Приземлился крымчанин на Дальнем Востоке

Глядя на этого пожилого человека, проникаешься к нему особым чувством симпатии: он жизнелюб и эрудит. А когда узнаешь, что Льву Борисовичу Липовичу уже девяносто три года с лишним, то с трудом в это веришь… Выглядит он не больше чем на семьдесят.
А ведь за плечами у ветерана четырех войн ( он воевал с белофиннами, освобождая захваченные ими территории, с немцами, японцами, в Корее, помогая северным корейцам в их освободительной войне), насыщенная всевозможными трудностями жизнь…

 Родился Лев Борисович в Крыму, в благодатной Евпатории. И с детских лет его притягивало небо, где, словно птицы, летали самолеты. А когда стал студентом Керченского горно-металлургического техникума, то стал осуществлять свою мечту… Он после учебы, приходил в местный аэроклуб. Сначала освоил планер, а затем был допущен к полетам на легкомоторных самолетах.

 Затем была учеба в Днепропетровском горно-металлургическом институте, где он продолжал учиться летать. А получив диплом инженера-металлурга, в 20 лет был призван в ряды Красной Армии. И сразу же заявил о своем желании стать военным летчиком. Просьбу Льва Липовича удовлетворили: направили на учебу в Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина.

 Немного довелось ему летать в мирном небе. Он стал участником непродолжительной войны с Финляндией, которая длилась в зимний период с конца 1939 года по начало 1940… Довелось штурману - наблюдателю, лейтенанту Льву Липовичу бомбить западных соседей, принуждая их, белофиннов, вернуть захваченные у молодой советской республики западные территории.

 Затем грянула Великая Отечественная война. И здесь Льву Липовичу довелось испытать в полной мере и горечь поражений и радость побед. А на войне, как на войне: всякое случалось. И в то же время отдельные эпизоды тех лет врезались в память основательно… Воинская часть, в которой служил Лев Борисович, нередко направляла свои самолеты в тыл врага, на партизанскую территорию, доставляя народным мстителям Белоруссии оружие и продовольствие… Однажды, возвращаясь из вражеского расположения, где бомбили тылы противника, летели над зоной, контролируемой партизанами, и заметили внизу костры, зажженные в определенном порядке, как было условлено, для приема самолета с Большой земли. Хотя такая встреча не была предусмотрена, да и самолеты были не предназначены для рейда к партизанам.

 Командир воздушного судна, в экипаже которого старший лейтенант Липович был штурманом, велел ведомому следовать на свой аэродром, а сам принял решение совершить незапланированную посадку. Как только самолет приземлился на лесной аэродром, к нему устремилась группа партизан во главе с командиром. Им оказалась крупного сложения женщина.

 - Мил человек,- обратилась она к командиру экипажа,- забери на Большую землю этих хлопчиков. (Недалеко, в красных отблесках костра, жалась группа ребятишек).

 - Куда я их возьму? Ведь это бомбардировщик, а не транспортный самолет, – ответил тот.

 - Мы их отбили у фашистов, - продолжала командирша, наступая на летчика, – оставить у себя не можем. Возьмите их с собой, иначе хлопчики погибнут…

 После короткого диалога, командир, посоветовавшись с экипажем, согласился забрать ребятишек. Десять из них, обвязав парашютными стропами, пристроили на крюки в бомбовом отсеке, на которых до этого висели бомбы. А двоих с трудом, но устроили в кабине летчиков в ногах. И осторожно взлетели с этим необычным грузом, направляясь в свое расположение. Летели низко, почти касаясь крон деревьев. И благополучно приземлились в своем расположении.

 - Без слез нельзя было смотреть на этих спасенных ребятишек. Кожа, да кости, да запавшие глаза, - вспоминает Лев Борисович. Этот эпизод ему запомнился на всю жизнь. – После войны я разыскал их всех и поддерживал связь с ними и с их семьями. И пережил почти их всех…

 А война продолжалась. Штурман Лев Липович, морской летчик, служил одно время в составе одного из подразделений авиации Северного флота. Аэродром располагался недалеко от Мурманска. Оттуда их штурмовики вылетали сопровождать караваны транспортных судов, идущие из Великобритании на Балтику с грузами для защитников Ленинграда. В определенном месте, они принимали у англичан под охрану караваны. Те отказывались следовать дальше, опасаясь стычек с немецкими ассами.

