ЛЕТЧИК ЕЗЕРСКИЙ
О легендарном воздушном асе рассказали в Госархиве края Ветеран военной и гражданской авиации фронтовик Борис Григорьевич Езерский (1911–1987) жил и работал в Хабаровске. Он был начальником Дальневосточного управления гражданской авиации. ФАКТЫ ИЗ БИОГРАФИИ Борис Езерский родился 29 июля 1911 года в Кабардино-Балкарии. В 1931-м ушел добровольцем в Красную армию. В 1934-м окончил Ейское военно-морское авиационное училище и был направлен в бригаду тяжелых бомбардировщиков Балтийского флота, размещавшуюся под Ленинградом – в Гатчине. Участвовал в Зимней войне с Финляндией в 1939–1940 годах. За успешное выполнение боевых заданий был награжден орденом Красного Знамени. В 1941-м был назначен командиром эскадрильи 7-го тяжелого бомбардировочного авиаполка авиации дальнего действия. С начала Великой Отечественной войны Борис Григорьевич выполнял полеты на транспортных самолетах Ли-2 и бомбардировщиках ТБ-3. С 23 июня 1941 года он совершал боевые вылеты для бомбардировки наступающих танковых колонн немецко-фашистских войск. С октября по декабрь 1941-го авиаполк Езерского осуществлял полеты в блокадный Ленинград. Борис Григорьевич вывез из осажденного города сотни детей, женщин, высококвалифицированных специалистов, доставил защитникам Северной Пальмиры десятки тонн продовольствия, боеприпасов и снаряжения. Он выполнял полеты в любых погодных условиях. В 1941–1942 годах в ходе битвы за Москву выполнял боевые вылеты с целью бомбардировок занятых фашистами объектов, расположенных в городах Гжатске (в настоящее время г. Гагарин), Смоленске, Ржеве, Ельне и других населенных пунктах. В тяжелые дни оборонительных боев за столицу нашей Родины Борис Григорьевич наносил бомбовые удары по наступающим частям немецко-фашистских войск. В ночь с 29 на 30 октября 1941 года, когда бронетанковые колонны врага смогли прорвать фронт в районе города Мценска, Езерский на высоте 150–300 м смог под проливным дождем долететь до расположения войск противника и выполнить боевую задачу по бомбардировке его позиций. В САМЫЕ ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ВОЙНЫ Весной 1942 года командир эскадрильи чудом смог вернуться с боевого задания. В ночь с 16 на 17 мая Борису Григорьевичу в числе других летчиков авиаполка была поставлена задача доставить артиллерийские орудия войскам генерала П.А. Белова, воевавшим в тылу немецко-фашистских войск. Во время полета самолет Езерского был атакован вражеским истребителем и загорелся. Будучи командиром личного состава, несмотря на полученные сильные ожоги лица и рук, он продолжал управлять машиной. Летчик покинул борт только после того, как другие оставшиеся в живых члены экипажа смогли выпрыгнуть из объятого огнем самолета. Трое раненых пилотов оказались в тылу противника. В течение нескольких суток они шли к линии фронта, пока не встретили разведчиков кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова. Для эвакуации Езерского направили специальный самолет, который доставил его на «большую землю». В дальнейшем, после прохождения лечения в госпитале, его направляли в самые горячие точки: оборона Сталинграда, бои на Кавказе, сражение на Курской дуге. Отважный летчик участвовал в освобождении Крыма, Украины, Белоруссии и стран Восточной Европы. В феврале 1944 года Б.Г. Езерский был назначен командиром 7-го гвардейского Гатчинского авиаполка. ВОЗДУШНЫЙ МОСТ Осенью 1944-го Борису Григорьевичу поручили организовать воздушный мост с карпатским аэродромом Три Дуба для помощи восставшим партизанам Чехословакии. По этому маршруту ежедневно уходили советские транспортные самолеты с техникой и вооружением для сражавшейся повстанческой армии. Авиацией была переброшена обученная в Советском Союзе 2-я воздушно-десантная бригада Первого Чехословацкого корпуса. Проложенный Езерским воздушный мост помог партизанам в течение двух месяцев удерживать освобожденный район до подхода регулярных частей Красной армии. День Победы летчик встретил в поверженном Берлине, где расписался на стене Рейхстага. За годы войны Борис Григорьевич прошел путь от командира эскадрильи до командира авиаполка, на его счету более 200 боевых вылетов, из них 107 – ночных. Окончание Великой Отечественной войны не поставило точку в его боевом пути. В августе – сентябре 1945 года Езерский принимал участие в войне с милитаристской Японией. Командир авиаполка совершал полеты для доставки горючего частям 6-й танковой армии Забайкальского фронта, прорвавшейся в первые дни Маньчжурской стратегической наступательной операции через Хинганский хребет и оторвавшейся от своих баз снабжения. Самолеты, помимо перевозки горючего, также доставляли наступающим советским танковым частям боеприпасы и другие грузы, а обратными рейсами вывозили раненых солдат и офицеров. Летчик Езерский участвовал в принятии капитуляции вражеских гарнизонов в Мукдене, Муданьцзяне, Порт-Артуре, Пхеньяне. ОСТАЛСЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1945–1953 годах Борис Григорьевич после завершения военных действий служил на Дальнем Востоке и командовал 488-м отдельным дальнеразведывательным авиаполком особого назначения, а затем 21-й гвардейской транспортной авиационной дивизией. В 1953-м Езерский был назначен начальником Дальневосточного управления гражданской авиации. Архивные документы этой организации, хранящиеся в Государственном архиве края, свидетельствуют о вкладе Бориса Григорьевича в развитие авиасообщения дальневосточного региона. В 1954 году в эксплуатацию в Хабаровске был сдан новый аэропортовый комплекс, который состоял из бетонной взлетно-посадочной полосы длиной 2,5 тыс. метров, аэровокзала, командно-диспетчерского пункта и других сооружений. В том же году туда перебазировались службы и самолеты из Матвеевки, где в настоящее время остался аэропорт малых воздушных линий. При Борисе Езерском Дальний Восток стал гораздо ближе к столице: из Хабаровска жители края добирались на самолетах Ту-114 и Ил-62, время в пути сократилось до 8 часов полета, вместо прежних 36 (!). Авиаторы осваивали машины с реактивными и турбовинтовыми двигателями, а на местных линиях появились новые воздушные суда – вертолеты. На Дальнем Востоке создавалась современная на тот момент авиационная база. По всему региону строились воздушные гавани местного значения и развивались авиаперевозки. В 1970 году Хабаровский аэропорт получил статус международного. На самолете Ил-18 из краевого центра был выполнен первый чартерный рейс по маршруту Хабаровск – Осака (Япония) – с туристами, отправлявшимися на Экспо-70. В 1973-м Борис Григорьевич ушел с должности начальника управления и занялся преподавательской работой в учебно-тренировочном отряде. За боевые заслуги Езерский награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны (I и II степени), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и рядом медалей. 55 лет его жизни было отдано авиации: 21 год – военной, 34 – гражданской. В 1985-м Езерскому было присвоено звание «Почетный гражданин города Хабаровска». В 1998 году на здании Дальневосточного управления гражданской авиации, которым Борис Григорьевич руководил свыше 20 лет, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нем. В 2020-м имя летчика было присвоено новой улице Хабаровска. Сергей БОГДАНОВ, ведущий археограф Государственного архива Хабаровского края Газета «Приамурские ведомости», № 19 (8357) - 2023 г. Хабаровск |