Однажды, двадцать лет спустя…

… Такое бывает нечасто – в один  из кабинетов полутёмного коридора   Хабаровской краевой филармонии  в тот день выстроилась довольно внушительная очередь. К удивлению оказалось, что вся говорливая неспокойная стайка полностью состоит из представителей журналистской профессии краевого центра.  Каждому из них предусмотрительная Татьяна Игошина, ведущий инспектор по связям с общественностью и СМИ министерства культуры Хабаровского края, выделила по часу. Многие волновались. Ещё бы, не каждый день доводится общаться . . .

со знаменитостями международного масштаба, которые посетили наконец-то и наш город. Однажды, двадцать лет спустя.

 Судите сами. Rastrelli Cello Quartet – один из самых успешных камерных ансамблей современности, музыканты которого объехали с гастролями более 35 стран. Их приветствовали  на всех значимых фестивалях Европы. Они дали более 1000 концертов в разных городах мира. Коллектив неизменно вызывал восторги мировых критиков своими интерпретациями классической музыки, поражающих сыгранностью, чистотой стиля и кристальной интонацией. На момент визита  в столицу Хабаровского края прославленному квартету исполнилось ровно 20 лет.

Впрочем,  сами музыканты приятно удивили ещё и тем, что оказались очень общительными, доброжелательными  людьми безо всякого намёка  на «звёздность». К тому же все четверо обладали замечательным чувством юмора. Подобные интервью  для журналиста – настоящая находка.  В нём  приняли участие руководитель коллектива Rastrelli Cello Quartet  Кирилл Кравцов, музыканты  Кирилл Тимофеев, Михаил Дегтярёв и Сергей Драбкин. К слову один из них немало удивился совпадению фамилии и даже имени с нашим Губернатором, при участии которого, кстати, и реализуется грант, предоставленный Президентским фондом Культурных Инициатив и при поддержке Правительства Хабаровского края.

Корр. – Признаться честно, собиралась задать вам сакраментальный вопрос, мол, как вам Хабаровск.  А теперь выяснилось…

  Кирилл Тимофеев– Да,  ваш город мы ещё не видели. Приземлились на дальневосточную землю только - только. Пока находимся в состоянии акклиматизации. У нас в запасе есть два дня до концерта и творческих встреч. За это время  успеем перейти в адекватное состояние, а главное,   с удовольствием пообщаемся с представителями местной прессы, то есть, с вами.  И, уверяю вас, после того сразу отправимся на вашу прославленную Набережную полноводного Амура.

Корр. – Поделитесь, на какого зрителя рассчитана ваша концертная программа?

Кирилл Кравцов,  руководитель коллектива –Мы  привезли вам самое лучшее, что накопили за два десятка лет. Коллектив не случайно играет программу из всего того, что любит сам. Надеюсь, что и зритель будет с нами солидарен. Это как с детьми, какого ребёнка вы  больше любите в своей семье? То-то же. Все вам дороги одинаково. Так и у нас. Это музыка для всех, которую не все знают, но потом все  любят.

Корр. – Кирилл, согласитесь, за два отделения по 45 минут не каждый готов по достоинству оценить знаменитое танго великого Астора Пиаццоллы или композиции из «Пер Гюнта» Эдварда Грига… Не каждый зритель готов к такой встрече с высоким искусством.

Кирилл Кравцов– Мало того, у  нас нашлось место в программе и произведениям современных композиторов, среди которых Ханс Циммер, Эннио Морриконе и Генри Манчини. Если кто-то их не слышал, то узнает или познакомится заново,  сделав для себя новое открытие. В рамках концерта, который пройдёт  в двух отделениях, прозвучат также  русские народные песни, классика босса-новы, джаза и свинга.

Две композиции, написанные нашим участником квартета Кириллом Тимофеевым специально для 86-го летнего «короля клезмера» Гиоры Файдмана, исполнил специальный гость – многолетний друг квартета Андрей Самсонов - ведущий российский саундпродюсер, лауреат международных конкурсов и фестиваля «Кинотавр», стипендиат королевы Елизаветы, выдающийся кларнетист и композитор.

Сергей Драпкин – Я согласен с Кириллом, наш коллектив играет только те произведения, которые мы сами любим, которые нам нравятся. Публика это всегда одобряет, и за 20 лет гастролей по всему миру я это понял точно. Мы вместе проживаем и переживаем все наши выступления. Зал должен фантазировать, становится лучше, благодаря нашему исполнению гениальных произведений всемирно известных композиторов.  

Корр. – Выходит, что каждый из вас не просто музыкант, замечательный исполнитель, но и композитор, аранжировщик…

Кирилл Тимофеев – Совершенно верно. Вот тому пример. Наше выступление завершится выступлением музыкой культовой группы The Beatles в аранжировках Сергея Драбкина, исполнение которой не только принесло Rastrelli Cello Quartet мировую славу, но и стало образцом для сотен последователей! Самбо из Чёрного Орфея, два произведения из кино Миссия в Мариконе», «Пираты Карибского моря», здесь же «Розовая пантера» А   Битлз! Чем не творческий поворот? Думаю, найдём общий язык с самой требовательной, неискушённой  аудиторией. Каждый из нас больше чем артист и исполнитель. Все творческие качества мы открыли в себе за два последних десятилетия.

