«СЕРДЦЕ ПОДНИМАЕТСЯ КАК СОЛНЦЕ…»

К 90-летию дальневосточного поэта Людмилы Миланич

Было время, когда прямо на улице продавались ее книги, когда на полосах газет, на хабаровском радио, на телевидении, в журнале «Дальний Восток» она завоевывала сердца своими стихами. Тогда поэзия шагнула с бумажных страниц . . .

на стадионы. Впрочем, Людмила Миланич относилась к этому критически.                                                                        

– Читала ли когда-нибудь Цветаева свои стихи на стадионе? Боюсь, что никогда, – говорила она.                                                                                

Никогда не называла себя поэтессой, только поэтом. Предпочитала уютный зал, в котором могли собраться ее друзья. Для поэта один настоящий читатель, вернее слушатель, был дороже всех ценителей.                                                                                     

Помню один ее творческий вечер. В помещении яблоку негде было упасть. Присутствовали в основном незнакомые ей люди, которые признавались ей в любви и читали свои неумелые, но трогательные стихи.                                                                              

Она была не такой, какой можно было ее себе представить. Не такой, как на портретах. И конечно, разительно отличалась ото всех остальных.                                                                                    

«А ДОМА ТИХО УМИРАЕТ МАМА»

Имя ее – Людмила, людям мила. А фамилия звучала как музыка. Впрочем, в молодости она вполне могла посоревноваться за звание первой красавицы. Стройная, с мальчишеской челкой, в черном свитере и с неистовым огнем в глазах.                                                                                    

О внешней стороне жизни Миланич расскажет всезнающий интернет. О внутренней – все в ее стихах... Детство Людмилы Ивановны выпало на войну.                                                                                       

– В то время я носила домой судки с обедом, – вспоминала она. – Мне было лет семь. Отца-музыканта взяли на службу в военный оркестр. Мама очень болела, и папе разрешили получать на нее обед в армейской столовой. Однажды я упала на скользкой дороге и разлила все, что было в судках. Спустя годы об этом сложились стихи:                                                

«Мне снова девять. Много или мало?

И вновь идет на западе война,  

А дома тихо умирает мама:  

Ей пища калорийная нужна».                                                                               

Очередь за хлебом, который выдавали по карточкам, хабаровчане занимали с ночи, потому что на всех не хватало. Стоять часами было тяжело, особенно на морозе. Однажды маленькая Люда прямо там, в очереди, потеряла сознание.                                                                                     

ЧЕТЫРЕ-ВОСЕМЬ СТРОК                                                                                          

Любила она в юности одного человека, который отвернулся от нее. Дело, между прочим, нешуточное. А спасли ее стихи Пушкина. Утешили, ободрили. Они не говорили: «Горя не будет». В них звучало: «Будет горе. Только ты не бойся…»                                                                                      

Стихи случались у Миланич, когда ей было особенно тяжело. Лишь боль давала ей высокое право молчать. Не можешь писать – не пиши. И вообще, не все могут проговаривать и видеть насквозь свою собственную «кухню». Она и сама не знала, как это делала. Муза – очень хрупкая материя. Дается тебе – и слава Богу, спасибо!                                                                                           

Стихи Миланич – вне времени и пространства, по ту сторону всего. Их можно было бы писать и в прошлом веке. Они возможны и через века. И в то же время эти строки современны. Сегодня ее стихи кажутся даже и не написанными, а словно бы жившими всегда. Здесь нет замысловатых рифм. Четыре-восемь строк. Иногда шестнадцать.                                                                                                

Сердце поднимается как солнце

И уходит тихо за окно.

Может, там пришлось кому-то солоно,

Может, там кому-нибудь темно?..       

                                                                                     

А ОТ БЕДЫ ДОБРЕЕ СТАТЬ                                                                                       

Она как-то пошутила, что занялась поэзией, чтобы поздно ложиться и рано вставать. Все ее творчество – жажда свободы.                                                                                            

Литература была воздухом, которым она дышала. Строчки, рифмы – порой впотьмах, в дороге, в самолете, бессонной ночью. В отчаянии и в радости.                                                                            

Названия поэтических сборников Миланич рассказывают о ней самой: «Солнце в ладонях», «Разговор с землей», «Слово», «Люблю», «Накопление света». Как и подобает поэту – не казенным языком анкеты, а с чувством.                                                                              

Бывает, ты до капли выжат,

Обид твоих не сосчитать,

Но должен ты не просто выжить,

А от беды добрее стать.

