О возрождении казачества

Рассуждает наш земляк, казак Уссурийского казачьего войска, писатель, автор книги «Казачьему роду нет переводу»

Казаки – сложившаяся общность людей, осознавших себя народом, в то же время они являются неотъемлемой частью русского и других народов, имеющих свою культуру, многовековые традиции, самобытность уклада своей жизни.  

Сменилось три поколения

Перед революцией в России было 11 казачьих войск, 11 жемчужин в короне Российской Империи – Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, были еще якутские, красноярские казаки, численностью более 4 миллионов. 

С той далекой поры прошло 100 лет, сменились поколения, а казачество, по сути создавшее Россию в ее нынешних границах, увеличившее территорию страны в 413 раз, незаслуженно забыто, столетняя пропасть между казачеством прошлого и настоящего мешает полноценному возрождению, порождая различные толкования, каким должен быть современный казак. Одни, например, считают, что это вольница, вспоминая, видимо, Запорожскую Сечь; другие – служба государству российскому, что указано в реестре; третьи думают, что если он казак потомственный, родовой, то ему достаточно надеть на себя форму с лампасами – и на этом все, он уже состоялся как казак, и никаких вопросов.                                        

В основном от разного понимания, как именно возрождать казачество сейчас, когда минуло 100 лет и сменилось три поколения, и происходят многие наши недопонимания, расколы и разные взгляды на одни и те же вещи.                                       

Если в прежние времена казачата просто росли в этой среде, с малых лет впитывая казачью культуру, традиции, устои, веру нашу православную, находясь под постоянным вниманием стариков и станичников, то они просто не представляли себе другого образа жизни, вырастая людьми совершенно особого склада, воинами, равных которым не было.                                       

Из истории мы знаем, что наши прадеды-казаки первым делом ставили на новом месте храмы, часовни, прося помощи Божией и в бою, и в освоении новых земель. Известен случай, когда первопроходцы два года везли с собой на восток разобранную на старом месте часовню, а отряд Никифора Черниговского при походе на Амур, в Албазин, силой увез с собою монаха Гермогена с церковным имуществом, в том числе и с известной святыней Абазинской иконой Божией Матери, прославившейся многими чудесами.                                    

Им, нашим славным прадедам, даже в голову не приходило, что казаку можно жить без Бога, без веры. А мы, их потомки, считаем себя, конечно, умнее, цивилизованнее, думаем, что можно обойтись и без этого, мол, достаточно того, что Бог как бы в душе у меня, а оттого и в церковь ходить не обязательно, потому как дела и некогда.                                 

О вере

А между тем в казачьей присяге, которую мы принимаем, говорится о православной вере, да и целуем мы Святое Евангелие и Крест Животворящий, в клятве быть верными этому всю свою жизнь. На деле довольно часто вера наша дальше исполнения обряда встречи икон Божией Матери не идет, а знания даже простой азбуки православия близки к нулю. Хочется привести здесь текст казачьей клятвы амурских казаков, вслушайтесь в эти слова!

Казачья клятва

Перед Богом, перед вами, господа казаки, клянусь:                                    

- ненавидеть врагов Христа,                                      

- бить врагов России,                                     

- беречь и защищать интересы казачества и Русской Православной Церкви,                                         

- уважать старших и чтить семью,                                            

- не употреблять во зло моему народу предоставленные мне права,                                       

- прощать по-христиански личного врага христианина,                                           

- беречь честь и достоинство казачьего имени,                                                 

- служить верно, не щадя головы и живота своего.                                               

Если я нарушу эту клятву, то пусть меня покарает Господь и братья-казаки.                                                  

Черняевский музей истории Амурского казачества                                                      

 

Вспоминаются слова нашего патриарха Кирилла после Всероссийского казачьего круга в Москве об определении – кто такие ряженые: «Это те, – сказал он, – кто не ходит в храм».                                                        

Вот и все, коротко и ясно.                                                        

Безусловно, совершенно необходимо исправить такой постыдный порок в среде современного казачества, налаживать обучение основам веры православной в воскресных школах при храмах, чтобы иметь хоть какое-то минимальное представление о православной жизни, коли уже мы зовемся Воинами Христовыми, и я уверен, что многие недоумения и вопросы разрешатся сами собой, вместе с повышением нашей духовной грамотности.                                                     

