Еще раз об обучении и воспитании

В поле моего зрения опять Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее ФЗ-273). Ранее и на этом сайте есть мои авторские публикации, в которых я подробно останавливалась на понятии «образование» и утверждала, что образование суть две стороны одного процесса, а именно обучения и воспитания [1]. Обучение и воспитание — это и есть образование и по-другому быть не может.

После первичного опубликования материала по вопросам воспитания и обучения в этот закон внесены существенные изменения. В частности, п. 2 ст. 2 ФЗ-273 закрепил в 2020 году определение: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [2].

Закреплено понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, и педагогический работник определен как лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Эти и некоторые другие моменты являются положительными.

Тема образования (обучение и воспитания) остается в поле моего зрения постоянно, привлекает моё внимание, как юриста и прокурора с достаточным стажем работы в сфере надзорной деятельности. Некоторое время ранее, сначала в конце 70-х, позднее в конце 90-х годов прошлого века, осуществляла надзор за соблюдением законов в области защиты прав несовершеннолетних. Находилась у истоков реализации требований Федерального закона от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и разработки в этот период пакета документов с методическими рекомендациями о применении судебного порядка помещения в Центр временной изоляции для несовершеннолетних: подростков, не достигших возраста уголовной ответственности и совершивших деяние с признаками преступления. При взаимодействии с руководителем ЦВИНП УВД Хабаровского края тех лет Л.Курилас одними из первых в стране в тот период времени мы не только смогли реализовать вовремя требования норм указанного выше закона (о судебном помещении в условия изоляции на ограниченный срок малолетних правонарушителей), но и провести в рамках своей компетенции комплекс мероприятий по созданию социальных приютов для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию (не совершавших деяний с признаками преступления). В те далекие уже годы нам удалось, если не ликвидировать в крае детскую безнадзорность, которая росла после 1996 года в геометрической прогрессии, то, по крайней мере, приостановить и значительно уменьшить обитание детей в подвалах и теплотрассах.

Сейчас же на фоне констатации фактов недостаточной деятельности по патриотическому воспитанию школьников, вспоминая те годы, которые были проведены с несовершеннолетними как нарушителями, несовершеннолетними потерпевшими и их родителями, вновь и вновь уровень моей подготовки в этом направлении возвращает меня в эти немаловажные проблемы: обучения и воспитания детей и подростков.

Не так давно, в современные дни (в ветеранской деятельности), выступая в одной из столичных школ о необходимости соблюдения правил поведения в обществе: как норм права, так и норм морали, услышала фразу-комментарий одного из старшеклассников, что он своим детям даст большую свободу, чем это делают современные родители (вероятно, для него конкретно). После окончания встречи со школьниками, подошла к этому юноше и пересказала ему ту фразу, которая для нашего поколения звучала так: «Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно». Юноша посмотрел на меня снисходительно, как бы сверху вниз. Очень удивилась тогда: надо же в таком возрасте, а уже умеет так поставить свой взгляд: сверху вниз, будучи внизу. Он сидел за партой, а я стояла рядом, то есть мой взгляд был фактически сверху. На мою реплику он снисходительно возразил, подчеркивая моё заблуждение в вопросах свободы личности. Спорить с ним не стала, полагая свой аргумент достояно сильным. С учетом этого была уверена, что ученик запомнит мою фразу надолго. Это было в 2019 году. Через несколько месяцев случилась пандемия, ковидные ограничения в передвижении, маски и прочее, прочее. Наверное, в 2020 году юноша наглядно ощутил этот мой посыл к классикам. И далее события 2022 года послужили ему еще одним аргументом правильности выводов классика.

Какая же проблема уже несколько лет меня волнует в сфере обучения и воспитания?

