Анализ проблем подготовки специалистов экономической безопасности

Синтез предложений по повышению уровня подготовки специалистов экономической безопасности

При написании статьи автор попытался избежать общетеоретических рассуждений, уделив основное внимание практически полезной информации и фактографическому материалу из многолетнего опыта работы в области экономической безопасности

1. Оценка проблем университетской подготовки специалистов

Базовая учебная программа не способна сформировать у студентов ДВФУ профессиональные компетенции, отвечающие требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 38.05.01. «Экономическая безопасность»

Такое грустный вывод сделан в процессе активного участия в производственных и преддипломных практиках (2017-2019) а также ходе председательства в государственных аттестационных комиссиях ДВФУ в 2019-2020 годах.

По мнению автора, основными факторами, сдерживающими повышение уровня университетской подготовки специалистов экономической безопасности, являются:

1. Учебная программа формируется на основе экономических дисциплин, а юридические дисциплины практически не преподаются. Отсутствие междисциплинарного содружества Школы экономики с Юридической школой создает серьезные пробелы в подготовленности выпускников к практической работе специалиста экономической безопасности. Вариативная часть учебного процесса, способная восполнить этот пробел, не разрабатывается, практикующие специалисты не привлекаются, междисциплинарные научно-образовательные центры и лаборатории не создаются. Именно поэтому, большинство курсовых и дипломных работ освещая лишь экономические характеристики компаний, предприятий и ведомств, лишены каких-либо исследований, обзоров, обобщений в практической сфере экономической безопасности.   Качественные и количественные критерии внешних и внутренних угроз, индикаторы порогового (критического) состояния объектов исследуются поверхностно или не исследуются совсем. Оценивая экономическое состояние хозяйствующих субъектов, выпускники ошибочно считают их показателями экономической безопасности, на основании чего формулируют неверные заключения и рекомендации. В этой связи, ВКР практической ценности не имеют, полезных рекомендаций не содержат, интереса потенциальных работодателей не вызывают.

И статистика безжалостно подтверждает это заключение: количество ВКР, курсовых или научных работ, рекомендованных к опубликованию, внедрению или частично внедренных равно нулю.

2. Отсутствуют разработки системной интеграции университетской подготовки специалистов экономической безопасности с потребностями бизнес-среды.

Механизма делового сотрудничества ДВФУ с предпринимательским сообществом Приморского края ограничен парадными презентациями, главная цель которых - красивые публикации с цветными фото и отчеты о проделанной работе.

3. Руководители организаций и предприятий не знают требований ФГОС ВО 38.05.01 и не могут всесторонне оценить преимущества эффективного применения знаний дипломированного специалиста экономической безопасности для решения проблемных вопросов своей организации.  

4. Производственная и преддипломная практика на предприятиях редко организуется в подразделениях экономической безопасности. Как правило, студенты привлекаются для выполнения локальных работ, не связанных с безопасностью, а сами практиканты не рассматриваются в качестве будущих сотрудников.

5. Отсутствие гарантированных вариантов трудоустройства снижает мотивацию студентов к освоению профессии специалиста экономической безопасности.

6. Число выпускников - будущих специалистов экономической безопасности не соотносится с потребностями рынка труда. Рынок услуг в области экономической безопасности фактически не структурирован, а рынок труда не изучен, как в текущем году, так и в среднесрочной перспективе.

 

2. Особенности профессиональной переподготовки

Исследуя проблематику профессиональной переподготовки, автор изучил все публично доступные программы в этой области. Рынок предложений очень обширный и разнообразный – очные и заочные, традиционные, инновационные, дистанционные, семинары, факультативы, курсы и пр. Диапазон цен – от подозрительно привлекательных до запредельных. Тематика – от двух-трех лекций до полного учебного цикла продолжительностью более 500 академических часов. Из этого следует, что с предложениями проблем нет. Остается правильно выбрать из этого множества учебную программу, интересную по формам обучения, оптимальную по цене и отвечающую практическим интересам слушателя.