 И осуществляя воздушное прикрытие от нападения фашистских стервятников, наши самолеты сопровождали эти суда до заданной точки, в пределах 20 миль до береговой черты, где начиналась зона, которую прикрывали уже советские береговые зенитные батареи. Случилось так, что самолет, в экипаже которого служил старший лейтенант Липович, попал под обстрел своих зенитчиков, которые его приняли за вражеский. Из трех летчиков только Липовичу удалось приводниться. Сработало индивидуальное средство спасения на воде. И он стал бороться за свою жизнь, что было сделать не так-то просто. Температура морской воды достигала едва + 4-6 градусов. Одежда напиталась водой и, сковывая движение превратилась в дополнительный источник холода. Бороться с водной «прохладной» стихией Льву помогла закалка, которую он начал еще в студенческие годы, усиленно занимаясь силовой гимнастикой. Он ни на минуту не прекращал бороться с волнами. И греб к предполагаемому нашему берегу.
Стало смеркаться, и даже закаленный морской летчик, стал выбиваться из сил. Лев заметил, что недалеко периодически показывается перископ подводной лодки. Он достал пистолет и решил, если это будет вражеская, то застрелится, чтобы не попадать в руки врагам. К счастью, субмарина оказалась советской. Как только стемнело, она всплыла и летчика доставили на борт. Ему объяснили, что видели, как он приводнился, однако всплыть в светлое время суток не могли.

 Корабельный медик, военфельдшер, к сожалению, Лев Борисович не знает его имени, стал над ним колдовать, вливая спирт вовнутрь и растирая его окоченевшую, потерявшую всякую чувствительность нижнюю часть тела. Добился того, что кровь к нижним конечностям пришла. Однако в военно-морской госпиталь летчика доставили в плохом состоянии. Предрекали ему инвалидность. Но, осознав себя, стал Лев Липович работать на своим организмом и вскоре заметил, как стали шевелиться пальцы сначала на левой, а потом и на правой ноге. Его железный организм смог побороть недуг. А потом он стал заниматься гимнастикой и вскоре попросил, чтобы его выписали из госпиталя.
- Буду отдыхать после войны, - заявил при этом летчик.
Старший лейтенант Липович прошел строгую медицинскую комиссию и был снова допущен к полетам. Ему даже удалось поучаствовать на заключительном этапе битвы на Курской дуге.

 Крымчанин Лев Липович во все годы своей жизни проявлял себя решительным человеком, никогда не пасующим перед любыми трудностями. Все сознательные годы своей биографии он связывал с небом. А путь туда он начал студентом сначала Керченского металлургического техникума, продолжил его в Днепропетровском металлургическом институте, совмещая учебу в вузе с занятиями в добровольном оборонном обществе, предшественнике ДОСААФ. Начинал летать на планере, а затем был допущен к пилотированию самолета У-2. Вскоре он пилотировал и настоящие боевые самолеты, лучшие в ту пору УТИ-1 и УТИ-2…

 Налетал Лев Борисович на разных типах самолетов 36523 часа. Все это вместилось в 47 лет его летной биографии. Военная биография ветерана началась с пилотирования Р-5, самолета разведчика. Основной же военной профессией было штурманское дело. Летал он на бомбардировщиках, транспортных военных самолетах, но с особенной теплотой он вспоминает Пе-2, грозный ночной пикировщик. Большую часть войны он был членом экипажа этой маневренной, грозной для врага машины.

 Стать членом экипажа Пе-2 было непросто. Требовалось иметь железное здоровье.
- Я здоровым был, - улыбается Лев Борисович, – да и сейчас на здоровье не жалуюсь. Ежедневно до пяти километров прохожу. Жму гантели. А давление у меня в мои 93 года, как у космонавта – 125 на 70. Именно это позволило мне быть летчиком – долгожителем. Последний раз я на самолете в качестве штурмана поднимался в небо в 62 года.

 Когда Льву Борисовичу приходится встречаться с молодыми летчиками, то их поражает его рассказ, что в отдельные дни ему приходилось вылетать на задание до шести раз кряду, более 100 вылетов было в месяц.

 Война была не на жизнь, а на смерть. Она застала страну врасплох. Немцы, напав вероломно, уничтожили почти все советские самолеты. Красная Армия очень нуждалась в самолетах. Их по ленд-лизу Советскому Союзу стали поставлять Соединенные Штаты Америки.