В этой публикации акцентирую внимание читателей на таком понятии, как «семья». Примерно в то же время, как мы, прокуроры (по надзору за исполнением законов в отношении несовершеннолетних) боролись за будущее и детей, и общества в целом: за право в любых условиях обучаться и получать надлежащее воспитание, в это именно время от знаменитых авторов переустройства страны с трибуны звучали фразы: страна станет жить по-западному (это, по их мнению, правильно) только тогда, когда все, кто жил при Советах, вымрут. И тогда, и сейчас придаю значение тем словам, как крайне негативным и несправедливым по отношению к нашему поколению. В то время находилась в трудоспособном возрасте, времени не хватало, чтобы печатным словом на такую, тогда казалось, чушь, реагировать. Но насколько у той кагоры лиц было всё тщательно продумано. И начали они очень грамотно. А именно с семьи. Сейчас, в нынешние дни, покушение на уничтожение традиционной семьи выглядит более наглядно. И к этому недружественная нам философия шла несколько девятилетий, стремилась повлиять не только на моральную сторону жизнедеятельности нашего общества, но и на принятие и реализации законодательных актов, законодательную инициативу, то есть на правовое поле страны, на внедрение обязательных правил поведения. Там, где законодатели по тем или иным причинам, на мой взгляд, поспешили с принятием закона, есть некоторые недостатки, их надо бы устранить. Время пришло.

Итак. Понятие «семья».

В патриархальной семье на территории России взрослые сыновья не всегда отделялись, продолжая вместе со своими семьями входить в состав одной с отцом хозяйственной ячейки. После смерти отца главой многосемейного хозяйства становился один из его сыновей, обычно старший. Такого рода объединение называют не разделённой семьёй.

В настоящее время существует понятие сложная семья. К семейной ячейке добавляются другие родственники и по восходящей линии (прародители, прапрародители), и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Такая семья включает в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства. Сложная семья состоит из нескольких поколений и может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

Перед тем как перейти к анализу правовых норм, заглянем в толковые словари известных авторов.

Толковый словарь Ожегова констатирует: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Словарь Ушакова утверждает: «Семья — группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». В словаре Ефремовой: «Семья — группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.

Семейное и общественное воспитание дополняют друг друга, хотя в целом не могут быть равнозначными. Семейное воспитание более эмоционально по своей сути и основано на родительской любви к детям и ответной любви детей к родителям, не зависимо от возраста детей. Дети для родителей всегда дети, в том числе взрослые.

Их взаимная любовь друг к другу, почитание и уважение — наглядный пример для следующего поколения, как надо относиться к родителям, к традиционной семье, к старшим, к обществу. В каждой семье есть семейные традиции: норма, правила внутрисемейного общения, способы разрешения конфликтов, манера поведения, ритуалы.

Семейные традиции основаны на правилах, выстроенных ни одним поколением, основанных на национальных и религиозных особенностях, исторически сложившихся общественных нормах морали и нравственности.

Переходя от общих определений к нормативно закрепленным понятиям сначала коснёмся конституционных норм, на которые и должны ориентироваться все отраслевые правовые нормы.

Ч.1 ст. 15 Основного закона страны устанавливает: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Ч.2 ст. 16 Конституции РФ: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам Конституционного строя Российской Федерации».

«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства»(ч.1 ст.38 Конституции РФ).

«Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ч.1 ст.38 Конституции РФ).

«…защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях»(п. ж-1 ч. 1

ст. 72 Конституции РФ).

«Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения»(ч. 4 ст. 67-1 Конституции РФ).

Из указанных норм следует вывод: традиционная семья находится под защитой государства, при этом как дети, так и старшее нетрудоспособное население, семейные узы должны укрепляться, родители несут ответственность за детей, взрослые дети за своих нетрудоспособных родителей. И это все вместе — едино. Это и есть семья.

Семейный кодекс РФ (далее СК РФ) был принят в 1995 году взамен существовавшего ранее Кодекса о браке и семье РСФСР (в составе СССР), который утратил силу.

Важные для данного исследования норма СК РФ привожу ниже дословно.

«Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства» (ч.1 ст.1 СК РФ).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

«Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками»(ч.1 ст.55 СК РФ).

«Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком»(ч. 1 ст.67 СК РФ).

«Несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей»(ст. 94 СК РФ).

«Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами»(ст. 95 СК РФ).

СК РФ предусматривает возможность наступления даже материального содержании внуков от дедушек и бабушек и наоборот. Не говоря о праве участвовать в воспитании внуков, как членов общей семьи.

И прежде чем перейти к анализу норм интересующего меня нормативного акта и окончательному выводы в этой логической цепочке, обращаю внимание на несколько моментов. В Основном законе есть такая важная норма, где сказано: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом» (ч.1 ст. 51 Конституции РФ). Федеральный закон, который определяет таких родственников это УПК РФ.