Для этого рассмотрим категории потенциальных слушателей:

*** студенты ВУЗов, в которых ЭБ преподается без юридических дисциплин;

***   офицеры, уходящие в запас, имеющие право на бесплатное обучение;

***   руководители предприятия;

***   руководители подразделений и специалисты СЭБ;

***   менеджеры по подбору персонала;

***   юристы и юрисконсульты компании;

***   сотрудники подразделения внутреннего контроля;

***   аудиторы компании;

***   менеджеры по HR.

Очевидно, что каждый из перечисленных потенциальных слушателей преследует свою цель.

Студенту интересно восполнить пробел в университетской подготовке, что повышает перспективу его трудоустройства по специальности.

Увольняемый в запас офицер предполагает стать сотрудником службы экономической безопасности в государственной или коммерческой структуре.

Руководитель предприятия получает возможность грамотно ставить задачи по совершенствованию механизма экономической безопасности, минимизации ущерба от внешней и внутренней агрессии и эффективно контролировать результативность ответственных за это лиц.

Ожидаемая мотивация персонала – от руководителя СЭБ до менеджера по HR – карьерный рост.

К сожалению, учебные программы, предлагаемые со всех сторон необъятной России, не обладают универсальностью и не учитывают различную мотивацию слушателей. Студенту кроме знаний необходимо документальное подтверждение – где и в каком объеме он эти знания получил. А руководителю диплом не обязателен. Он и без диплома начальник.

 

3. Служба экономической безопасности – щит и меч в агрессивной среде российского предпринимательства

Едва ли кто-то оспорит факт, что деятельность хозяйствующих субъектов ведется в агрессивной среде. Рассмотрим и оценим реестр криминальных проявлений в реальной экономике 2020:

Криминальное банкротство:

Необходимо отметить, что законодательство рассматривает банкротство как оздоровительную процедуру восстановления платежеспособности банкрота. И только при невозможности финансового оздоровления предприятия принимается решение о его ликвидации путем продажи активов.

Однако реальная статистика показывает, что оздоровительные процедуры (внешнее управление и финансовое оздоровление) составляют ничтожно малый процент по сравнению с убийствами компаний в процессе конкурсного производства. Из этого следует, что легальный институт банкротства поглощен криминальным.

 Категорируем участников криминальных банкротств:

***собственник предприятия, желающий незаконно уклониться от уплаты долгов путем преднамеренного или фиктивного банкротства;

        *** кредитор в сговоре с конкурсным управляющим, желающий приобрести   активы Должника, пренебрегая интересами других кредиторов;

      *** Конкурсный управляющий, желающий за бесценок продать с торгов близким людям имущество должника и стать собственником чужого бизнеса.

Очевидно, что тектонические разломы российской экономики повлекут за собой «банкротное цунами», сметающее малый и средний бизнес.

По прогнозам социологов и экономистов волна накроет все секторы экономики. Те, кто в прибрежной полосе первыми почувствуют горечь банкротства. Их неплатежеспособность, перешедшая в несостоятельность, создаст предбанкротную озабоченность поставщикам, подрядчикам и иным контрагентам. И так по всей цепочке – для одних ты Кредитор, для других – Должник. Эффект домино.

Лавина судебных исков и листопад заявлений в правоохранительные органы, которые и до цунами охраняли в основном свой покой.

Вот здесь наступает Золотой Век юриспрудентов – потрошителей карманов и кошельков. При этом, гарантий успешного решения проблемы заказчика они не дают. Так не лучше ли вложить деньги в обучение своего специалиста?

Рейдерство

Противоправное поглощение имущества, земельных комплексов и прав собственности, осуществляемое на основе несовершенства правовой базы с коррупционным использованием государственных, административных и силовых ресурсов.

