ПРОГРАММА социологического исследования формирования исторического сознания в «картине мира» современной молодёжи и возможностей ветеранов органов безопасности в плане развития этой картины

    Данное исследование проводится в русле Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. Одной из задач Программы является развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания. Эта задача в числе прочих содержит в себе такие подзадачи, как:

     формирование системы научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания граждан;

     совершенствование методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих уровень патриотического воспитания граждан в контексте задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

     развитие исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания

     Руководствуясь задачами, поставленными в Государственной программе, а также практическими потребностями Совета ветеранов УФСБ РФ по Самарской области, предполагается проведения исследовательских мероприятий по заявленной тематике. Работа ведётся силами ветеранов органов государственной безопасности СССР и РФ.

Проблемная ситуация

     В современной отечественной социологии существует точка зрения, согласно которой национальная идентичность молодых россиян формируется под существенным влиянием исторического знания.[4] История выступает инструментом гражданско-патриотического воспитания и, в более высоком смысле, формирования нации. Вместе с тем, в современном российском обществе сложилось противоречие, между потребностью современного российского общества и государства в воспитании у подрастающего поколения прочных  теоретически фундированных представлений и убеждений патриотического свойства по отношению к своей Родине, - с одной стороны. С другой, - с отсутствием эффективной государственной научно обоснованной политики в отношении развития у социализирующегося юного поколения россиян духовных и идейных качеств, в том числе патриотизма. Противоречие существует на фоне острого недостатка достоверных социологических  знаний о наличии патриотических представлений у современных подростков и молодёжи, уровне, структуре этих знаний и их особенностей. В результате на практике  формирование исторического сознания молодёжи происходит с существенными деформациями, поскольку молодёжь на каждом шагу сталкивается с недостатками исторического образования и исторического воспитания.

Объект исследования

Историческое сознание молодых людей, граждан Российской Федерации, в возрасте 14-18 лет как социальной группы, включенной в процесс общественного, прежде всего мировоззренческого, становления.

Предмет исследования

     Актуальное состояние  группового исторического сознания молодёжи как системы ментальных прототипов и стереотипов, своего рода «картины мира», интерпретирующей,  в том числе, значимые события истории и, в частности  истории органов безопасности, в процессе формирования социального поведения данного социального множества.

Цель исследования: выявление уровня и тенденций развития исторического сознания современного поколения молодёжи, образующих его исторических знаний, представлений и оценок, (становление исторической «картины мира»), а также возможного  влияние исторического сознания на формирование социального поведения.

Задачи исследования:

  1. Выявить у респондентов наличие или отсутствие интереса к истории;
  2. Определить глубину исторических знаний;
  3. Определить источники исторической информации, уровень доверия к ним;
  4. Выявит модальность восприятия истории в плане патриотизма, героев и антигероев, наиболее значимых (прецедентных) исторических событий;
  5. Получить представление о мировоззренческих и идеологических основах сознания респондентов;
  6. По результатам работы в целом сформулировать наиболее эффективные подходы и методики по воспитанию патриотических черт сознания молодёжи с участием ветеранов органов государственной безопасности.

Интерпретационная модель предмета исследования

      Представленное выше определение предмета исследования зиждется на понятии «картина мира». Указанное понятие разработано и предложено автором [2]  Поскольку собственно термин является довольно распространенным и используется в различных научных дискурсивных практиках, то его корректное применение в настоящем исследовании требует дополнительных пояснений и детализации.

      Понятие «картина мира» трактуется в данном случае как когнитивная система, имеющая элементами смысловые единицы или концепты, а в качестве системообразующих связей — связи присущие концептам, служащие для их объединения,. Система обладает эмерджентным свойством, состоящим в её способности служить субъекту инструментом целостного отражения окружающей его реальности.

     В современной социальной психологии представление о репрезентативных механизмах человека, как комплексе различного рода прототипов и стереотипов, получило довольно широкое распространение. Подобный подход у Сержа Московичи, например, реализован как категория фигуративных ядер, а у Пьера Бурдье — в виде так называемых габитусов. Есть определённые аналогии и в социологической науке. Так, по содержанию понятие «картины мира» отчасти совпадает с понятием диспозиции личности, разработанной известным отечественным социологом В.А. Ядовым [5] Он понимает диспозицию личности как - фиксированнуюв её социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготовленность действовать в определённых условиях определённым образом.

