Первые итоги Международного арктического форума

9 и 10 апреля 2019 года Санкт-Петербург принимал у себя гостей и участников Международного арктического форума «Арктика – территория диалога». Российская Федерация проводит этот крупный международный форум уже в пятый раз. После двух дней работы форума, в котором приняли участие представители 52 государств, можно подвести его первые итоги. По предварительным данным, за эти два дня в Санкт-Петербурге было заключено 30 соглашений на общую сумму порядка 70 миллиардов рублей.

Арктический форум в цифрах

Финансовые итоги работы форума «Арктика – территории диалога» озвучил журналистам российских изданий Юрий Трутнев, занимающий пост полномочного представителя президента России на Дальнем Востоке. По словам высокопоставленного чиновника, в Санкт-Петербурге удалось подписать три десятка соглашений на общую сумму 69,8 миллиарда рублей (примерно 1,08 миллиарда долларов по текущему курсу). По словам Трутнева, озвученная сумма касается лишь тех соглашений, в которых сумма заключенной сделки не представляла собой коммерческую тайну. Также полпред президента в ДФО отметил, что по итогам работы Международного арктического форума в Санкт-Петербурге планируется заключение еще двух десятков различных соглашений.

В настоящее время этот форум представляет собой главную площадку, которая предназначена для обсуждения перспектив развития Арктического региона планеты и решения его проблем. О важности прошедшего в Санкт-Петербурге мероприятия свидетельствует и количество иностранных участников, количество стран участниц по сравнению с предыдущим форумом увеличилось в 1,5 раза с 31 до 52. При этом в работе завершившегося в среду, 10 апреля, форума приняло участие более 3,6 тысяч представителей отечественного и международного бизнес-сообщества, членов правительств и органов управления различных государств, это также в 1,5 раза больше, чем количество участников IV Международного арктического форума, который проходил в марте 2017 года в Архангельске.

Стоит отметить, что и сама Арктика, которая долгие годы была недооцененным регионом, становится все более привлекательной. Сегодня Арктика – это не просто примерно 27 миллионов квадратных километров площади земной поверхности, но и порядка 22 процентов всех неразведанных запасов углеводородов в мире. Суровый климат и сложные условия для жизни не являются препятствием для местной экосистемы, которая, безусловно, является уникальной и сохранила до наших дней порядка 20 тысяч различных видов растений, животных, грибов и простейших микроорганизмов. Сегодня Арктика – это не просто кладовая запасов полезных ископаемых, но и крупная уникальная экосистема, не случайно вопросам экологической безопасности региона уделяется особое внимание на всех форумах, посвященных Арктике, не стал исключением и петербургский форум.

Вопрос о шельфе

Одним из самых важных событий форума является признание международным сообществом принадлежности части арктических территорий к продолжению российского континентального шельфа. По словам известного российского ученого-полярника Артура Чилингарова, это очень значимое для всей страны событие. Пока что решение носит промежуточный характер, но все, кто занимаются Арктикой в России, ждут его воплощения в жизнь в самое ближайшее время. Напомним, что еще 3 апреля 2019 года подкомиссия ООН, признала геологическую принадлежность части арктических территорий к продолжению континентального шельфа России, окончательное решение по этому вопросу будет принято в рамках 49-й сессий подкомиссии ООН. Расширение границ континентального шельфа в Арктике активно обсуждается Россией с 2015 года, пока все идет к тому, что площадь российского шельфа удастся увеличить на 1,2 миллиона квадратных километров. Это несомненный успех нашей страны, который во многом связан с активной и многолетней работой российских ученых и специалистов по Арктике, а также представителей гидрометслужбы, Министерства природных ресурсов и экологи и иных российских структур, работавших над данным вопросом.