Оценим перспективы борьбы с рейдерством, прежде всего, это ликвидация коррупции. Криминал не должен «крышеваться» силовыми структурами. Нужен независимый суд. Необходимо, чтобы понятие «свой судья» исчезло из оборота. Необходимо совершенствование законов, в которых все должно быть прописано и ясно, чтобы исключить двоякие трактовки. Нужна независимая и честная следственная структура. Должна быть подготовлена специальная группа следователей, которым необходимо изучить все тонкости рейдерских захватов. Необходимо методичное выстраивание системы защиты бизнеса, которая должна обрести правовую и социальную легитимность. Необходимо развитие современных демократических институтов власти: свободных, независимых средств массовой информации, самостоятельных ветвей власти.

Едва ли такая кардинальная реконструкция, больше похожая на революцию, возможна в долгосрочной перспективе. Поэтому не следует надеяться на национальные программы, проекты, концепции и иные миражи. Единственный путь в такой неравной борьбе – освоить и применить на практике механизм самообороны.

Корпоративные конфликты

Трудно определить число акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пострадавших от корпоративных конфликтов. Роскомстат об этом не ведает. Вместе с тем, анализ открытых источников свидетельствует о пике конфликтности деловой среды в 2019 г.

Снятие коронавирусных ограничений приведёт к масштабному переделу рынка и буму корпоративных конфликтов в конце 2020 года.

После восстановления деловой активности, восстановятся и сильные игроки рынка, желающие воспользоваться слабостью компаний, пострадавших от коронавируса. Это приведёт к резкому росту числа корпоративных драк. Может возникнуть много желающих воспользоваться сложностями игроков в наиболее пострадавших отраслях экономики, таких как девелопмент, строительство, офисная недвижимость, транспорт, туристический и ресторанный бизнес. Все это может спровоцировать резкий рост уровня корпоративных конфликтов.

Следует отметить сложность корпоративной конфликтологии, а значит и механизма самообороны, сочетающего «все оттенки серого» гражданского и уголовного права. Откажитесь от аутсорсинга – дорого и ненадежно. Обучитесь сами или оплатите обучение своего сотрудника.

Недобросовестная конкуренция

Тяжелые последствия для предпринимателей при нестабильности экономической политики государства, представляют угрозы, связанные с недобросовестной конкуренцией. Несмотря на то, что законодательство предусматривает лишь восемь форм недобросовестной конкуренции, в практической хозяйственной деятельности их гораздо больше. Уголовная ответственность за ограничение конкуренции предусмотрены статьей 178 УК РФ. Если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, ответственность за них регламентирована статьей 14.33 КоАП РФ.

Обзор судебной практики систематизирован по 6 категориям дел:

1. Практика применения антимонопольного законодательства при установлении фактов злоупотребления доминирующим положением.

2. Практика применения антимонопольного законодательства при установлении антиконкурентных соглашений.

3. Практика применения антимонопольного законодательства при установлении нарушений со стороны органов власти.

4. Практика применения антимонопольного законодательства при установлении акта недобросовестной конкуренции.

5. Практика применения антимонопольного законодательства при установлении нарушений Закона о торговле.

6. Подходы к определению единообразия применения антимонопольного законодательства при пересмотре решений и (или) предписаний антимонопольных органов.

И опять возникает проблема грамотного применения норм гражданского и уголовного права. Потерпевшая сторона, пытаясь защитить свои интересы пишет заявление в правоохранительные органы, которые квалифицируют материалы в качестве гражданских правоотношений и отсылают заявителя в арбитражный суд. И вот уже судебные жернова неторопливо истирают в порошок исковое заявление потерпевшего, а юристы-наемники сноровисто опустошают его карманы.

Очевидно, что профессионально подготовленный специалист экономической безопасности способен решить возникшую проблему в рамках должностного оклада.

Криминальные инвестиции

Механизм инвестиционной безопасности предусматривает разработку и применение системы защиты интересов всех участников инвестиционных проектов и программ. Классифицируем участников по категориям:

Инвесторы – индивидуальные, институциональные, стратегические и портфельные.

