Советский общепит
Создать мощную систему - именно систему - массового питания удалось, пожалуй, только двум государствам: США и СССР. У истоков капиталистического варианта стояли Джеймс Уитмен Мак-Ламор, «изобретатель» гамбургера в его американском варианте, и основатель империи «Макдоналдс» Рональд Макдоналд. В Советском Союзе общепит возник для достижения целей, намеченных еще Марксом и Энгельсом: «Производительность сил напрямую зависит от полноценности сил и уровня здоровья рабочего. Поэтому первым условием обеспечения высокой производительности труда должно стать хорошее питание».
Сразу после революции общественное питание мыслилось как сеть заведений, где можно быстро и качественно поесть в любое время. Это полагали теоретики, сняло бы с рабочих заботы о питании, мешающие работать в полную силу, не говоря уже о том, что женщины, освобожденные от необходимости готовить еду в семье, смогли бы полностью отдаться построению социализма. Как сказано во вступлении к учебнику для кулинарных техникумов, изданному в начале 1930-х годов, «перед современной кулинарией поставлены задачи не услащать единичный вкус извращенной буржуазии и не делать ставки на французскую кухню с ее непонятной терминологией, а дать массовый, здоровый, сытный и вкусный обед новому потребителю, своему товарищу по работе - рабочему, который идет в столовую не лакомиться, а здорово, вкусно и сытно пообедать — получить новые калории». Сейчас это и умиляет, и ужасает. Ведь до революции миллионы людей -
Но не советский общепит разрушил прежний уклад жизни. Он, наоборот, помог людям выжить на обломках. Кроме того, познакомил с новыми продуктами. Получили общенародное признание рис, манка, овсяные хлопья. Даже картошка завоевала всю территорию Россию только благодаря решительным действиям советской власти. В широкую продажу стали поступать натуральные минеральные воды — боржоми, нарзан, ессентуки. Народным стало и мороженое, в царской России считавшееся аристократическим и редким лакомством. Все лучшее – детям
Общепит давал возможность контролировать процесс питания полностью: что едят дети в яслях, детских садах, школах и далее вплоть до взрослых, занятых на тяжелых и вредных производствах. Школьные годы чудесные В современном мире, особенно в индустриально развитых странах, огромное число детей страдают избыточным весом. Так, например, в Германии лишние килограммы зафиксированы у 16% школьников, 7% из них страдают клиническим ожирением. В Англии таких детей уже 20%. А в США - 25%. И эти показатели неуклонно растут.
Ясно, что детское ожирение в основном вызвано неправильным питанием. И дело не в количестве еды, а в ее качестве. В большинстве школ отсутствуют столовые. Их замещают буфеты, где продаются гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки и прочие продукты, богатые жирами и углеводами и бедные витаминами и микроэлементами. Неудивительно, что здоровое полноценное питание для детей стало горячей темой во многих странах мира. Так, например, во всех школах Нью-Йорка запрещена продажа сладкой газированной воды и сладостей. Вместо этого школьникам предложено покупать бутылки с простой водой, натуральные соки и «диетические» чипсы с пониженным содержанием соли и жира. В начальных школах Брюсселя в целях борьбы с избыточным весом было запрещено продавать чипсы, шоколадки и сладкие напитки. Похожие законопроекты обсуждаются в Латвии, России, Франции, Германии. В советской школе посещение столовой было столь же обязательным, как и выполнение домашних заданий. «Освобождение» от школьного питания давалось в исключительных случаях и после медицинского заключения. Ребенок должен был съесть завтрак или обед (в зависимости от того, в какую смену он учится). При этом питание обязательно было горячим. Булочки и натуральные соки разрешались только в старших классах. Завтрак и обед должны были «обеспечивать 25% и 35% суточной потребности в еде соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм». Кроме того, было регламентировано, что «школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.)». И еще один очень важный пункт организации школьного питания: «Каждая школа имеет собственные помещения для приготовления и приема пищи». Никаких полуфабрикатов. При этом львиную долю расходов, связанных с организацией школьного питания, брало на себя государство. Кто работает, тот ест
Но, конечно, главной задачей социалистического общепита было накормить рабочего.
В штат фабрик-кухонь, помимо поваров, были включены врачи-эпидемиологи, токсикологи, работники пищевого санконтроля, врачи-диетологи. В микробиологических, эпидемиологических, химических и биохимических лабораториях устанавливались и контролировались калорийность, содержание витаминов и другие показатели готовой пищи с учетом требований отдельных профессий (химиков, сталеваров, шахтеров).
Первая в СССР фабрика-кухня была открыта в Иваново-Вознесенске в 1924 году.
Чем же кормили такую массу едоков? Вот как описывает журналист свое посещение первой московской фабрики-кухни: Советский общепит развивался стремительно и бурно. Подъем продолжался вплоть до начала 40-х годов. После войны восстановить кулинарную привлекательность общепита в целом не удалось. Качество питания стало зависеть не от системы, а от мастерства и доброй воли конкретного повара. Советский общепит становился все хуже. Пока вовсе не прекратил свое существование.
Материалы из Интернета |