ВЕЛЕНИЕ ДОЛГА
ЗАБЫТЫЙ ЛЁТЧИК, ВОЕВАВШИЙ БЕЗ ОБЕИХ НОГ И ДАЖЕ БЕЗ ЛИЦА В городе Мамоново, в котором я живу с первых послевоенных лет, одна из улиц названа в честь Героя Советского Союза Леонида Белоусова, лётчика-аса истребительной авиации Военно-морского флота. Инициатором присвоения выступил личный состав гвардейского авиаполка, который дислоцировался в нашем городе с победной весны 1945 года. Своим подвигом Леонид Георгиевич опередил подвиг Алексея Маресьева, ставшим знаменитым благодаря книге Бориса Полевого, а он остался «в тени». И хотя прошли десятилетия, однако имя человека, дважды совершившего необычный подвиг, к сожалению, малоизвестно. С лица воды не пить… Зимой 1938 года старший лейтенант Белоусов по тревоге поднял свой самолёт на перехват нарушителя. Задача была выполнена, но внезапно ухудшившаяся погода усложнила полёт. Низкая облачность и метель создали проблемы при посадке. Садиться пришлось наугад. Ударившись об землю, самолёт загорелся. Подбежавшие техники вытащили лётчика из кабины и едва живым доставили в госпиталь. Лицо, руки и грудь представляли собой сплошную рану. В ходе длительного лечения были сделаны 32 пластические операции. С плеч и со спины срезались кусочки кожи и наносились на очищенные от ожогов места. Каждый раз пострадавшему необходимо было по 12 часов прижимать лоскуток кожи пальцем. Необходима была температура 36,6 градуса, чтобы не произошло отторжения. Врачи «слепили» нос и губы, только веки невозможно было воссоздать. С тех пор Леонид Георгиевич до конца своих дней спал с открытыми глазами. Когда началась советско-финляндская война, Белоусов обратился к Ворошилову, посетившему госпиталь, с просьбой отправить его на фронт. Просьбу удовлетворили. Погода на Балтике зимой 1939/40 годов была очень неблагоприятной, Морозы сменялись снежными буранами. В открытой кабине истребителя И-153 «Чайка» обожжённое лицо было очень чувствительно к холоду. Приходилось перед выходом на аэродром смазывать лицо толстым слоем гусиного жира и обкладывать ватой. Несмотря на все трудности, было совершено несколько десятков боевых вылетов, за что в январе 1940 года лётчик был награждён орденом Красного Знамени. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Белоусов был назначен командиром эскадрильи. Полк в это время базировался на полуострове Ханко. В первый день войны Леониду с товарищами пришлось отражать налёт германских пикирующих бомбардировщиков Ю-87. В боях на отрезанной от «большой земли» базе Балтфлота он сбил три вражеских самолёта и был награждён вторым орденом. В августе 1941 года полк передислоцировался в Кронштадт и впоследствии прикрывал «Дорогу жизни» на Ладожском озере. К концу первого года войны эскадрилья Белоусова имела на своём боевом счету 52 сбитых немецких самолёта. Инвалид 1-й группы в 32 года В декабре 1941 года во время воздушного боя самолёт Белоусова был сбит, к тому же он отморозил раненые, потерявшие чувствительность ноги. Подлечившись, снова вернулся в часть, но летать становилось всё труднее и труднее. Ноги донимали всё сильнее и сильнее. Однажды настал день, когда лётчик не смог самостоятельно выбраться из кабины. Из блокадного Ленинграда Белоусова отправили в далёкую Алма-Ату. Туда же эвакуировалась его семья. В тыловом госпитале капитан-лётчик попал в руки известного профессора Сызганова, но случай был очень тяжёлый – гангрена. Правую ногу пришлось ампутировать выше колена. Больной уже пошёл на поправку, когда началась гангрена левой ноги. На этот раз не стали запускать и ампутировали только стопу. В 32 года Леонид стал инвалидом 1-й группы без обеих ног и даже без лица… Многие – спивались и погибали и от меньших увечий... Воля и желание отомстить врагам преодолели все недуги. Многочасовые ежедневные тренировки дали свои результаты. Осенью 1943 года дальнейшую судьбу офицера решала Военно-врачебная комиссия под руководством главного хирурга Балтийского флота И. Джанелидзе. Итог был ожидаем: «О небе можете забыть – вы инвалид!». Леонид сбросил шинель, распахнул двери балкона, перемахнул через перила, прыгнул в пруд и переплыл его. Войдя в зал в мокром насквозь обмундировании, он заявил врачам: «Вот вы все здоровые, а я – больной, инвалид. Пусть кто-нибудь из вас сделает то, что сейчас сделал я!!!». Поражённый председатель комиссии взял медицинскую книжку лётчика и размашисто написал в ней свою резолюцию: «ЛЕТАЙ, ОРЁЛ!!!». После чего вышел из-за стола, обнял и расцеловал лётчика. Путь в небо для него был открыт. Летал и воевал без обеих ног На протезах, с палочкой появился Белоусов в своём родном полку. Его товарищи летали уже на новейших истребителях Ла-5. В июне 1944 года командир направил Леонида в учебное подразделение, где его встретили очень настороженно. Начал с малого: попросил механиков помочь ему забраться в кабину, поставил протезы на педали управления и попробовал подвигать ими. С трудом, но получилось. С инструктором поднялся в воздух на маленьком учебном самолёте По-2. Пришлось много заниматься и на земле и в воздухе, прежде чем было получено разрешение на самостоятельный вылет. Далее навыки лётчика восстанавливались на учебно-тренировочном самолете УТИ-4, одномоторных истребителях Як-7 и Ла-5. Майора Белоусова назначили на должность помощника командира по лётной подготовке и воздушному бою в его родной 4-й гвардейский истребительный авиационный полк. Безногий лётчик совершил около 40 боевых вылетов, участвовал в самых ожесточённых воздушных сражениях, лично сбил Фокке-Вульф FW-190. В Восточной Пруссии не раз штурмовал оборонительные позиции фашистских войск под Кёнигсбергом. Здесь вместе с боевыми товарищами он и встретил долгожданный День Победы, был награждён орденом Отечественной войны I степени. К февралю 1945 года гвардии майор Л. Белоусов, совершив более 300 боевых вылетов, имел на своём личном счету 4 сбитых вражеских самолёта и ещё несколько в группе с товарищами. Главком Военно-морского флота СССР адмирал флота Н. Кузнецов дважды подписывал документы на присвоение лётчику звания Героя Советского Союза, но по неизвестным причинам документы возвращались обратно. В феврале 1945 года состояние здоровья вновь ухудшилось, и он был уволен в отставку по инвалидности. Работал начальником аэроклуба в Ленинграде, на речном транспорте, возглавлял 1-й таксомоторный парк. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1957 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, майору в отставке Леониду Георгиевичу Белоусову присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С конца 1950-х годов более 30 лет являлся внештатным сотрудником-лектором Всесоюзного общества «Знание», был желанным гостем в солдатских и матросских клубах. За это время он объездил всю страну от Калининграда до Камчатки. Написал художественно-документальную книгу воспоминаний: «Веление долга». Кстати, все эти 30 лет самоотверженной героико-патриотической работы в его рабочий стаж не вошли — инвалида 1-й группы нельзя было зачислить в штат. Он не дожил всего 2 дня до 53-й годовщины Победы, скончавшись в возрасте 89 лет. Герой похоронен в Северной столице, которую когда-то защищал.
«Ветеран янтарных рубежей», №6 (49) – сентябрь 2023 Газета ветеранов органов безопасности по Калининградской области |