Борис Езерский – стремим мы полет наших птиц

Исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного летчика, ветерана Великой Отечественной войны, руководителя Дальневосточного управления гражданской авиации СССР, почетного гражданина Хабаровска Бориса Григорьевича Езерского (1911–1987).

Дочь ветерана Ирина Борисовна и его коллеги в этот день встретились у здания Росавиации в краевой столице, на котором установлена памятная доска в честь начальника.

Здесь Борис Езерский ставил на крыло самолеты, открывал аэропорты по всему Дальнему Востоку… Его жизненный путь в прямом смысле до последнего дыхания был связан с авиацией, и в его трудовой книжке стоит последняя запись: «Уволен в связи со смертью».

Из ангаров-бараков до международных рейсов в Осаку

Вплоть до 1953 года – прихода нового руководителя Дальневосточного управления гражданской авиации СССР Бориса Григорьевича Езерского – Хабаровский аэропорт зависел от погоды так, что всякая дождинка-снежинка превращала взлетно-посадочную грунтовую полосу в месиво, а авиапарк состоял из нескольких самолетов Ан-2 и Ли-2, которые обслуживались в дощатых, открытых всем ветрам бараках-ангарах.

О том, что авиация для Дальнего Востока – это не прихоть, а единственный вид транспорта, хорошо знали сами дальневосточники. А вот Москва так не думала. Вернее сказать, подвиги Валерия Чкалова, Полины Осипенко ценила высоко, как мировые рекорды, но сил и средств для модернизации авиатехнического хозяйства в те годы не хватало.

Бориса Езерского хорошо знали в Москве… однополчане. Они же и помогали «пробивать» решения в пользу финансирования аэропортовой деятельности, обновления авиапарка.

Судите сами: в 1953-м введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием размером 2 500 × 80 м, в 1954-м сдан аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час, в 1963-м организован Хабаровский объединенный авиаотряд, в состав которого включены летные отряды и аэропорт Хабаровск, в 1964-м построен новый терминал пропускной способностью 700 пассажиров в час.

А в 1970 году выполнен первый чартерный международный рейс Хабаровск – Осака (Япония), аэропорту Хабаровск присвоен статус международного. Что значит открыть международные ворота на Дальнем Востоке, да еще с Японией, которая в те годы еще резче высказывалась насчет наших островов – много живописать не надо.

В 1973 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Хабаровский объединенный авиаотряд был награжден Орденом Октябрьской революции. Аэропорт Хабаровска был признан третьей, после Москвы и Ленинграда, воздушной гаванью Советского Союза. Перевезено более 3 млн пассажиров за год.

Летел к своей мечте

Руководителем по всем фронтам гражданской авиации Дальнего Востока все эти годы был Борис Езерский, летчик с 22 боевыми наградами, командир 21-й Гвардейской транспортной дивизии, отдавший небу 55 лет.

Он родился 11 августа (29 июля) 1911 года в г. Нальчике. Как писал Борис Григорьевич в автобиографии, в семье росло двое мальчишек, он и младший брат Виталий. В боях за высоту «910» у села Кызбурун-1 (Атажукино) в Кабардино-Балкарии во время Великой Отечественной войны брат погиб…

Борис Езерский в 1930 году окончил среднюю школу, а в 1931 году пошел добровольцем служить в Красную армию.

Мечта о «пятом океане»родилась у Бориса Григорьевича в детстве, и он не шел к ней, а в буквальном смысле летел. Когда IXсъезд комсомола обратился к молодежи с призывом «Комсомолец – на самолет!», Борис Езерский откликнулся в числе первых. В 1932 году он стал курсантом Ейского военно-авиационного училища морских летчиков имени И.В. Сталина, в котором его приняли в ряды коммунистов. После окончания учебы началась служба в бригаде тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 (АНТ-6) Балтийского военно-морского флота под Ленинградом, в Гатчине.

В 1939–1940 годах Езерский участвовал в войне с белофиннами. В эти годы открыл счет боевым наградам: ему был присвоен орден Красного Знамени.

Великая Отечественная война застала старшего лейтенанта Езерского, командира ТБ-3, в Гатчине. 22 июня 1941 года 7-й авиаполк по тревоге был поднят и передислоцирован на запасной аэродром. Только после переброски летчики узнали, что началась война. В этот же день основной аэродром был атакован немцами, но самолетов там уже не было.

23 июня 1941 года Езерский совершил свой первый боевой вылет в этой войне, в район Даугавпилса. Танковые колонны врага рвались к железнодорожному узлу, откуда расходились дороги на Ленинград, Псков и Ригу. Был нанесен успешно трехтонный бомбовой удар по танкам, обрушен шквал пулеметного огня.