    По мнению В.А.Ядова, этим понятием объединяются разнообразные потребностно-мотивационные структуры субъекта, которые так или иначе регулируют его социальное поведение.

     Функциональным основанием и отправной точкой реализации принятой нами «картины мира» являются базовые национальные архетипы (как их понимал К.Г. Юнг), такие как, «свой-чужой», «добро-зло», «справедливо- несправедливо» и т. д. В конечном итоге именно они формируют основополагающие духовно-ценностные ориентации этно-лингво-культурного континуума, включающие национальную идентичность, патриотизм,  социальную и гражданскую ответственность.

     Рассматривая как сверхзадачу изучение процесса формирования «картины мира» у социализирующейся личности в конкретном обществе, в нашем случае в российском, попытаемся выяснить  место исторического знания в этом архиважном процессе. Полагаем, что базовым моментом его понимания, выступает ряд положений генетической эпистемологии Жана Пиаже. Как установил Пиаже, сложные абстрактные понятия, такие как политика, наука, право, история и т. д., осваиваются социализирующейся личностью молодого человека к возрасту 14-15 лет. Данный этап духовного становления обозначается Ж. Пиаже  как  стадия формальных операций. Главным результатом этой стадии является интеграция систем мышления, что позволяет субъекту отвлекаться от непосредственно воспринимаемой реальности, опираясь на системные и формальные основания. [3]

     Очевидно, что способность к сознательному оперированию историческими знаниями, их получением, оценкой, интерпретацией и использованием для анализа текущей общественно-политической ситуации в стране и в мире, будет формироваться у молодого человека примерно к этому возрасту.

     Становление способности к формальным операциям реализуется у субъекта через формирование и развитие целого ряда прочных ментальных структур. У разных авторов они обозначаются по-разному: стереотипы, сценарии, фреймы и т. д., Указанные ментальные структуры образуют устойчивый канон мышления, восприятия, а затем и социального поведения. Комплекс сложившихся ментальных образований и будет определять социальную ориентацию личности при формировании её общественного поведения: патриотическую, индивидуалистическую, религиозную или какую-либо иную.

      Осваивая в процессе социализации стадию формальных операций, субъект приобщается к общественному сознанию, существующему в этно-лингво-культурном континууме. В свою очередь, общественное сознание понимается нами как система духовных ориентиров, в которой осмысливаются и реализуются интересы, представления и социальные ценности различных социальных субъектов и общества в целом.

      Исходя из подобного определения,  историческое сознание будет выступать одной из сторон общественного сознания, скорее даже преломлением сферы истории через призму общественного сознания. Результатом преломления будет совокупность исторических знаний, представлений, концепций, традиций общества в целом и его социальных групп в отдельности, в частности, у  молодёжи. Историческое сознание  реализует репрезентацию у членов социальной группы своего прошлого и прошлого всего человечества. Оно  формирует отношение данной социально-демографической группы к деструктивным или прогрессивным идеям, сформулированным в ходе познания исторического процесса, и являющимися общепринятыми для данной социальной общности.

«Картина мира» современной российской молодёжи      

Анализ отечественной научной литературы позволяет говорить о том, что общественное сознание современной молодёжи и его важная составляющая — историческое сознание, изучены недостаточно. Наверное, для этого есть объективные причины, среди которых можно выделить отсутствие подтверждённого материально социального заказа со стороны государства на такого рода исследования, а также высокую динамику изменений в сознании юных граждан, вызванную социальными катаклизмами в постперестроечной России. Очевидно, что для эффективного государственного управления обществом необходим постоянный мониторинг общественного сознания, прежде всего, молодёжи, что далеко не в полной мере реализуется властными структурами России.

     В социологической литературе существует обоснованная точка зрения, согласно которой

история, будучи инструментом гражданско-патриотического воспитания и, в более высоком смысле формирования нации, вызывает у молодёжи не предвзятый интерес, блокируемый в настоящее время как качеством преподавания исторических дисциплин в образовательных учреждениях, так и разнонаправленностью конструируемых в СМИ и на уровне социальных институтов исторических нарративов. Поэтому формирование исторического сознания молодёжи происходит маргинальным образом, с существенными деформациями.

