Михаил Сидоров: Управлять по уставу…

Почему городской парламент Хабаровска де-факто находится на содержании администрации города?

Депутаты нового состава хабаровской городской думы, избранные на сентябрьских выборах, приступили к работе. В качестве первоочередной задачи народные избранники стали тщательно изучать федеральную и местную нормативно-правовую базу, ведь правовое государство, как известно, всегда строится на нормах закона.

О том, как работает новый городской парламент, какие высветились правовые коллизии в управлении краевой столицей, беседуют председатель хабаровской городской думы Михаил Сидоров и политический обозреватель «Приамурских ведомостей» Евгений Чадаев.

- Михаил Викторович, первый вопрос, как к бывшему руководителю краевой типографии,  имеющему юридическое образование: с чего началась ваша деятельность в качестве председателя городской думы?

- С изучения городского устава города, естественно. Это же главный документ для всего представительного и управленческого сообщества города. В том и состоит специфика муниципального управления, что мы в повседневной деятельности не имеем права отступать ни на шаг от положений этого нормативного документа.

И, понятно, прежде всего, нужно было уяснить существо тех полномочий, которые, выражаясь юридическим языком, являются исключительной компетенцией представительного органа. Ведь такая компетенция всегда должна сопровождаться особой (и также исключительной) ответственностью.

Например, к компетенции такого рода относится (назову только часть из них):

а) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

б) утверждение стратегии социально-экономического развития Хабаровска;

в) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

г) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий;

д) утверждение правил благоустройства города;

е) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и другие.

Еще раз подчеркну, это исключительно наши полномочия и ответственность. И без нашего ведома и резолюции никто не имеет права принимать какие-либо решения на территории города.

- На момент нашего интервью администрация города только что представила проект бюджета - главного финансового документа Хабаровска, который нужно тщательно изучать и анализировать. В местном бюджете главное – деньги, точнее, источники наполнения городской казны. Откуда город получает деньги на требуемые муниципальные нужды?

  - Во-первых, всем известный налог на доход физических лиц (НДФЛ), т.е. доходы от легальных заработков граждан, официально трудоустроенных и работающих на предприятиях любых форм собственности. Чем больше на территории Хабаровска таких рабочих мест, тем больше поступлений в наш бюджет. Поэтому одна из ключевых задач в сфере экономики – создание и поддержка легально работающих предприятий с «белой» зарплатой.

Особо скажу, город, его инфраструктура и деятельность местных органов власти должны быть экономически привлекательными для бизнеса, особенно для малого и среднего предпринимательства. Любые, даже самые маленькие препоны – и капитал уходит в соседние регионы. Хабаровск должен в полном смысле этого слова стать территорией доверия между властью и бизнесом. Без исключения, каким - малым, средним или крупным.   

Второй главный источник (многомиллиардный) – земельный. В городе должен быть четкий и понятный всем порядок в учете земельных участков. Ведь из бюджета города и вышестоящих источников выделяются деньги на кадастровые работы и межевание. Есть даже специальное подразделение в департаменте архитектуры, строительства и землепользования, которое отвечает за учет земельных участков.

К нам поступают сведения, требующие, конечно, проверки, что большие земельные участки целевым назначением выделяют под индивидуальное жилищное строительство, а в результате на этих территориях или ничего не строится, или возводятся объекты самого различного типа (производственные базы, складские помещения и тому подобное).

Элементарная проверка контрольно-счетной палаты (КСП) сразу же все это выяснит.

Понятно, что никакие арендные платежи или земельные налоги от использования этих участков никто не платит и платить добровольно не собирается. А бюджету (читай: жителям города) на протяжении очень многих лет наносится прямой финансовый ущерб.

Еще один факт. Хабаровск на начало приватизации обладал громадной муниципальной собственностью, как-то: встроенными помещениями, магазинами, объектами соцкультбыта и другими подобными объектами.

Очень многие из них находятся в аренде, и в этой связи настало время проверить эффективность использования этого большого источника наполнения городского бюджета.

Контрольно-счетной палате предстоит большой объем работ по проведению контрольных мероприятий об использовании муниципального имущественного комплекса и затем отчитаться перед  нашими депутатами. Ведь при любых, скажем мягко, неправомерных операциях с муниципальной собственностью потерпевшими де-факто всегда являются жители нашего города.

Естественно, уже сейчас ясно, что нашей палате в составе нескольких человек с этой работой не справиться, и для организации действенного контроля  за расходованием средств налогоплательщиков увеличение ее  штата будет неизбежным.

Много дискуссий в городском сообществе идет и о муниципальных унитарных предприятиях, точнее, об их рациональном использовании.

По логике, они должны быть серьезными наполнителями городского бюджета. Но многие из них, к сожалению, сегодня таковыми не являются. Почему?

Депутаты с экспертным сообществом, контрольными органами будут очень тщательно изучать каждую такую экономическую структуру города.