Заказчики - юридические или физические лица, осуществляющие финансирование проекта, контроль над реализацией и управление работами.

Исполнители работ (подрядчики, субподрядчики).

Пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Поставщики.

Страховые компании.

Один только реестр участников свидетельствует о сложности инвестиционной деятельности, а если рассматривать еще и иностранных участников, то сложность возрастает втройне – международные правовые нормы, российское законодательство, законодательство другого государства.

Упрощение инвестиционных проектов влечет за собой криминальные последствия. Проявиться они могут в различных вариантах и комбинациях: рейдерские захваты в инвестиционном камуфляже, присвоения крупных материальных активов и пр.

Безопасность проектов можно поручить сторонней организации, что увеличивает инвестиционные риски. Поэтому более предпочтительным вариантом будут вложения в обучение персонала компании выявлять, предотвращать внешние и внутренние угрозы на ранних стадиях проекта. Да и сам проект должен предусматривать разработку превентивных мер безопасности.

Криминальные проявления в строительной сфере

В строительной сфере сосредоточен особо крупный оборот денежных средств и материальных активов, что и определяет особо крупные размеры хищений, присвоений и растрат, мошеннических проявлений и других видов преступлений. Космодром Восточный – наглядное тому подтверждение.

Статистика резонансных уголовных дел, статус осужденных и подследственных (губернаторы, министры, мэры и помельче), миллиардные ущербы – наглядные доказательства величия России. Воруют, воруют, а до конца разворовать не могут. Несмотря на все старания.

Об успехах в борьбе со строительными аферистами электорат узнает из телевизионных передач, а неудачи освещает Интернет.

Рассмотрим возможности противодействия криминальным деяниям, которые посильны строительным компаниям среднего звена.

Силы и средства самообороны таких компаний сконцентрированы,

как правило, в собственных службах экономической безопасности. Им недоступны ресурсы Следственного комитета, МВД или ФСБ. Поэтому единственный путь – научиться побеждать малыми силами большими знаниями. Система профессиональной переподготовки способна вооружить сотрудника СЭБ необходимыми знаниями и помочь их практическому применению.

 

4. Презентация Программы профессиональной переподготовки

«Комплексное обеспечение экономической безопасности предпринимательской деятельности»

Программа специалистами Агентства экономической безопасности «Кронверс» в соответствии со следующими документами:

- Гражданский кодекс (ГК РФ)

- Уголовный кодекс (УК РФ)

- Уголовно-процессуальный кодекс

- ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2017 г. № 20

“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность;

- Приказ Министерства образования и науки от 01.07.2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

- Письмо Министерства образования и науки России от 07.05.2014г. №АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015г. №АК-2563/05 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

Содержание программы учитывает профессиональные стандарты и требования, необходимые для исполнения должностных обязанностей, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Обучение осуществляется по сетевой форме на основе договора, заключаемого Агентством с аккредитованным образовательным учреждением.

При реализации программы Агентство применяет форму обучения, основанную на модульном принципе и построении учебных планов с использованием дистанционных образовательных технологий.

В целом, все вышеперечисленное отвечает образовательным стандартам, в связи с чем является типовым. Поэтому предлагается рассмотреть индивидуальные особенности Программы:

1. Специфика Программы заключается в ее прагматической направленности с опорой на имеющийся у слушателей служебный опыт, формировании положительной мотивации к получению практически полезных знаний и навыков.

2. Учебный план, разработанный по принципу «от простого к сложному» и состоящий из четырех модулей:

Модуль 1 «Введение в дисциплину»

Модуль 2 «Организация системы экономической безопасности хозяйствующих субъектов»

Модуль 3 «Инструменты специалиста экономической безопасности»

Модуль 4 «Криминальные проявления в российской экономике»

3. С учетом короновирусных ограничений Программа реализуется на основе дистанционных образовательных технологий.

