ПРЕДВКУШАЯ ИНТЕРЕСНЫЙ РАССКАЗ

Журналист и писатель Александра Николашина отмечает свой юбилей

Она как Пикассо, Кустодиев, Репин, Решетников, Серебрякова – рисует словами житейские и бытовые сцены до мельчайших подробностей. Да так реалистично, что читатель, проглатывая текст, ощущает себя не где-то в стороне от героев, а прямо в эпицентре событий, рядом с ее персонажами. Не зря же газету «Молодой дальневосточник» . . .

одно время начинали читать с колонки под рубрикой «Поговорим», которую каждую неделю она и писала. Прозаик, член Союза писателей России, главный редактор литературно-художественного журнала «Дальний Восток» Александра Николашина 19 апреля отмечает юбилей – 75 лет со дня рождения. Накануне мы поговорили с ней, что называется, за жизнь и литературу.

– Александра Викторова, вы долго выбирали свою главную профессию?

– В школе я любила рисовать и даже поступила на худграф пединститута (моим однокурсником был известный художник Александр Лепетухин). Но потом уехала к сестре на Камчатку (она работала врачом) и решила посвятить себя медицине. Собиралась даже пройти практику в регистратуре. А наш сосед по дому оказался главным редактором радиокомитета. Он заметил меня и сделал интересное предложение – пойти в детскую редакцию на радио.

Вообще, я из семьи журналистов. Папа Виктор Васильевич Жданов, когда я вернулась с Камчатки, сказал историческую фразу: «Саша, еще не все потеряно в жизни, ступай в журналисты».

Отец работал заместителем редактора газеты «Ленинец» (ныне это «Наше время») в поселке Переяславка района им. Лазо. Он взял меня к себе на работу литсотрудником. Потом я поехала на курсы в ЕАО, и там мне предложили остаться в местной областной газете «Биробиджанская звезда». Но мама Августа Войцеховна, тоже журналистка, убедила меня не делать этого (хотя я уже успела вступить в компартию) и договорилась со своей подругой, чтобы меня взяли на телевидение в Хабаровске. Телезвездой я не стала. Вернулась снова в газету. Так я окончательно определилась с профессией...

Заочно окончила факультет журналистики Дальневосточного госуниверситета и долгое время трудилась в различных редакциях газет: в Хабаровске – в «Молодом дальневосточнике», в Благовещенске – в «Амурском комсомольце», во Владивостоке – в «Красном знамени» (за исключением двух лет, когда уехала на Соловки и работала там экскурсоводом). Был период, когда я набиралась опыта и практики в издательствах «Амур» и Хабаровском книжном. Потом – опять в газете. А с 2012 года стала главным редактором журнала «Дальний Восток». – Вот как вас жизнь водила кругами... А вы верите в судьбу?

– У человека всегда есть выбор. Судьба дается каждому, но есть некая дорожная карта, и ты ее можешь ухудшить или улучшить.

А журнал «Дальний Восток» я знаю и люблю примерно с семилетнего возраста. Мой папа часто бывал в той редакции. И водил меня за собой. Я хорошо запомнила скрипучую деревянную лесенку, которая вела на второй этаж особнячка на улице Комсомольской, 80 (ныне редакция располагается по адресу пер. Капитана Дьяченко, 7а), темные кабинеты (почему-то они мне казались такими – может быть, свет в окна не пропускали деревья, которых на улице было много), приветливых людей.

Потом отец у меня интересовался: «А ты заметила красивого седого старика с тростью, который зашел ненадолго в кабинет?» «Заметила», – кивала я. «Это был Всеволод Никанорович Иванов, великий человек. Большой писатель. Запомни: потом всю жизнь будешь гордиться, что видела его своими глазами». «Запомню, – говорила я и спрашивала: – А высокий дяденька в очках – это кто?» «Это Николай Митрофанович Рогаль, редактор журнала, тоже известный писатель». Так я узнала эти имена: Иванов, Рогаль, Александровский, Копалыгин, Ботвинник, Шестакова...

– Журналистам обычно некогда отвлекаться на большую литературу, когда же вы успевали писать рассказы?