Мы обязательно рассмотрим на заседаниях профильных комитетов и нашей городской думы вопросы экономической эффективности их работы.

- Сегодня очень много средств выделяется муниципалитетам в рамках национальных проектов. Хабаровск, как известно, участвует во многих из них. Что дает городу участие в этих проектах?

- По федеральным программам город получает сотни миллионов рублей в рамках национальных проектов. Разумный хозяин всегда использует эту возможность для приобретения новых технологий и оборудования, машин, механизмов и на другие нужные цели. Причем не только в целях  их эффективного использования при реализации проектов, но и для снижения в дальнейшем местных затрат и, соответственно, экономии средств городского бюджета. Надо будет обязательно изучить проблематику городского участия в национальных и краевых проектах

Немало  вопросов накопилось в части расходования  бюджетных средств на техническое содержание и ремонт социальных объектов: детских дошкольных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, социальной работы с населением, учреждений культуры, спортивных объектов.

Родители почему-то вынуждены складываться на ремонт помещений детсадов и школ, хотя деньги на эти цели предусмотрены бюджетом города и трансфертами из вышестоящих бюджетов.

В начале двадцать первого века собираем деньги на ремонт классов, как в послевоенные годы? У жителей города с невысокими доходами таких денег может и не быть, а у их детей может возникать очень сильный моральный стресс из-за невозможности сдавать деньги на эти цели. Проблема очевидна и ее надо решать.

- Особая зона ответственности власти, в том числе и представительной, - дороги в нашем городе. Без всякого преувеличения, их состояние напрямую влияет на авторитет думы и администрации города. Какие у нас в городе «дорожные» перспективы?    

- Муниципальные дороги – это кровеносные сосуды города. Насколько они  качественны, настолько это влияет на экономическое развитие города и на социальное самочувствие горожан.

По федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» за последние два года «одето»  в хороший асфальт немало километров дорог (как правило, это федеральные и краевые участки в границах города). Но в основном это не муниципальные дороги.

К сожалению, очень многие горожане и автомобилисты до сих пор не могут получить в открытом доступе реестр муниципальной уличной дорожной сети, которую городской бюджет должен финансировать и содержать.

Комитет нашей думы по городскому хозяйству должен в очень короткие сроки разобраться в этих вопросах, потому что финансирование муниципальных дорог идет из нашего бюджета, и налогоплательщики должны знать, на что расходуются их деньги.

- Очень большой объем депутатского внимания должен быть в жилищно-коммунальной сфере. В нашем городе почему-то сохраняется немалый процент домов, внешний и внутренний вид которых очень напоминает только что освобожденных от внешних захватчиков. Что намерены делать вновь избранные депутаты для приведения в нормативное состояние жилищно-коммунального комплекса? 

- Система жизнеобеспечения муниципального образования всегда предмет особого внимания городских депутатов. В каких домах живут люди, каково состояние придомовых территорий, подъездов, насколько тепло и комфортно в квартирах – все эти проблемы также должны быть в поле нашего зрения.

А ситуация здесь очень и очень непростая. Жилищно-коммунальная сфера в масштабах России очень большая. Достаточно сказать, что оборот сферы ЖКХ  сегодня сравнялся с федеральным бюджетом. Но почему тогда в нашем городе так много «убитых» и обшарпанных домов с ужасающими подъездами, хотя деньги на ремонт и содержание многоквартирных домов подавляющее число жильцов ежемесячно отчисляют. На 1-2 косметических ремонта в год их должно с лихвой хватать.

Добавим к этой теме еще и морально-нравственный аспект. Дети, вырастающие в затрапезных подъездах и домах, могут  вырасти ущербными  представлениями о том, что это норма человеческого общежития. И о патриотизме к родному городу у них будут совсем иные мысли. 

Нашим депутатам надо провести анализ и «расщепление» цены обслуживания квадратного метра жилья, чтобы воочию увидеть технологию расходования средств только по этой статье расходов.

Другими словами, детально выяснить, какая часть средств действительно идет на содержание и ремонт, а какая неизвестно куда. Ведь если есть убогие для проживания многоквартирные дома, значит, и деньги жильцов до ремонта не доходят.

  Есть и другие намётки в сфере жилищно-коммунального обслуживания жителей. Не зря ведь говорят, что если есть порядок в ЖКХ, то власть где-то выше точно существует.

- В управлении муниципальным образованием большую помощь может оказывать институт территориального общественного самоуправления (ТОС). В крае ТОС активно действуют, а в нашем городе  нет. Почему?

- Да, здесь есть о чем подумать. Администрации городов и поселений России просто перегружены ненужными управленческими функциями (соответственно – муниципальными работниками) по управлению городскими и сельскими территориями. Один из выходов - передача  части управленческих функций администраций муниципалитетов территориальному общественному самоуправления (ТОС). ТОС могут создаваться не только для получения грантов, но и с образованием юридического лица в рамках, например, отдельного микрорайона города или группы многоквартирных домов.

