АКРОБАТИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ
( Памяти Л.В. Лысенко) Техник в авиации, если хорошо вдуматься, даже важнее пилота. Конечно, пилот - профессия романтическая: поднимаясь в воздух, он рискует жизнью своей и экипажа. Лавры побед всегда достаются ему. Без штурмана самолёт может не прийти в назначенную точку, а без бортового техника самолёт не взлетит или в любой момент может погубить экипаж или сорвать выполнение задания. Поэтому дружба в экипаже - залог всей благополучной лётной работы.
В авиации народ неунывающий, любит друг друга «подколоть» безобидно, не затрагивая больные «струны». В мирное время рабочая неделя состоит из дня учёбы, дня предварительной подготовки к полётам, предполётной подготовки и полётов, затем
Понедельник - день учёбы. Первый час - физическая подготовка, которая заканчивается футболом «100 на 100»: играют все. Далее Вторник – предполётная подготовка. Изучается задача на полёты, районы полётов, прокладываются маршруты, сверяются регламенты радиотехнических средств, схемы заходов на посадку, повторяются наставления по производству полётов и по штурманской службе, в конце обязательно тренаж.
Среда – работа на аэродроме. Техническая служба устраняет дефекты, возникшие во время предыдущих вылетов. Лётчики устраняют «зазор между плоскостью и щёткой», то есть смывают копоть и грязь. После каждого часа работы «перекур» 15 минут. Лёва здоровается со всеми. Жмёт руку технику (у техников всегда рабочий комбинезон лоснится от смазки) и серьёзно говорит:
-Николай, а я твою жену видел на пляже. Все смеются, а Лёва жмёт руку штурману и озадачивает вопросом молодого лейтенанта:
-Знаешь, кто был первым штурманом в Союзе? В полёт штурман обязательно берёт полётные карты, (тоже повод для остряков): -Штурман, карты взял? Сколько колод?). -Справочники, схемы захода на посадку в сложных метеоусловиях, навигационную логарифмическую линейку, ветрочёт и другие приспособления, нужные в полёте. Всё это укладывается в сумку- портфель. И фольклористы придумали загадку: «Не лётчик, а летает, не нищий, а с сумкой, не баран, а блудит?».
Перекур подходит к концу. Техник, чтобы не быть в долгу, парирует какой-то шуткой в адрес командира.
Июнь. Время к полудню, солнце печёт, хочется спрятаться в тень, все разделись до пояса. Только инженер эскадрильи капитан Иван Григорьевич Гидирим, одетый по всей форме в шерстяной костюм, бриджи – в сапоги, перетянутый ремнём портупе, без фуражки, както неуклюже шагает, приближаясь к самолёту. Приказ Министра Обороны, маршала Советского Союза Г.К. Жукова «на службе находиться в «строевой» форме в сапогах и под ремнём» Гидерим не нарушает.
Николай заскакивает в кабину, кричит: «ОТ ВИНТА!» Лопасти набирают обороты. Гидирим становится под воздушный поток, спускает брюки, поворачивается задом к упругой струе и кричит мотористу, чтобы нёс воды.
Постепенно успокоились и приступили к работе. Проходящий мимо борттехник другого экипажа спросил нашего: «Николай, у тебя есть МИП?» - (масло веретённое, применялось для заправки гидросистемы).
Два бортовых техника Саша Рожков и Виктор Солодянкин недавно приехали в наш полк по замене с острова Сахалин. Дружили семьями. В выходной день случайно встретились в Комсомольском парке на окраине города. Рожков разделся, решил позагорать
Рожкову надоело ждать. Он повесил одежду девушки на руку и стал ходить вдоль берега.
По распорядку, дня - пора обедать, пора поспешать «на первый черпачок». Командир подаёт условный сигнал технику, тот кивает, мол, «понял», наливает фляжку спирта и догоняет экипаж.
Из Москвы прибыл представитель КБ Ильюшина заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-майор авиации Владимир Константинович Коккинаки. Будет обучать пилотов действию в экстремальной обстановке при отказе одного двигателя на взлёте.
Легендарный герой предстал перед лётным составом полка в обычном сером костюме, без двух звёзд героя и других многочисленных наград, и обыденным голосом объяснил цель завтрашней задачи: Явка на аэродром в 6 часов утра. Начало полётов (колёса в воздухе) в 7.30. Первым взлетает исполняющий обязанности командира эскадрильи капитан Лысенко на самолёте бортовой номер 02, затем переходит на свой штатный № 09 и, согласно плановой таблице, выполняет задание с командирами кораблей 1-ой эскадрильи.
Борттехником «девятки» был старший лейтенант Рожков.
Эти мысли лезли в голову всё время по пути к дому.
Навалились воспоминания.
Проснулся Рожков, не отдохнувши, с больной головой.