4. Программой предусмотрены активные формы обучения:

*** Самоподготовка по конспекту преподавателя;

*** Самостоятельная работа с открытыми источниками;

*** Беседа;

*** Диспут (обсуждение);

*** Семинар;

*** Веб-конференция;

*** Реферат;

*** Составление аналитической записки;

*** Разработка практических рекомендаций;

*** Разработка классификатора обзорных материалов;

*** Разработка глоссария;

*** Расследование криминального эпизода;

*** Прикладное исследование;

*** Научно-исследовательская работа

5. Программа может реализовываться частично в форме стажировки, которая проводится в целях изучения передового опыта, закрепления теоретических знаний, полученных при освоении учебных программ, приобретения практических навыков и умений для эффективного исполнения обязанностей специалиста экономической безопасности.

Содержание стажировки определяется Агентством с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки согласовываются с руководителем организации, где она проводится.

6. Предусмотрено участие слушателя в практической деятельности по защите интересов конкретных хозяйствующих субъектов – компаний и организаций.

7. Срок обучения: 262 академических часов без учета времени на самоподготовку по конспекту преподавателя и работу слушателя с открытыми источниками.

8. Занятия по графику проводятся по 20 часов в неделю, параллельно с двумя группами слушателей в дистанционной форме:

График первой группы:

Понедельник – с 18.00 до 20.00 (2 часа)

Среда - с 18.00 до 20.00 (2 часа)

Пятница - с 18.00 до 20.00 (2 часа)

Воскресенье - с 10.00 до 14.00 (4 часа)

Итого 10 часов.

График второй группы:

Вторник - с 18.00 до 20.00

Четверг - с 18.00 до 20.00

Суббота - с 10.00 до 14.00

Воскресенье - с 14.00 до 18.00

Итого 10 часов.

9. Текущий контроль качества подготовки слушателя к работе специалиста осуществляется в процессе диспутов, семинаров, веб-конференций, рефератов, составления аналитической записки, разработки практических рекомендаций, классификаторов, глоссария, расследований криминальных эпизодов, разработки прикладных исследований и научно-исследовательских работ.

10. Критериями оценки качества знаний являются активность слушателя, способность грамотно и аргументированно обосновать свои заключения, составить служебный документ, грамотно обобщить первичный материал и доказать жизнестойкость выдвинутых версий.

11. Освоение программы завершается аттестацией обучающихся в форме междисциплинарного итогового экзамена.

12. Результаты текущего и итогового контроля каждого слушателя фиксируются в электронном журнале успеваемости и выдаются слушателю вместе с дипломом как рекомендации Агентства заинтересованному работодателю.

13. Инновационным элементом Программы является авторская идея сформировать из числа перспективных слушателей, склонных к творческому применению полученных знаний рабочую группу, поддерживающую профессиональные контакты независимо от мест работы. Обмен опытом, поиск эффективных решений, консультативная взаимопомощь – своего рода закрытый профессиональный веб-форум, аудитория интернет-общения специалистов, которые постоянно нуждаются в комфортной среде единомышленников.

14. Продолжительность учебного цикла 6,5 месяцев.

15. Стоимость обучения 50 000 рублей (7 700 рублей/месяц).

 

С полным содержанием Программы можно ознакомиться по ссылке

https://drive.google.com/file/d/1XBninaA_9_efM794g4v3lG_xAdug6o5T/view?usp=sharing

(*щелкнуть по ссылке правой кнопкой мыши – открыть гиперссылку)

Ознакомиться с часто задаваемыми вопросами можно по ссылке https://drive.google.com/file/d/1r8XS5qDz473k7vlB2Yz63VFKJpZtkMJM/view?usp=sharing

(*щелкнуть по ссылке правой кнопкой мыши – открыть гиперссылку)

Если необходима дополнительная информация, напишите на электронную почту kronvers@yandex.ru

Использование, воспроизведение и распространение Программы как объекта интеллектуальной собственности без согласия правообладателя преследуется по закону.

 

Александр Супрун

руководитель Агентства экономической безопасности «Кронверс»