      Между тем, большинство молодых россиян испытывает чувство идентичности к российскому обществу, прежде всего, через осмысление и оценку отечественной истории.

Маргинализация исторического сознания молодёжи проявляется в том, что молодёжь рассматривает историю как имеющую лишь символическое значение, проявляет «потребительское» отношение к истории, исходя из критерия «модности», считает, что история не может влиять на  реальные современные социальные процессы.[4,1]

     Рассматривая эту точку зрения в терминах «картины мира», можно сделать заключение о том, что ментальные структуры картины, реализующие репрезентации исторических событий в модальности базовых архетипов, в силу объективных причин оказались в определённой мере нечёткими, маргинализованными. Недостатки исторического образования и противоречивые конструкции прецедентных исторических картин прошлого, представленных в неоправданно  многочисленных и противоречивых учебниках истории и в СМИ, привели к сформированным общественно вредным образом прототипам и стереотипам восприятия не только исторических картин, но и в целом социальной реальности .В результате способность молодого поколения адекватно оценивать явления общественной жизни оказалась недостаточной, а влияние истории на эту способность молодыми людьми не ощущается и даже отрицается, как было указано выше.[4]

     Существовавшая в Советском Союзе система идейно-патриотического воспитания молодёжи, социализирующей её в определённом направлении с образованием общественно полезной «картиной мира», оказалась демонтированной. К сожалению, на смену ей ничего конструктивного не пришло. В обществе возник запрос на поиск новых путей и возможностей для воспитания подрастающего поколения.

Ветераны органов государственной безопасности как носители и источник исторических знаний для молодёжи      

    Рассматривая ветеранов-чекистов как социальное множество, органически включенное в общественную и духовную жизнь  страны, обратим внимание на те характерные черты, которые оказывают существенное влияние на их социальный статус и коммуникативные практики.

    Прежде всего, к таким чертам относятся профессиональные знания и навыки, связанные со службой в органах безопасности, а также полученный в результате этого уникальный жизненный опыт. Следует отметить, что по условиям профессиональной пригодности, к сотрудникам спецслужб предъявляются довольно жесткие требования морального и  психологического плана, а также безусловную патриотическую ориентацию личности. Следствием реализации совокупности указанных факторов является своего рода профессиональная деформация, которая в обывательском дискурсе довольно точно выражена в высказывании о том, что бывших чекистов не бывает. Имеется ввиду, что доминирующими смыслами в сложившимся у обывателя образе чекистов выступают профессионализм, патриотизм, преданность своему делу. 

    Общественное сознание постперестроечной России воспринимает категорию чекистов, включая как действующих сотрудников, так и ветеранов, в качестве людей с твердыми государственными убеждениями, остановившими развал страны. Подтверждением этому служит ряд социологических исследований, согласно которым сотрудники органов госбезопасности представляются общественному сознанию наименее коррумпированной частью государственного аппарата. [1] Контент-анализ различного рода высказываний по этому поводу, в том числе в СМИ, сети «Интернет» дает основание говорить о том, что у широкой общественности утвердилось представление о том, что в политическом руководстве России существует влиятельная группа, которую принято называть «чекистами». К ней относят Президента и его соратников из числа бывших сотрудников КГБ.

     Один из наиболее популярных и даровитых современных литераторов, пишущих на русском языке - Виктор Пелевин, в 2016  году издал довольно объемистое произведение с весьма характерным названием: «Лампа Мафусаила или крайняя битва чекистов с масонами».

     Виктор Пелевин отнюдь не приверженец идеи реставрации Советской власти. Его тексты рассчитаны скорее на интеллектуалов и молодёжь, имеют некоторый хипстреский оттенок. Но народные умонастроения, надо сказать, он, как писатель, чувствует довольно точно, почти как приснопамятный В.С. Высоцкий со своими песнями. Поэтому вынесение им в название своего сочинения  проблемы противоборства чекистов и масонов, весьма характерно. Ведь масоны в русском общественном сознании исторически однозначно имеют негативную коннотацию. Следовательно чекисты рядом с ними — положительные герои, призванные спасти страну от сил зла.

