«И ВЫЙДУ К ЧИСТОТЕ, ПРИЖМУСЬ К СТВОЛУ БЕРЕЗЫ…»

К 95-летию дальневосточного поэта Михаила Асламова

Упаду на соцветия клевера, утону с головою в траве, чтобы ноги – к прохладному северу, и усталым лицом – к синеве», – таким был девиз Михаила Феофановича Асламова.

Иногда мне кажется, что он где-то рядом.                                                                                   

КАЗАЧЬЯ КОСТОЧКА                                                                               

Говорят, будто были поэты, которые жили в башнях из слоновой кости. Но я таких не видел. Асламов мог жить хоть на скамейке.                                                                                

Как-то раз, зайдя с ним в одну их забегаловок, в духоту, звон посуды и шум голосов, потерял его из виду, столь органично растворился он в толпе. Здесь он был свой: завсегдатаи уважительно величали Михаила Феофановича батей. «Дай трояк – опохмелиться, батя!» И как хорошо с ним было поговорить за жизнь. Он был похож на мастерового, который мог блоху подковать.                                                                                  

Его квартира была центром притяжения для самых разных людей: академиков и художников, актеров и режиссеров, диссидентов и самых что ни на есть простых работяг.                                                                                    

Казачья косточка, родился четырнадцатым по счету ребенком в забайкальской семье, которая отправилась на Дальний Восток в поисках лучшей жизни. На свет появился в дороге 1 октября 1929 года, на железнодорожной станции Бира. Тринадцатилетним ушел на завод делать снаряды.                                                                                        

Комсомольск сыграл свою роль в его становлении как человека. Затем в Хабаровске прошел путь от мастера до старшего инженера судостроительного завода им. М. Горького и заместителя начальника оборонного отдела Хабаровского совнархоза. Окончив высшие литературные курсы, заведовал отделом поэзии журнала «Дальний Восток».                                                                                   

Безусловно, он был патриархом. Регалий у него было немного. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне…», «За трудовое отличие», литературные премии.                                                                                   

ЗВЕНЯЩИЙ ГОЛОС ТОПОРА                                                                                

Есть книги, которые остаются на всю жизнь. Вот такой книгой стала для меня «Пусть настежь дверь», которая увидела свет в 1964 году.    

Отец мой тоже был поэтом.

Он, уговорам вопреки,

Уже больной, вставал с рассветом

И уходил слагать стихи.

Он затыкал топор за пояс,

Его стихи не для пера,

И разносился до околиц

Звенящий голос топора                                                                             

Рукопись попала к поэту Сергею Наровчатову, чей глаз сразу зацепился за новизну. А главное управление по делам литературы и издательств нашла крамолу в строчках: «К речам высоким в наши дни народ / Стал осторожен. Он ли в том повинен?..» Наровчатов выступил в «Правде» с защитой Асламова.                                                                                     

Пройдут годы, и Михаил Феофанович напишет: «Пришел я в 1976 году на открытие памятника Ивану Крылову на Чистых прудах. Тогда учился в Москве, на высших литературных курсах. И вот там мне Наровчатов говорит: «Наверное, тебе, Миша, в столицу надо перебираться». Он мог все устроить! Я иду и молчу. Он на меня посмотрел и сказал: «Господи, с кем я говорю...»                                                                                       

НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ                                                                                   

Он всю жизнь беседовал с гениями. Самым близким для него был Пушкин.                                                                             

– Что такое счастье? – задавался вопросом Асламов. – Помните у Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля»? Или у Лермонтова: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть! Я ищу свободы и покоя, я б хотел забыться и заснуть». Я просто рассказываю о людях, которые дарят друг другу счастье. Единственно настоящее счастье, – пояснял он. – Черт с ними – с начальством, с парткомами и обкомами. Люди-то могут быть счастливы сами.                                                                                      

 «ПОЙДУТ ЛИ В РАЗВЕДКУ СО МНОЙ?»                                                                                    

Однажды я встретил его возле почтамта. В руках у него была бандероль.                                                                                 

– Вот получил от Коли Задорнова... А его больше нет… – в его глазах блеснули слезы.                                                                                

В его блокнотике возле многих фамилий к тому моменту стояли скобки: «Там…» На его глазах стремительно уходило целое поколение. Его раздражала фраза: «Я бы пошел с ним в разведку».                                                                              

