.

Хикитатэ-гэйко - это ещё одна форма тренировки, когда ученики высокого уровня помогают ученикам более низкого уровня. Когда менее продвинутый ученик неэффективно и беспорядочно использует силу, более продвинутый ученик, не блокируя, нейтрализует действие этой силы и не падает. Этот метод направлен на то, чтобы доброжелательно исправлять ошибки и слабые стороны. Когда исполнение движения становится удовлетворительным, необходимо начать падать, но не жестко, а так, чтобы вы могли хорошенько растянуться и расслабиться в процессе работы, и вместе с тем получить удовольствие.

Гокаку-гэйко - эта форма практикуется между людьми равных технических и физических возможностей. Следует избегать обоюдной неприязни, развязности или систематической блокировки. При этом отрабатываются прежде всего малоизученные техники, сложные и представляющие проблемы при исполнении.

Какари-гэйко - ученики одного уровня поочередно и непрерывно атакуют одного ученика, который повторяет отрабатываемую технику, что дает следующие преимущества: развитие сила воли; хорошее упражнение для развития зрительного восприятия; развитие чувств.

Дзию-вадза - означает свободную технику; то есть практикующий ищет такую технику, которая наилучшим образом соответствовала бы атаке или даже делала ее невозможной. Этот способ тренировки дает свободу передвижений.

Митори-гэйко - случается, что физическое состояние препятствует занятиям, и тогда, нечего и говорить, тренировка становится невозможной. Такие моменты нужно использовать для того, чтобы, наблюдая за занятием со стороны, изучать физические и ментальные аспекты техник. Следует использовать своё вынужденное положение наблюдателя для того, чтобы постараться уловить то, что не удается уловить, когда вы вовлечены в процесс физически.

Ягай-гэйко - тренировка в додзё строится на том, что воспроизводится какая-нибудь реальная ситуация, однако додзё имеет свои ограничения. Поэтому полезно выходить за эти пределы и практиковать на открытом воздухе, приучая глаза, ноги, руки и тело к другому пространству.

Кроме технической стороны обучения в целях усовершенствования общего и физического развития обучающихся применяются различные воспитательные технологии, такие как: здоровьезберегающие; медико-гигиенические и оздоровительные; технологии обучения и воспитания культуры здоровья; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; компетентностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению); технологии коллективной деятельности (социальное и патриотическое воспитание); информационные технологии и т.д

                                    

Автор-составитель: С.А. Ковынёв

МКУ Центр работы с населением «Единство»

г. Хабаровск