Даже в УПК РФ вопрос семьи затрагивается в той части, где данный систематизированный акт в сфере уголовно-процессуальной деятельности гарантирует право любому участнику уголовного процессе не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, среди которых есть и бабушка, и дедушка, то есть бабушки и дедушки относятся как раз к таким очень близким родственникам, против которых можно не свидетельствовать, как и наоборот: бабушки дедушки могут не свидетельствовать против внуков.

Вот конкретные выдержки из нормативного акта, УПК РФ:

Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

4) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;

40) свидетельский иммунитет — право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Почему же Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

вообще не дает понятие семьи, а в образовательный процесс вводит только понятие «родители (опекуны)», по существу изолируя от возможности участвовать в образовательном процессе других членов семьи, в частности компетентных в этих вопросах бабушек и дедушек? Наше поколение бабушек и дедушек довольно компетентные члены общества, помнящие хорошо историю со времен Киевской Руси и до современных дней, политэкономию, философию, много представителей прикладных и точных наук. В этой части ФЗ-273 явно противоречит не только отраслевым нормативно-правовым актам, но и в первую очередь Конституции РФ. Требуется вмешательство компетентных органов для приведения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ в соответствие с Основным законом страны в указанной части. Для меня этот факт очень печален.

Как и второй не менее опасный для детей и подростков. По-прежнему под понятие образовательный процесс в некоторых нормах ФЗ- 273 заложено только обучение и никакой ответственности образовательное учреждение не несет за процесс воспитания.

В законе должна быть зафиксировано правовая норма не только об обязанности обучения и воспитания, но и ответственности за некачественное обучение и некачественное образование.

Вот в частности в ст.28 ФЗ-273 введен часть 7: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с КодексомРоссийской Федерации об административных правонарушениях»[3].

Без изменения остается ч. 3 ст. 48 ФЗ-273: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Тут можно любую деятельность по патриотическому воспитанию молодежи расценивать как агитационную. Правильнее было бы закрепить норму о запрете использования образовательного процесса в целях умаления значимости общепринятых моральных норм и правил и законных интересов государства и общества, и возложить ответственность на педагогический коллектив за некачественной образование и некачественное воспитание, когда педагог не выполнил своих профессиональных обязанностей в этом направлении. Например, введена обязанность в каждом учебном заведении начинать учебную неделю с подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна. Такое положение должно быть зафиксировано и неуклонно выполнятся педагогическим коллективом во всех учебных заведениях.

На фоне СВО — это немаловажный факт, если повсеместно в СМИ освещаются темы об реальной угрозе нашей государственности и суверенитета.

Положительным является факт введение в действие в 2021 году ч.10 в ст. 54 ФЗ-273 о заключении договора с образовательным учреждением под названием «Договор об образовании», а не так, как это было в прежней редакции «Договор об обучении».

А что касается старшего поколения бабушек и дедушек, то прав заниматься воспитанием внуков в целом по закону об образовании они лишены. Они по закону об образовании вообще — не члены семьи. Да и понятия традиционной семьи пока в ФЗ-273 не закрепилось, что также очень злободневно.

Должны уйти те, кто жил при Советах, и тогда будет будущее? Розовое или голубое? Со сносом памятников и ликвидацией основ нашей культуры? Может быть нам, старшему поколению, можно ещё пожить в обществе, а не быть из него выброшенными?

Публикацию заканчиваю вопросами.

И у меня нет на эти вопросы ответов.

Отказ от старшего поколение равен отказу от своей истории.

 

[1]

https://svgbdvr.ru/zakonnost/o-sredstvakh-vospitaniya-i-ne-tolko

(статья14.03.2014)

 

https://svgbdvr.ru/zakonnost/obuchenie-i-vospitanie-dve-nerazryvnye-chasti-odnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-redaktsii?ysclid=ldcxbc098r142242820

(статья 03.06.2020)

 

[2]п. 2 в ред. Федерального законаот 31.07.2020 N 304-ФЗ

[3]в ред. Федерального законаот 02.12.2019 N 403-ФЗ

 

Пысина Галина Александровна – Старший советник юстиции, Почетный работник прокуратуры член Союза писателей России