Сергей Драбкин – У виолончелистов  есть одно отличительно - положительное качество. К примеру, струнный квартет по диапазону больше чем  виолончельный.  Если говорить чисто теоретическим языком, у нас 4 октавы, в которых мы можем играть легко. Пятая октава это по определённому мастерству. Я  понял со временем, что отдаю свою аранжировку тому из коллектива, кто обладает лучшими качествами виолончелиста в определённом исполнении произведения. К примеру, Кирилл Тимофеев – чисто  технический гений, другие  коллеги по  творчеству владеют  знаниями и навыками другого направления. Каждый к нашей совместной деятельности шёл своим путём. Я, к примеру,  ещё с детства много играл на фортепиано. Даже чуть позже зарабатывал деньги в ресторане, пять лет отдал  скрипке. В виолончели есть особенность звучания, приближенной к  человеческому голосу. Ей и отдал предпочтение. Аранжировку можно сделать для 4 скрипок, но 4 виолончели ближе по восприятию. 

Кирилл Кравцов– Дело тут не только в звучании инструмента. Если ты сам веришь на 200 процентов  в то, что ты делаешь, то уже невольно чувствуешь сам смысл концерта, отдаешь ему свои мысли,  чувства, настроение. Люди, которые занимают свои места в зале,  они невольно мечтают от тебя подзарядиться, и уверены, что выйдут после концерта  намного лучше, чем пришёл. И ты понимаешь, какой ты музыкант. Такого может не произойти, если он с разочарованием произнесёт, мол, не понимаю классическую музыку, а, значит,  не люблю.  Без малейшей  подготовки, благодаря таланту, мастерству музыканта,  зритель должен почувствовать эту музыку в душе,  мечтать с ней встретиться, в который раз, напомнив себе: «Я хочу услышать музыку. Музыку  души».  Никогда не забуду концерт в Штудгарде одного известного коллектива с его  7-й симфонией Шостаковича, который идёт полтора часа. Я сам петербуржец, эту симфонию знаю наизусть,  вцепился в кресло и всё это время просидел без движения.  Уверен, притащи  самого опустившегося бомжа с вокзала и посади рядом, он, который  скрипку даже вблизи не видел, также был бы  в ударе. Здесь вопрос в том,  насколько ты способен сам вобрать в себя  энергию, её аккумулировать и талантливо выдать людям. Это также как с великими актёрами на сцене. К примеру,  Олег Басилашвили мастерски играет любую роль, полностью чувствуя того  персонажа, роль которого  он исполняет. Вместе с ним проживаешь и боль, и радость, потом выходишь просветлённым.

Корр. – Вы часто вспоминаете о Санкт-Петербурге. Есть повод?

Кирилл Тимофеев – Мы родом оттуда вместе с Михаилом Дегтярёвым,  Кириллом Кравцовым. По окончании Петербургской консерватории поехали учиться в Германию. Там,  в Штутгарте, на аспирантуре,  наш квартет и был создан. В свободное время репетировали по 8 часов. В Германии жили, учились и работали  много лет.

Михаил Дегтярёв – Мои коллеги по творчеству знают, что я сторонник тишины и не люблю много говорить. Тогда сочиняется лучше. Выступление другое дело. Растрелли – наш общий котёл, куда каждый кидает всё, чем богат, делится своими идеями, безо всяких амбиций внимательно выслушивает замечания, предложения. Из всего этого получается вот такое творческое блюдо.

Кирилл Тимофеев – Да Миша действительно немногословен. Особенно не любит говорить о своих достижениях. А ведь это он написал для нашего ансамбля первую пьесу. И далеко не последнюю. Так и получается у каждого. Играем, играем, и вдруг возникает желание сделать большее, чем на что мы способны. Сказывается  результат совместной деятельности.

Корр. Сергей, вы сам родом из Белоруссии. Как вы стали музыкантом Rastrelli Cello Quartet?

Сергей Агапкин – Мы играли совместный концерт в 1996 году в Германии. Сидели за одним пультом с  Кириллом Кравцовым. Познакомились. Кирилл предложил поиграть  вместе,  организовать квинтет, ввести ещё учеников. Я уже тогда занимался  аранжировками. Сомневался, говорил, что нас и десять минут никто слушать не будет. А ведь ошибся. 20 лет прошло. Мы выступаем чаще всего в Берлинской филармонии,  Московской консерватории. 2 раза в год нас приветствуют на сцене Мариинского театра. В Петербурге на нас приходят уже группами.

Корр. – За эти 20 лет случались экстримы?

Кирилл Тимофеев  –А вот был случай в Бразилии. Люди купили билеты на наш концерт. Зал был переполнен. Ровно столько стояли на улице. Мы объявили, что пойдём играть во двор. Сели просто на тротуаре и практически повторили программу. Это было совершенно нормальным событием с учётом того, что Виолончельный фестиваль, пользуется у бразильцев неимоверной  популярностью. А для нас обычная установка  – приехал играть, играй, неважно,  где и для кого. Главное, есть зритель,  свой и благодарный.

Корр. – Очень хочется надеяться на то, что и хабаровский зритель по достоинству оценит ваше искусство и исполнительское мастерство.

Кирилл Кравцов– Спасибо за доверие. Мы добирались к вам долго –  Германия, Москва, Санкт-Петербург, в Питере успели повидаться с семьями. Вчера дома побывали, в парке погуляли. Это  насчёт тишины. Очень жалко, что  столько километров преодолели,  а встречаемся только с хабаровским зрителем. Добирались к вам,  как в Америку, только в обратную сторону. Это конечно упрёк в адрес организаторов гастролей. Зато всю свою любовь и талант мы отдадим вам.  И ещё в  Хабаровском краевом Колледже искусств перед выступлением проведём  мастер-класс с Rastrelli Cello Quartet.

Корр. – И ещё для начала обязательно пройдитесь по Набережной Амура…

Михаил Дегтярёв – У нас сейчас образовалось перед репетицией свободное время. Мы с большим интересом познакомимся с достопримечательностями Хабаровска. Для меня это будет приятно вдвойне – познакомиться с краевым центром своего именитого однофамильца.

 

 Гребенюк Ольга Григорьевна - редактор журнала "Аргументы времени"

Фото автора