– Конечно, когда я работала в газетах, то не писала прозу. А вот в издательстве обстановка была поспокойнее. Я быстро все делаю и месячную норму по редактированию выполняла за полмесяца. Чем оставалось заниматься в свободное время? Тогда у меня был кризис среднего возраста (это когда нападает тоска зеленая). Я нашла выход в творчестве.

Начала писать историю своей семьи. «Моего деда звали Август...» – с этой строчки начинается первая книга, «Вершина круга». За полтора года я написала повесть и несколько небольших произведений. В 1989-м в журнале «Дальний Восток» впервые опубликовали рассказы «Картина сентября» и «Никчемная жизнь Изабеллы Туркиной». И все основано на реальных событиях.

Сочинять я особо не умею, а вот собирать пазлы из жизненных ситуаций – это мое. К примеру, «Никчемная жизнь Изабеллы Туркиной» – это история о том, как моя подружка замуж вышла: ее просто уговорили. Избранник был абсолютно положительным персонажем. Она уехала к нему в Приморье, а потом... сбежала. И он ей стал присылать чудные письма: «...Без тебя состояние здоровья моего желудка сильно ухудшилось». Такое ведь невозможно придумать!

– Она к нему так и не вернулась?

– Нет.

– А можно научиться писать?

– Да, но небольшой дар все равно нужен. Пусть даже маленькое дарование. А главное в работе писателя – это усидчивость и трудолюбие.

– Есть у нас молодые писатели?

– За время моей работы в журнале мы открыли пять-шесть молодых авторов, которые стали членами Союза писателей России. Всем им было около 30: Роман Романов, Татьяна Троценко, Максим Чин-Шу-Лан, Виталий Максименко, Тимофей Сухих и другие.

Если что-то хорошо написано, неважно кем, мы сразу это публикуем. У нас вот мальчик 13 лет – Илья Выговский прислал рассказ «Вторая четверть». Мы его сразу, «с колес» напечатали.

Дальний Восток далеко от Москвы, но у нас публикуются люди со всего русскоговорящего мира. Наш журнал помнят, знают. В педагогическом институте ТОГУ, на филологическом факультете, даже курсовые пишут по нашим текстам.

А простым людям не до литературы, они заняты выживанием. Началось ведь все с 1990-х, когда в стране практически закрылись все «толстые» литературные журналы, упали тиражи. Мне кажется, на западе литература сосредоточилась в университетских городках. У нас еще все хорошо...

– А премия им. Петра Комарова помогает, стимулирует писателей?

– Ее придумал писатель Вячеслав Сукачев – бывший главный редактор журнала «Дальний Восток». Это творческий конкурс литературных произведений, опубликованных в изданиях, выпускаемых краевыми государственными учреждениями культуры. С 2022 года призовой фонд благодаря инициативе правительства региона увеличен с 150 тыс. до 1 млн рублей. В писательской среде премия считается престижной.

– Можно прожить на гонорар писателя?

– Нельзя. А журнал «Дальний Восток» вообще ныне безгонорарный. Только детективы, фантастика, книги, издаваемые большими тиражами, могут позволить сколько-нибудь заработать.

– О чем вы сейчас пишете?

– Во втором номере журнала «Дальний Восток» (март – апрель) вышла моя повесть «Праздник светлых душ» – о коллеге Юрии Шмакове. Мы с ним дружили. И когда он ушел из жизни, в один год со своей женой Марией, образовалась какаято дыра в общении с людьми, пустое место, которое ничем не заполнено. Для меня это было очень важно – рассказать о Шмаковых. Была такая датская писательница Карен Бликсен, она говорила, что любое горе можно пережить, если сочинить о нем рассказ. Я так и сделала. Это правда помогает.

Сейчас мне как автору интересны 1990-е годы. Все их ненавидят, а у меня так случилось, что это было самое лучшее, самое занимательное, удивительное время в жизни! Даже не знаю еще, как эта книга будет называться.

Для меня важнее написать, чем издаться. Слава, известность – это пустое дело, это не для меня...


Беседовал Константин ПРОНЯКИН, главный редактор газеты «Приамурские ведомости», член Союза писателей России

 

Газета «Приамурские ведомости», № 15 (8353)

г. Хабаровск