Обучение истории

100-летний перерыв в истории казачества России очень сказывается на возрождении казачества. Люди, приходящие в наши станичные общества, часто не имеют представления о казачестве, полагая, что достаточно надеть форму, иметь шашку, нагайку, но не иметь элементарных знаний об истории, традициях, заповедях, тем более по ним жить.                                                       

Из этого вывод: при станицах необходимо организовывать обучение истории казачества, в частности – истории освоения Амура, Дальнего Востока, используя для этого проверенные исторические данные, что, конечно же, будет способствовать повышению уровня знаний и авторитета казачества. В конечном итоге это должно вывести личный состав станиц на качественно иной уровень. Само собой разумеется, что программы занятий с казаками обязаны быть унифицированы, едины для всех станиц и хуторов, за исключением некоторых местных особенностей, – в топонимике, названии населенных пунктов и т.п., особенностей в освоении казаками именно той местности.                                                 

Единая система в обучении казаков истории казачества на всех ее этапах и веры православной, надеюсь, исключит в будущем разнотолки по всем направлениям – религиозным, историческим и т.д., позволит ликвидировать разброд мнений, укажет единое направление в развитии казачества округа, сплотит казаков, так как у них появится понятное для всех знание о прошлом, ориентиры для движения вперед, для подлинного, настоящего возрождения. Сейчас же разномыслия, а иногда даже противоположность во взглядах на многие вещи ведут к разобщению и весьма тормозят наше общее дело.                                                 

Если уж мы взялись за весла в казачьей лодке, то и грести надо слаженно и в одну сторону, чтобы было движение вперед.

Вместе с тем, если мы будем заниматься лишь только собою, взрослыми казаками, мы сами же обречем казачество Амура на вырождение, вместо провозглашенного возрождения. Важнейшее значение приобретает работа с ребятами во всех возможных ее проявлениях – создание военно-патриотических клубов, факультативные занятия в форме кружковой работы в школах, а в летнее время – на площадках при школах.

Учить духовности

Во время революции и Гражданской войны в казачьей среде в первую очередь уничтожались старики, учителя, священники. Делалось это по понятной причине – нужно было оторвать детей от казачьего воспитания, не дать привить им дух казачества с тем, чтобы они забыли свои корни, веру, традиции, культуру. И надо сказать, во многом это удалось. Многие современные потомки казаков относятся к своей истории равнодушно, не желая знать ни корней казачьих, ни прошлого – своих прадедов, благодаря которым они здесь живут, считая это ненужным и отжившим.                                                    

Между тем, дети – напротив, с огромным желанием хотят знать о казачестве, и не только научиться владеть шашкой и нагайкой, но и петь наши казачьи песни; их интересует, как воспитывали детей в казачьих семьях, они просят рассказать о войнах, в которых участвовали казаки, об их жизни и многое другое. Не использовать эту возможность работы с детьми, накопленный веками огромный пласт казачьей мудрости, воинской смекалки, опыта воспитания детей на основе наших заповедей и традиций совершенно непростительно. К тому же мы не имеем права забывать о своей смене, ее надо готовить кропотливо, с разумением и терпением, одновременно с военной подготовкой учить духовности, нравственности, патриотизму.                                                         

Работы, как видите, непочатый край, но и проводить ее надо с умом, пользуясь для обучения детей единой программой, основанной на исторически достоверной информации, литературе, документальных фильмах. В дальнейшей перспективе возможно и создание областной детской казачьей организации, основанной на принципах военно-патриотического воспитания молодежи, резерва продолжателей дела возрождения казачества на Амуре.                                                           

Казачий компонент

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает включение в образовательную программу государственного образовательного учреждения наряду с федеральным образовательным компонентом – этнокультурный. Одной из форм этнокультурного компонента является казачий компонент.                                               

Введение казачьего компонента в учебные планы позволит реализовать в практической деятельности принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированного в законе об образовании: воспитание гражданственности и любви к Родине. А также защиту системой образования национальных культур в условиях многонационального государства

 

Виктор ФЕРЕНЦЕВ

Фото: из архива автора

 

«Приамурский казачий вестник», №11 (130) | ноябрь 2023 года

Газета окружного казачьего общества Хабаровского края Уссурийского войскового казачьего общества