Шли учебные полёты. Полк поднялся в воздух в полном составе с планёрами на буксире. Ведущий командир полка, за ним справа командир корабля Лымарь и далее все 28 планерных поездов. После двухчасового полёта по маршруту, при Всё прошло гладко и при разборе полётов командир полка похвалил Лымаря за находчивость, поставил в пример всему лётному составу и объявил благодарность, а через месяц назначил командиром звена. После посадки «02» на борт «девятки» поднялся капитан Лысенко. Он занял правое кресло и скомандовал: «Лымарь, запускай!» Взлетели, по большому кругу набрали высоту1500 метров, вышли на посадочный курс.
Лымарь командует, сидящему между двумя сиденьями пилотов, Рожкову :
Штурман:
Лымарь:
Штурман: Это скорость отрыва, самолёт теряет устойчивость. Инструктор выключает зажигание правому двигателю.
Лымарь - Рожкову: По заданию надо набрать 100 метров, тогда, если это произойдёт на взлёте, самолёт сможет благополучно приземлиться. Два тумблера флюгирования находятся под защитными колпачками на панели борттехника.
По ошибке Рожков поднимает левый колпачок и нажимает тумблер…..
Лев Васильевич:
Штурман:
В наушниках голос руководителя полётов:
Рожков двигает левый сектор - «наддув» вперёд, открывает топливо и ставит выключатель зажигания на «ЗАПУСК». Лопасти винта начинают вращаться, из патрубков вырываются клубы дыма, и вдруг, мотор издаёт оглушительный рёв, обороты Высота - 200! Скорость снижения - 10 метров в секунду. Через 20 секунд - земля! Впереди поле бывшего аэродрома. 20 СЕКУНД!
Рожков вскакивает и одним прыжком достигает в грузовой разъём № 7 (ниша по левому борту) , вскрывает панель и отвёрткой замыкает реле. Лопасти левого винта становятся во флюгерное Лымарь, штурман, радист начинают нервно хохотать, а Рожков рыдает и, вдруг, все замечают: Саша - седой! Покинув самолёт, все отбегают в сторону и продолжительно мочатся, затем закуривают и каждый ощущает непроизвольную дрожь в ногах. Через полчаса к самолёту подъезжают две машины. Первым выходит главный инженер дивизии полковник Щербина, инспектор по технике пилотирования подполковник Киселёв, начальник парашютной службы – майор Пушкин.
Щербина грозно:
В это время, побывавший в кабине Пушкин кричит: На самолётах десантной авиации, члены экипажей, в мирное время, поднимаясь в воздух, находятся на рабочем месте в парашютной подвесной системе, а парашюты лежат в грузовом отсеке. Перед вылетом их «заряжают», застёгивая 8 резинок на откидных клапанах ранца. В тот раз экипаж нарушил инструкцию и дал повод показать парашютному начальнику, что он ест хлеб не даром.
Полковник Щербина дал приказание:
Присутствующий при этом оперуполномоченный КГБ полковник В итоге, инструктор - капитан Лысенко за умелые действия, предотвратившие катастрофу, получил благодарность от командира дивизии, был награждён ценным подарком - ружьём. Командир корабля старший лейтенант Лымарь получил строгий выговор за нарушение инструкции по средствам аварийного спасения. Лейтенант технической службы Рожков снят с должности бортового техника и назначен старшим техником звена. В дальнейшем судьба участников этого полёта сложилась по- разному.
Вскоре полк переучился на новые турбовинтовые самолёты. Бывший зам. командира эскадрильи закончил службу подполковником, командиром эскадрильи, но вскоре умер
В 1965 году дружественный нам президент Индонезии Сукарно, купил в СССР транспортный самолёт АН-12. После государственного переворота в 1967 году пришедший к власти проамериканский президент Сухарто двухлетний простой самолёта Во время Афганской войны, экипаж подполковника Лымаря произвёл около сотни боевых вылетов, доставляя в Кандагар вооружение, пополнение, продовольствие, вывозя убитых и раненых. В последнем полёте талибский «Стингер» повредил самолёт. При вынужденной посадке в горном ущелье командир получил травму позвоночника. После лечения оставил лётную работу, ушёл на пенсию. Саша Рожков на месяц был отстранён от работы. Долго его «мурыжил» особист, добиваясь, чтобы техник сознался, что выключил второй мотор из-за размолвки с женой, якобы, желая свести счёты с жизнью. Через год, когда всё «устаканилось», был переведён в Казахстан и назначен на должность инженера эскадрильи, а затем старшим инженером полка, стал подполковником. В 1985 году в честь 40 – летней годовщины Победы, как участнику войны, ему было присвоено звание «полковник». От автора. Этот рассказ я посвящаю светлой памяти героя дней моей молодости, гвардии капитану Льву Васильевичу Лысенко. Фамилии остальных участников этих событий изменены. Автор принимал участие в том полёте в качестве штурмана. г.Хабаровск ноябрь 2000 года. В.П. Кусов
|