Экология в Арктике

Все участники форума выразили озабоченность глобальным потеплением, которое особенно ярко проявляется именно в Арктике, где температура воздуха растет в 2-4 раза быстрее, чем в среднем на планете. Но потепление климата и таяние льдов не единственная проблема для северных территорий. Не менее важной и уже давно назревшей проблемой для Арктики является уборка накопившегося здесь мусора и отходов. В этом вопросе в последние годы Россия добилась заметных успехов. Систематическая работа по очистке арктической зоны ведется в России, начиная с 2012 года. С тех пор удалось вывезти и утилизировать более 80 тысяч тонн различных отходов, которые были накоплены в Арктике за десятилетия предыдущей промышленно-хозяйственной деятельности в регионе, начиная еще со времен СССР. Как рассказал участникам форума президент России Владимир Путин, в ближайшие несколько лет в рамках работы специально разработанного федерального проекта «Чистая среда» в Арктике планируется полностью ликвидировать 6 крупных объектов накопленного экологического вреда, расположенных на территории Мурманской и Архангельской областей, а также в Карелии, Якутии и на территории Ненецкого автономного округа. Помимо этого в планах России значится очистка акватории Кольского залива, здесь планируется очистить более 200 квадратных километров морской поверхности.

Инфраструктурные проекты и атомный ледокольный флот

По словам президента России, в ближайшее время в стране будет подготовлена и принята новая программа развития Арктики до 2035 года. Данная стратегия объединит в себе различные государственные программы и национальные проекты, инвестиционные планы разных инфраструктурных компаний, а также программы развития российских городов и регионов, расположенных в арктической зоне. Развитие российской Арктики активно ведется уже сейчас, на долю данного региона приходится порядка 10 процентов всех инвестиций в нашей стране.

Во многом реализация масштабных арктических проектов предполагает развитие в регионе транспортной инфраструктуры и повышение его транспортной доступности. Среди ключевых инфраструктурных проектов, которые обсуждались в рамках Международного арктического форума в Санкт-Петербурге, была и постройка Северного широтного хода. Это один из ключевых для региона инфраструктурных проектов, речь идет о современной железнодорожной магистрали, которая должна способствовать эффективному освоению природных богатств, расположенных на территории Ямала и Полярного Урала, а в будущем – и северной части Красноярского края.

Еще более важным и значимым в транспортном плане является развитие Северного морского пути (СМП), который планируется использовать круглогодично, обеспечивая бесперебойное прохождение судов. Для транспортной инфраструктуры российской Арктики СМП – это, безусловно, ключевой проект, который работает уже в наши дни. По словам вице-премьера российского правительства Максима Акимова, объем перевозок по Северному морскому пути уже сейчас уверенно вышел на отметку 20 миллион тонн грузов в год. В перспективе развитие различных видов транспорта, которое заложено в комплексный план по расширению и модернизации магистральной инфраструктуры до 2024 года, поможет довести данный показатель до уровня в 80 миллионов тонн различных грузов в год. По словам вице-премьера, обозначенная цифра достижима и является вполне реальной целью. В перспективе Северный морской путь должен стать частью глобального транспортного коридора из Азии в Европу, для этого необходимо добиваться его привлекательности для грузоотправителей как по качеству маршрута, так и по цене перевозок.

Развитие СМП имеет огромное значение для общего социально-экономического развития российских арктических территорий. Для того чтобы вывести данный транспортный коридор на полную мощность России необходимо будет приложить значительные усилия для развития береговой и коммуникационной инфраструктуры в регионе. Речь идет о развитии портовых мощностей северных российских городов, совершенствовании и развертывании дополнительных средств метеорологического наблюдения и навигации, обеспечение безопасности коммерческого плавания в данном районе Мирового океана. Расположенные в Арктике российские порты планируется модернизировать, обеспечив, в том числе, возможность перевозки из них грузов по пути «река-море».

В рамках развития СМП российский атомный флот должен пополниться новыми судами. Как отмечают в Росатоме, к 2030 году в стране будет сформирована флотилия из атомных ледоколов, которые обеспечат проводку судов по Северному морскому пути в круглогодичном режиме. Новый ледокольный флот России будет состоять из пяти универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (мощностью 60 МВт), ледокола «50 лет Победы» (60 МВт) и одного ледокола «Лидер» (мощностью 120 МВт). Планируется, что к 2035 году российский арктический флот будет насчитывать не менее 13 тяжелых ледоколов, в том числе не менее 9 атомных. Госкорпорация Росатом, которая еще в конце прошлого года получила статус единого инфраструктурного оператора Северного морского пути, рассчитывает к 2024 году нарастить объем грузоперевозок по СМП не до 80 миллионов тонн, как прогнозируют в правительстве, а до 92,6 миллиона тонн.