Что это может дать жителям? Они могут, во-первых, разрабатывать и осуществлять проекты развития своих территорий; во-вторых, заниматься  благоустройством на свои деньги; в-третьих, самостоятельно нанимать управляющие компании; в-четвертых, создавать различные малые предприятия для собственных нужд и многое другое. И, как следствие, освобождать администрацию города от этих излишних функций. У муниципальных работников появится время на решение  других важных городских проблем.

- Хабаровск был и остается географическим, экономическим, культурным и научным центром Дальнего Востока. Десятки, а может быть и сотни представителей научного сообщества готовы помочь депутатам в разработке планов социально-экономического развития города. Будет ли городская дума использовать громадный научный и экспертный потенциал в интересах горожан?

-  Безусловно. Без этого вообще нельзя даже представить нашу депутатскую работу. В качестве первого шага мы намерены создать научно-экспертный совет при городской думе.

Согласно городскому уставу, к исключительной компетенции думы отнесено утверждение планов социально-экономического развития нашего муниципального образования. И в этой связи мы должны иметь самостоятельный экспертный механизм для оценки проектов развития города, которые представляет администрация города.

Использование научного потенциала в работе городского представительного органа будет постоянно расширяться. Тем более, что в век информационных технологий делать это будет значительно легче и эффективнее.

- Очень важный аппаратный вопрос. По уставу города дума должна иметь статус юрлица, счет в банке, свой бюджет, управленческий аппарат и так далее, то есть быть самостоятельным юридическим лицом. Но, как известно, всю организационную и управленческую работу городской думы выполняет администрация города, хотя функции последней – выполнять разработанные и принятые депутатами нормативно-правовые документы. Рациональна ли такая конструкция организации работы городской думы?

- Наш городской парламент – явление уникальное не только в Хабаровском крае, но и в России. Как юридическое лицо мы существуем, но у нас нет ни одного штатного работника. Отцами-основателями управления городом в 90-х годах прошлого века была создана система, при которой городской парламент де-факто находится на содержании администрации города (?!).

А ведь нормотворческая деятельность абсолютно различна с исполнительно-распорядительными видами работы. Нам нужны свои юристы-нормотворцы, эксперты и ученые-исследователи в самых различных отраслях городского хозяйства с тем, что депутаты и жители города могли оценивать полезность и эффективность работы муниципальных чиновников.  

И  венцом такого управленческого «шедевра»  является то, что если у меня или любого городского депутата возникает необходимость написания какого-либо служебного или критического письма в адрес администрации города, то нам нужно обращаться опять-таки к ее чиновникам, чтобы они написали (читай: сами себе) тот или иной документ.

По сути, наш аппарат «спрятали» внутри мэрии. И теперь, когда юридическая абсурдность такой организации деятельности городской думы понятна всему городу, будем восстанавливать нормальную систему работы.

Перевернутая управленческая пирамида должна быть восстановлена, точнее, поставлена в нормальное положение, на твердое основание.

- Отдельный вопрос – взаимоотношения с городской администрацией. В уставных полномочиях думы есть пункт об утверждении структуры городской администрации. Оптимальны ли сегодня структура аппарата и его численность?

-  «Штатный» вопрос в свое время был утвержден в уставе города, и мы должны придерживаться существующих полномочий.

Хотя в странах демократии, к примеру, он решается намного проще и прозаичнее. Депутаты местных общин утверждают только сумму финансовых средств на содержание исполнительно-распорядительного органа управления, а его руководитель по своему усмотрению набирает на эти деньги штат сотрудников для решения вопросов местного значения.

Многие функции муниципалитетов сегодня переходят многофункциональным центрам, соответственно, должны меняться структура аппарата, а также численность муниципальных работников. И использование современных компьютерных технологий также может нивелировать количество занятых специалистов.

   Мы далеки от оптимальной структуры. Последние исследования этого вопроса проводились в администрации города, насколько я знаю, два десятка лет тому назад. За этот период произошло много изменений как в функциях самого аппарата, так и в обязанностях и ответственности работников. Время диктует нам необходимость пересмотреть подходы к организационным аспектам управленческой деятельности.

 Муниципальные служащие не должны быть статистами по подсчету услуг, а, наоборот, стать организаторами всего нового и передового, что делается в стране и мире по их направлениям. Пусть их будет меньше, но это будут лучшие, инициативные и, главное, ответственные работники, у которых реализация интересов, запросов и потребностей людей будет главным критерием всей выполняемой работы. Именно для этого и должны работать городские чиновники вкупе с депутатами нашего города. И никакой иной цели у нас быть не может.

Новый состав городской думы начал свою работу, и мы надеемся, что вновь избранные депутаты смогут внести достойный вклад в улучшение жизни жителей нашего родного Хабаровска.

 

Беседовал Евгений ЧАДАЕВ.

«Приамурские ведомости», №45