Много боевых вылетов совершил Езерский с товарищами. Однажды после бомбометания танковой колонны в районе Косой горы, что неподалеку от Тулы, его самолет получил порядка трехсот пробоин. Но летчику удалось дотянуть до аэродрома и посадить ТБ-3.

Самыми трудными и ответственными были полеты в блокадный Ленинград с октября по декабрь 1941 года. Ставка Главнокомандующего сочла необходимым снять с фронта целый полк самолетов ТБ-3 для транспортировки в осадный город на Неве продуктов, а оттуда – вывоза детей, женщин, стариков, раненых.

Громадины ТБ-3 были эффективны, так как одним рейсом 40 самолетов могли доставить до 120 тонн продуктов. Полет от Череповца до Ленинграда через Ладожское озеро занимал 6 часов туда и обратно. Поэтому взлетали на рассвете, чтобы засветло вернуться. Летчик Езерский летал каждый день, независимо от погоды.

День Победы 1945 годаон встретил в Берлине. Расписался на стенах Рейхстага. Случай позволил побывать в Имперской канцелярии Гитлера.

Начав войну лейтенантом, Езерский завершил ее в звании полковника. До 1953 года охранял мир и покой дальневосточных рубежей, от Приморья до Чукотки, командуя отдельным дальнеразведывательным авиаполком особого назначения, затем Гвардейской транспортной авиационной дивизией.

Достоин выдвижения на высшую должность

В январе 1953 года судьба военного летчика резко изменилась: после аттестации было принято решение рекомендовать Езерского на высокую должность. Такую рекомендацию дал лично Главком Дальнего Востока Маршал СССР Р.Я. Малиновский, который направил Езерского к начальнику Главного управления гражданского воздушного флота СССР маршалу авиации С.Ф. Жаворонкову. После беседы Езерский был принят секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым. В результате тех встреч Борис Григорьевич Езерский был назначен на должность начальника Дальневосточного управления гражданского воздушного флота СССР.

Так сын учителя, солдат своей страны возглавил в 41 год крупнейшее по площади и самое труднодоступное по территории Дальневосточное управление гражданской авиации, в котором полеты были равны подвигам первопроходцев.

В 30-е годы наши знаменитые летчики – Водопьянов, Мазурук, Ляпидевский и многие другие – летали на гидросамолетах, открывая воздушные трассы. Нигде не было бетонных взлетно-посадочных полос, ангаров, складов для заправки самолетов, социальных условий для проживания работников аэропортов и т.д. Да и объемы перевозок были невелики. Так, аэропорт Матвеевка-Хабаровск в год перевозил до 50 тысяч пассажиров на самолетах Ан-2, Ли-2, Ил-12.

Езерский к делу подошел в свойственной ему манере: комплексно, по всем фронтам, с организацией воздушного движения, расстановкой авиационного парка, решением кадровых проблем, обустройством технической и наземной базы аэропортов и авиапредприятий. Причем работа шла по всем субъектам нынешнего ДФО. Сам Езерский летал за штурвалом самолета до 1973 года! Все аэропорты превратились в строительные площадки. Иначе как летать, если «такая красота» будет только в одном-двух городах округа?

Строились взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, аэровокзалы, параллельно – вся социальная инфраструктура: жилье для авиаторов, больницы, ведомственные детские сады. Осваивалась новая техника: Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10, Як-40, Ту-154, Ил-62, вертолетная техника.

При Езерском Дальний Восток для столицы стал гораздо «ближе»: стали летать на самолетах Ту-114 и Ил-62, поэтому время в пути сократилось с 36 до 8 часов полета.

Пришло время

В 1973 году по состоянию здоровья (стало пошаливать сердце) Борис Григорьевич ушел с должности на преподавательскую работу в учебно-тренировочный отряд. Он с шуткой говорил: «Пришло время». Но и тут все организовал в свойственной ему манере – по максимуму. Управление заняло первое место в социалистическом соревновании по Министерству гражданской авиации Советского Союза.

Всю жизнь Борис Григорьевич посвятил небу и большую часть – жизни Дальнему Востоку, который действительно стал для него Родиной. Сегодня здесь живет его дочь, стал известным врачом внук, который в первой краевой больнице лечит жителей со всего края. Земляки присвоили Борису Григорьевичу звание почетного гражданина города Хабаровска.

Не для Езерского, а для нас, сегодня и завтра живущих, важно знать и помнить таких людей, как он.

Татьяна Фонова

«Приамурские ведомости», №33-2021