     Показательные интуиции В.Пелевина относительно чекистов, да и многие другие произведения, дают основание сделать вывод о том, что в сознании широких слоев граждан Российской  Федерации сложилось устойчивое представление, связанное со словом «чекисты». Это представление содержит в себе такие качества его носителей, как патриотизм, ответственность за судьбы России, способность защитить страну от внутренней и внешней угрозы. Подобные представления имеют под собой серьёзные объективные основания.

     К закату Советской власти сотрудники органов и войск КГБ представляли собой значительную по численности, консолидированную по профессиональному признаку социальную прослойку хорошо образованных и имеющих высокий интеллектуальный потенциал граждан. В   подавляющем большинстве они являлись патриотами своей Родины, привыкшими в своей работе руководствоваться государственными интересами.      

     Можно сказать, что запас прочности, заложенный в систему отбора и подготовки сотрудников КГБ в советские времена, оказался достаточным для кадрового обеспечения руководства выхода из кризиса и дальнейшего развития  Российской Федерации. В тяжёлый час безвременья практически  только офицеры госбезопасности как социальная группа оказались в состоянии принять на себя ответственность за судьбы страны и спасти её от краха.

     В силу сложившихся ещё с советских времен традиций, сотрудники госбезопасности не позиционировались как медийные или публичные фигуры. Их мнения, настроения и высказывания, как правило, не выходили за пределы определённых довольно узких социальных групп. В условиях постсоветской России «прорабы перестройки» добились конституционно закреплённого отказа государства от конкретной идеологии. За этим с неизбежностью последовала волна не контролируемого властями засилия навязываемых Западом идей потребления, наживы любой ценой, индивидуализма и прочих подобного рода  «ценностей». В таких условиях сдержанность ветеранов в высказывании и отстаивании своей государственно ориентированной социальной позиции выглядит не вполне оправданной.

     К настоящему времени в Российской Федерации сложилась ситуация, когда, с одной стороны, - наличествует сильный общественный запрос на новые подходы, формы, методы патриотического воспитания молодёжи. С другой, - существует слой, группа  гражданского общества — ветераны государственной безопасности - обладающая возможностями и готовностью взять на себя функцию патриотического просвещения.

      Успешности указанной миссии ветеранов будет способствовать следующее обстоятельство. Из теории коммуникации известно, что чем большим авторитетом пользуется источник сведений, тем лучше будет восприниматься реципиентом транслируемый контент.

       Согласно современным социологическим опросам, молодёжь среди прочих человеческих качеств наиболее ценит ум (69%), целеустремлённость (49%), уверенность в себе (49%)  [4,133 ]. Как было указано выше, одной из социальных групп в современном российском обществе, наиболее полно обладающей этими качествами, являются сотрудники органов государственной безопасности, включая ветеранов.

       Цели и задачи данного исследования с применением предложенной интерпретационной модели предполагается реализовать в несколько этапов. На первом этапе предполагается осуществить пилотажный анкетный опрос  для определения уровня владения молодёжью самых общих сведений  в области истории спецслужб, интереса к данной тематике, наиболее приемлемых подходов к передаче знаний. Дальнейший план исследований будет уточнён при написании отчета о первом этапе работы.

Список использованной литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. URL\\http: static.governement.ru(дата обр. 04.05.2019 г.)

2. Милёхин А. Какова цена национальной безопасности? URL:http\\ Agentura.ru (датаобр. 17.03.2019)

3. Мироненко С.В. Репрезентация политики. Монография. -М.:Самотека:МИД «Осознание», 2010.

4. Пиаже Жан. Генетическая эпистемология. - СПб.: Питер, 2004.

5. Фролов Владимир Александрович Историческое сознание российской молодёжи:условия формирования и проявление в социальных практиках. Дисс. Канд.социолог. Наук. Ростов 2014 г.URL:http|\\Diss.seluk.ru(Дата обр.14.02.2019)  

6. Ядов Владимир Алексеевич. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -М.: Наука.1987. -с. 172

 

Мироненко С.В. – полковник КГБ СССР в отставке, кандидат исторических наук, доцент

г.Москва - г. Самара