Атомная энергетика в Арктике

Отдельной темой, которая затрагивалась на форуме в Санкт-Петербурге, была атомная энергетика и ее развитие, в том числе, в арктическом регионе. По словам Владимира Путина, в настоящее время в России только 16 процентов всей электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях, в перспективе этот показатель необходимо довести хотя бы до 25 процентов. В контексте Арктики, развитие атомной энергетики имеет и важное экологическое значение, так как основная проблема с изменением климата связана с выбросами в атмосферу углекислого газа. В свою очередь, атомная энергетика играет очень важную роль в снижении выбросов в атмосферу Земли углекислого газа и метана.

Здесь важно понимать и то, что сегодня, по данным Росатома, 60 процентов территории Российской Федерации – это зона децентрализованного энергоснабжения. В силу экономических и географических причин во многих российских регионах нельзя строить крупные электростанции. При этом доставка электроэнергии в такие регионы представляется затруднительной и затратной для бюджета страны. При этом теплоснабжение подобных регионов очень часто обеспечивается существенно менее экологичными и гораздо более дорогими способами, чем использование мирного атома. Еще одной важной проблемой подобных регионов России является износ и необходимость вывода из эксплуатации многих ТЭС.

Специально для использования в Арктике Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» работает над созданием АЭС малой мощности, сообщается, что процесс разработки такой станции займет от 5 до 7 лет. Планируется, что для такой атомной электростанции будет развернуто конвейерное производство энергоблоков и их полная заводская готовность на стадии запуска. Электрическая мощность мини-АЭС составит 1 МВт, а тепловая мощность будет ограничена показателем до 5 МВт. Непосредственно в рамках работы Арктического форума демонстрировался макет АЭС малой мощности под названием «Елена-М».

Еще одним уже практически завершенным проектом, который будет развернут в Арктике уже в 2019 году, является уникальная российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), которую называют источником энергии нового поколения. Главным элементом такой станции является плавучий энергоблок (ПЭБ). Российская плавучая атомная теплоэлектростанция проекта 20870 получила название «Академик Ломоносов». Данное несамоходное судно с размещенным на борту энергетическим оборудованием будет доставлено морем к месту установки – в город Певек на территории Чукотки. На ПАТЭС имеется два реактора общей мощностью 70 МВт. Они смогут вырабатывать достаточное количество электроэнергии и горячей воды, чтобы обеспечить данными ресурсами население города численностью до 100 тысяч жителей. Основное назначение подобных станций – это обеспечение электроэнергией и теплом удаленных портов, различных добывающих предприятий и буровых платформ и установок.

По словам Виталия Трутнева, который возглавляет Дирекцию по сооружению и эксплуатации ПАТЭС «Росэнергоатома», в нашей стране впервые появилась возможность транспортировки источника экологической энергии. Такой вариант особенно актуален для районов Крайнего Севера нашей страны, где просто отсутствует возможность подвоза достаточных запасов традиционных видов топлива и их использования без нанесения ущерба уникальной экологической системе региона. Новая российская плавучая атомная электростанция должна заменить наземную станцию, расположенную на территории Чукотского автономного округа. При этом ПАТЭС проекта 20870 может стать уникальным экспортным товаром, уже сейчас Россия ведет переговоры с 15 государствами (среди которых Китай и Индонезия) о возможности поставки подобных плавучих АЭС.

 

Автор: Юферев Сергей

 

На фото:

1. Арктический форум

2. Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»

3. Атомный ледокол

4. Проход судов по Северному морскому пути

5. ПАТЭС «Академик Ломоносов»

 

https://topwar.ru/analytics/