А ВОЛНЫ И СТОНУТ, И ПЛАЧУТ…

Романтик русской живописи Валерий Шиляев писал реки Приамурья и Тихий океан.

Художник-маринист – это направление в живописи прочно ассоциируется с творчеством Ивана Айвазовского, который вошел в историю как непревзойденный мастер кисти, прославивший морскую стихию. Но когда мы обращаемся к современной маринистике, мы называем имя Валерия Шиляева, ставшего достойным продолжателем традиций и отобразившим в целой серии марин подвиги моряков при освоении Дальнего Востока.

ВЫСТАВКА БЕЗ ХУДОЖНИКА

Всего за период творческой деятельности им было создано более тысячи полотен, на которых запечатлена история Тихоокеанского флота от парусников до грозных атомных субмарин, в том числе российские и зарубежные суда.

Его произведения были представлены на лучших площадках страны: в Госдуме и Кремле, в Центральном доме художника в Москве. На родине маринистики – в Испании, в городах де Санта Круз и Тенерифе, прошли авторские вернисажи. Также его картины экспонировались в Америке и странах АТР: Японии, Корее и Китае. Выставки периодически проходили по всему Дальнему Востоку: в родном Приморье, на Сахалине и Камчатке, в Амурской области, дважды в Хабаровске.

Валерий Иванович ушел из жизни в 2017 году в возрасте 69 лет. Не дожил одного года до юбилейного вернисажа, к которому готовился. Он состоялся уже без художника. Выставку в доме офицеров флота организовала и провела арт-директор и вдова автора Светлана Шиляева.

ЭНЕРГИЯ ТИХОГО ОКЕАНА

Валерий Шиляев – художник самобытный, ни на кого не похожий. Он шел в творчестве своим, непроторенным путем. В 1982 году приехал в Приморье, красотой которого был необыкновенно впечатлен. Энергия Тихого океана, полного красоты и безмятежной свободы, природные пейзажи, практически не тронутые цивилизацией, захватили его.

В течение 15 лет, работая на судах, наблюдал за водой, чтобы впоследствии наиболее достоверно перенести морскую стихию на холст. Решив посвятить себя жанру маринистики, часто приезжал в Феодосию, где изучал манеру письма великого Ивана Айвазовского.

Со временем приобретенный опыт трансформировался в собственный стиль, в авторскую манеру письма, присущую зрелому мастеру. Впечатления, полученные в море, когда приходилось быть в эпицентре стихии и наблюдать ее разные состояния, отобразились в произведениях.

Художник с семьей поселился в п. Преображение в 2001 году. Там, в бухте Соколовской, на берегу моря, стоят его дом и мастерская, в которой, вдалеке от городской суеты, и были созданы многие марины мастера.

Его мастерская находилась у воды, как говорят – в шаговой доступности. И художник часто гулял по берегу, наблюдая морскую стихию. Все его марины написаны по памяти, но впечатления, которые выплескивались на холст, брались именно из этих наблюдений.

В мастерской была большая библиотека по маринистике, содержащая книги о всех судах мира. Ими художник пользовался для того, чтобы как можно достовернее отображать исторические события и корабли.

Бывало, он отправлялся в творческие командировки, чтобы увидеть ту местность, где происходило то, что он впоследствии писал на картине. Для него было важно все: и исторически точно отображенный сюжет, и техника исполнения, и даже багет, которым обрамлялось полотно.

Всегда и во всем творчество художника, его искания поддерживала жена Светлана, взявшая на себя продвижение творчества и работу арт-директора.

Творчество Валерия Шиляева – ярчайшее явление в живописи не только Дальнего Востока, но и России в целом.

Лучший маринист России – именно так представляли Валерия Шиляева в прессе. Это звание, как и множество наград и благодарностей, существует в действительности. Как и любовь дальневосточников, в памяти которых он останется непревзойденным мастером морских полотен современности.

Анна ТАРАБРИНА

КСТАТИ

Заслуженный работник культуры РФ искусствовед Людмила Варламова в творческой характеристике художника Валерия Шиляева писала так: «Валерий Иванович Шиляев – живописец, график, маринист, портретист. Главная тема творчества художника – стихия моря и корабли. Она решалась им через историю дальневосточного российского флота, военного, торгового, рыбацкого, старинного и современного. В ней можно выделить пять магистральных направлений: исследование и освоение Дальнего Востока русскими военными моряками; морские виды с изображением кораблей, в честь которых названы бухты Владивостока и острова залива Петра Великого; русско-японская война 1904–1905 годов и Цусимское морское сражение; маяки южного Приморья; пейзажи окрестностей поселка Преображение и города Находки.

И в живописи, и в графике Валерий Шиляев работал в манере, близкой позднему академическому романтизму русской живописи середины XIX века. Но продолжая в основном традиции морского пейзажа и батальной живописи, заложенные Иваном Айвазовским, он одновременно использовал опыт всей русской и европейской маринистической живописи.

Работы Валерия Шиляева находятся в галерее Portmey, в Приморской государственной картинной галерее, в Военно-историческом музее Тихоокеанского флота, в Музее боевой славы Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, в Морской академии им. Г.И. Невельского, в ТОВВМИ им. С.О. Макарова, на кораблях Тихоокеанского флота, в галерее «Вернисаж», в Музейно-выставочном центре «Находка», в частных коллекциях России, США, Польши, Республики Корея,