|
Синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивности.
В 2015 году я начинал тренерскую деятельность. Набрал сначала детскую группу. В тот момент не знал про СДВГ. Потом уже начал замечать необычное поведение детей и интересоваться почему они так себя ведут. В институте нас не учили тренировать таких детей.
Приходили очень активные, но непослушные, неуправляемые, очень капризные, вспыльчивые и даже агрессивные дети. Родители просили сделать с ними что-нибудь. В глазах родителей видна была беспомощность, усталость какая-то. Надежда, что тренер угомонит их ребенка.
Приходили ко мне дети, от которых отказывались другие тренеры.
Всегда таких детей притягивало что-то в мои группы, я думал, что только мне так не везёт. Оказывается, все тренеры сталкиваются с этим.
Из-за незнания действительности и причин сначала у меня сложилось впечатление, что они не воспитанные. Конечно, винил в этом их родителей.
Но потом из года в год стал замечать, что у этих детей особенных есть сходство в поведении, манерах разговора, активности, движениях, и т.д. И родители нормальные.
Из года в год с приходом нового сдвгешника все повторялось. Как под копирку. На группу примерно 1-2 таких ребёнка тренировались у меня.
Как правило, они долго у меня не задерживались. Причина понятна.
Родители хотят социализировать ребенка, отдают в группы с большим скоплением детей, в командные виды спорта. А это как раз и есть причина такого поведения детей с СДВГ.
Т.е.: постоянные конфликты в коллективе, обиды, истерики, неуверенность, иногда замкнутость, агрессия, драки и неумение контролировать себя. За тренировку смена настроений постоянная. Другие дети, смотря на это, пугались, и с таким ребенком дружить не хотели. В физическом плане у них нарушена координация, не успевают выполнить задание как все, ошибаются, начинают психовать, обижаться, кричать. Из-за одного человека могла сорваться вся тренировка.
Доходило до того, что жаловались родители других детей на то, что их обидел мальчик. Но они-то не знают причины.
Ребенок с СДВГ все это видит и чувствует свою особенность, отношение к нему в коллективе, не получается выполнять задания тренера наравне со всеми и отсюда такое поведение, он испытывает стресс. Причем на каждой тренировке и несколько раз за тренировку. Такого ребенка ругать нельзя и бесполезно. Это его особенность.
Для особенных детей нужен особенный подход, терпение, время, спокойствие.
Их ни в коем случае нельзя отдавать в большие группы. Родителям это важно знать!
Год назад я открыл экспериментальную мини группу для детей с СДВГ. Конечно они попытались сначала позаниматься в общей группе, родители очень просили. Но, ни к чему хорошему это не привело. Выше описывал, что всё повторилось.
В мини группе у меня было 3 мальчика. И у всех одни и те же проблемы. Друзей нет, в садике и в школе конфликты, обижают другие дети из-за их особенности и т.д.
Формат занятий пришлось перестроить. Больше общеразвивающих упражнений, особенно на развитие координации и постоянная смена заданий, потому что ребята быстро утомлялись, и им надоедало долго делать одно и то же. Приходилось делать всё с ними, обязательный показ и повтор, концентрация внимания. Увлекать и заинтересовывать постоянно, иначе потеряешь их внимание.
Много разговаривал, хвалил даже за самые незначительные успехи. Для них это важно. В конце обязательно подвижные игры, растяжка. Ребята хорошо уставали, но после тренировки оставались довольные и спокойные, самое главное.
Конфликты тоже были, могли вспыхнуть в любой момент по пустяку. Сглаживать конфликты и успокаивать намного проще было в этой группе.
Интересно было наблюдать за ними. Я заметил, что у них очень ярко развито воображение, такое нафантазируют. В голове у них столько всего, разных образов, жизнь кипит просто. Отсюда столько неуёмной энергии у них в течение дня. Они не могут справиться с этим потоком мыслей и начинают активно двигаться. Мне кажется, что им нужно заниматься не только спортом, но и творчеством.
Группа существовала почти год.
Пришлось закрыть. Один мальчик уехал в Москву.
Родителей второго ребенка не устроил формат моих тренировок, не хватило им терпения. Хотелось в общую группу. Но было ещё рано.
Третий мальчик повзрослел. Он был самый старший в группе. Он стал значительно спокойнее, чем год назад. Поэтому я его перевел в общую группу.
Я заметил, чем старше ребенок с СДВГ, тем он спокойней и уже может контролировать свои эмоции и активность
Совет родителям детей с СДВГ.
Не отдавайте своих детей в командные виды спорта и в группы с большим количеством детей. Идеально подойдут мини группы или индивидуальные занятия с тренером. Самый лучший вид спорта - плавание. Идёт борьба с водой один на один и никто не мешает.
Казакевич В.В.
МАУ Центр работы с населением "Единство"
г. Хабаровск
|