 – Куда важнее спросить себя: «Пойдут ли в разведку со мной?» – услышал от него.                                                                                

Казался он как-то сразу постаревшим, словно вся тяжесть утрат в один миг навалилась ему на плечи... В одном из его стихотворений герой приходит на кладбище. Все могилы – женские. Мужики погибли на войне.                                                                          

Еще были живы старики, помнящие довоенные времена. Еще даже молодые мужики ходили одетые по деревенской моде в кирзовые сапоги, пиджаки поверх свитеров и в телогрейки. И среди них Миша Асламов.                                                                          

ВЕДРО ВОДЫ И СЛИВОЧНОЕ МАСЛО                                                                          

Асламов был необычайно чуток к слову. Он осязал его физически. Я был свидетелем, как разбиралось стихотворение молодого поэта. 

Ничтожный в полдень,

Ночью я велик.

В душе моей – пороков многих

завязь.                                                                           

Вот эта «завязь» взорвала Асламова:                                                                             

– Ишь ты! Подумать только: целый куст вместо сердца!                                                                                 

Ходила к нему девица со стихами, которые были так многословны, что казались ниагарским водопадом.                                                                                   

 – Ведро воды! – выдал Михаил Асламов.                                                                              

В нем жил прозаик, во многом не реализовавшийся. Помню, он восхищался Илюшиным:                                                                              

– А ведь его рассказы на чистом сливочном масле! А?                                                                               

Он как-то сказал на семинаре, отвечая на вопрос, какие стихи хорошие, а какие плохие:                                                                                    

– Есть просто живые и мертвые.                                                                               

ВСЕХ ПИСАТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНИК И ПОЭТОВ КОМАНДИР                                                                                    

30 лет Асламов рулил региональным отделением Союза писателей России. В нынешнем году союз отметит свое 90-летие. А 10 лет назад я взял у Михаила Феофановича интервью. И вот тогда он сказал:                                                                                 

– Писатель с удивлением узнает, что он, оказывается, никуда не относится! Их нет в классификаторе профессий, составленном министерством труда. Они не проходят по ведомству министерства культуры. Формально вроде бы в составе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Но это лишь формально. А где молодые? У них другие утешки – интернет называется. Там «Стихи. ру», там тебя ждут. И любое участие – в конкурсах, в изданиях – деньги…                                                                              

Мы плохо чувствуем свой край. Когда было наводнение, ни один писатель не откликнулся. Известный всем нам Петр Комаров искал «горячую точку» – куда бы поехать. Между тем поэт – это понятие народное, а все остальные – стихотворцы. Пора нам прийти в школы. Меня удивляет и стыдит, что мы совсем не связаны с армией. Где взять новых Комаровых и Ивановых? На книгах стоит пометка: «Книга выходит в авторской редакции». Это книги одного читателя – самого автора. Вспомним советские времена, когда даже в газетах существовали «свежие головы» – те, кто читал после автора, редактора. Они ловили «блох» незамыленным взглядом…                                                                            

Асламов умел собирать и объединять людей.                                                                         

– В творчестве нужна вспышка, должна быть боль. Поэтому надо жить без наркоза, а уж в поэзии – каждую минуту …                                                                                 

МИХАИЛ АСЛАМОВ ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ!                                                                           

На одной из последних встреч с читателями, которая проходила в Дальневосточной научной библиотеке, он читал свои стихи и потом подписывал книги. Но еще тогда мне показалось, что в нем живет какое-то саднящее чувство одиночества.                                                                                

Он жил на излет, опутанный со всех сторон общественной и литературной жизнью. Летал, ездил, пробивал – шквалом налетали съезды. Так он и прожил свои десять жизней – никак не меньше. Он любил людей талантливых. Был буквально влюблен в чужие таланты, был их фанатом.                                                                                    

Сегодня, когда Михаила Феофановича нет, мы говорим: «Преждевременно». Сколько бы ему ни было лет – заменить его некем.                                                                                   

И при всем при этом его стихи удивительно светлы. И каждый раз, перечитывая Асламова, понимаешь: наверняка все его герои умерли или доживают свой век. Но вслед за автором веришь: нет, они живы.                                                                                  

С его стихами мы прожили почти век. И какой век! И он еще к нам вернется!

 

Александр САВЧЕНКО

Фото из архива ДВГНБ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 43 (8432) 2024 года

г. Хабаровск