Из книг я мудрость эту знала.

Хлебнув горячего до слез,

Сама решила: выжить мало,

И это приняла всерьез.

Я поняла совсем простое:

Покуда есть чужая боль,

Себя жалеть едва ли стоит

И плакать стыдно над собой.      

                                                                                

КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ

Журналистскую школу она прошла всю по ступенькам. Вела радиопередачи о своих современниках, приглашала в студию живых поэтов и писателей. Ей приходили пачки писем. Даже из мест заключения. Там, на столбе, вещал громкоговоритель. Все ходили по кругу, слушали, а потом писали письма автору радиопередачи.                                                                                        

Однажды Людмила Ивановна поехала в гости к Владимиру Круглову – в Центр реабилитации диких животных «Утес». Емельяныч тогда ей сказал: «Добрых людей в тайге больше, чем злых. И когда они находили в лесу осиротевших медвежат и всякую другую живность, то не убивали их…»                                                                               

Или вот исповедь фронтовика. Он все время говорил, какие высоты штурмовал, а она все повторяла: «Тогда погибло так много ребят…» Возможно, в тот вечер и был найден ключ без права передачи. Оказалось, что есть не только генеральская, но и солдатская правда о войне…                                                                                           

«ТЕРРИТОРИЯ МОЕЙ ЛЮБВИ»

Она собирала время – человеческие Голоса. Вела цикл радиопередач под названием «Территория моей любви».

– Голос – самое неуловимое. Голос – внутренний слепок души. У каждой души свой основной тон, который не соврет...                                                                         

Кого-то эта прямота раздражала. Зато публика в массе своей именно за это Миланич и любила. У нее было много друзей. При этом своих никогда не сдавала.                                                                                           

Однажды сделала передачу с поэтом Борисом Копалыгиным. Поэт рассказал о том, как Маршак дал ему путевку в жизнь. Привез он ему именитому писателю кету в подарок. Дело было в январе, за окном трещал мороз. А на столе у Самуила Яковлевича были свежие огурцы.                                                                                   

Такой диалог Миланич записала:

«Борис! Хочу тебе хоть чем-нибудь помочь. Скажи: в чем нуждаешься?» – «Да ни в чем… Спасибо, Самуил Яковлевич!» – «Квартира у тебя есть?» – «Есть». – «Машина есть?» – «Я хожу пешком». – «Скажи тогда, что я тебе могу подарить?!»

– «А вот, Самуил Яковлевич, у вас на тарелочке лежит зелененький огурчик. Подарите его мне – я дочке своей отвезу!»                                                                                    

Работа в студии – ювелирная! Это сейчас компьютеры, а раньше очень сложно было монтировать запись. Сплошь механический труд. Отрезала – подклеила ацетоном, отрезала – склеила. Чуточку промахнулась – и все загубила! Высший пилотаж – в середине фразы выкинуть лишнее слово и не «зарезать» соседнее, да соединить интонацию!                                                                         

Хабаровчане любили ее программу «Робинзон по пятницам», откликались на поиск потерявших друг друга людей... А сколько неизвестных, молодых поэтов она в буквальном смысле этого слова вытащила в эфир?                                                                                

«СЫЗДЕТСТВА ЧУВСТВУЮ КРАСОТУ»                                                                                   

Миланич уносилась в неведомые дали. Месяцами по колдобинам тряслась в пропыленном газике, записывая на пленку всех и вся. Порой она звонила из какого-нибудь далекого села и кричала родным через реки и горы: «Как вы, мои дорогие?! Скучаю ужасно!»                                                                                     

Эти обрывки впечатлений и разговоров не могут передать всего обаяния ее личности. Неплохо бы, конечно, составить и издать том воспоминаний о ней. Как раз тот случай, когда книга – лучший памятник.                                                                                

Когда Людмила Ивановна заведовала отделом поэзии в журнале «Дальний Восток», ее потряхивало от чтения посредственных рукописей. У нее было сочувствие ко всему живому и неприятие всего мертвого. Она не любила мертвые слова. Остро чувствовала фальшь. В секунду разоблачала пафос и надутость.                                                                                      

Для Миланич вся невидимая миру, черновая, нудная работа, тысячи прочитанных и отброшенных безнадежных страниц – все это получало оправдание и смысл, если журнал открывал хотя бы одно имя. Ради этого впряглась она в эту лямку.

 

Александр САВЧЕНКО

Фото из архива ДВГНБ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 44 (8433)  2024 года

г. Хабаровск