 И в составе команды перегонщиков самолетов из США, из 32 летчиков, оказался штурман Лев Липович. Такая команда стала действовать до Курской битвы.

 - Гнали из Бруклина, на западном побережье Америки, самолеты типа «Каталина» двумя путями: одним через Северный Ледовитый океан, а мы другим – через Аляску, Анадырь. До октября 1943 года я участвовал в трех рейсах, которые заканчивались в Приморье.

Потом подоспела Курская дуга, многих из нас снова пересадили на пикировщики Пе-2. На таком самолете я летал до конца Великой Отечественной войны, а потом еще три года.
Лев Борисович совершил в годы Великой Отечественной войны135 боевых вылетов летчиком и штурманом.

 И он снова в воспоминаниях возвращается к началу своей летной биографии. Начал он свой путь боевого летчика в Саки, в Крыму. После его освобождения, снова приземлился на родном аэродроме, который немцы, отступая, привели в негодность. Участвовал в возрождении летного поля.

 И оттуда штурман полка капитан Липович отправился на свою третью войну, на Дальний Восток, чтобы сразиться с самураями. Ветеран вспоминает:
- Работали вместе с тяжелыми бомбардировщиками. Из района Унаши следовали навстречу японской эскадре, направляющейся с десантом во Владивосток. Наши пикировщики сделали на них заход, начали бомбить, а продолжили эту операцию тяжелые бомбардировщики, - вспоминает Лев Борисович. – Мощно мы тогда поработали: вывели из строя крейсер и потопили миноносец – заставили японцев ретироваться. Уничтожили большой десант.

 Вскоре случился второй вылет на движущуюся эскадру самураев: два крейсера, шесть миноносцев. И на них более двух тысяч десантников. Поставили задачу: уничтожить десант. Мы, пикировщики, нанесли отвлекающий удар по кораблям и, буквально, на бреющем полете изрешетили япошек, располагавшихся на верхних палубах. За это мне сам Иосиф Виссарионович Сталин объявил благодарность.
Ветеран демонстрирует Грамоту: «Приказом № 372 за отличные боевые действия… объявлена благодарность…»

 После этого довелось штурману Льву Липовичу воевать в Северной Корее.

 В октябре 1948 года майор Лев Липович был отправлен в отставку. Собирался вернуться на родину, в Крым. Но по приказу Сталина был направлен в гражданский воздушный флот, который тогда еще оставался военизированной организацией, как и железная дорога. Так и остался он в Хабаровске, так сказать, приземлился на Дальнем Востоке. А затем до 1979 года работал в Аэрофлоте на различных должностях, в том числе и штурманом группы.

 Ему довелось осваивать новые дальневосточные трассы, учить летать молодых пилотов в гражданской авиации, где он прослужил еще 30 лет. И только в 1979 году, в возрасте 62 лет Лев Борисович Липович оставил летную работу. Продолжил трудиться и в других не менее важных для края отраслях. Это было до достоинству оценено, как боевыми, так и трудовыми наградами. Он был признан Почетным гражданином города Хабаровска.

 И сегодня полковник в отставке Лев Борисович Липович, несмотря на преклонный возраст, остается в боевом строю. Он активный общественник, работает в Центральном районном совете ветеранов города Хабаровска, возглавляет в нем одну из комиссий.
У Льва Борисовича беспокойный характер. Дома его трудно застать. Он не знает, что такое покой. Все время ищет для себя занятие, стремится быть полезным людям. А ведь ему 12 апреля 2011 года исполнится 94 года.

 Казалось бы, нужно бы умерить активность. Однако нет! Ветеран Великой Отечественной войны, участник двух других, с белофиннами и японцами, да и в одной из горячих точек Земли, на Корейском полуострове, он полон сил и молодого задора. И недавно вступил в члены «Боевое Братство», Всероссийской общественной организации ветеранов локальных войн и разных конфликтов на планете Земля. И вместе с молодыми коллегами «афганцами» и «чеченцами» выступает в различных молодежных организациях: в школах, вузах, в военно-патриотических клубах, перед будущими защитниками Отечества, чтобы передать им свой боевой и жизненный опыт. Особенно эти встречи важны для нынешних защитников Родины, которые служат всего один год, а призваны выполнять непростые задачи по защите рубежей России здесь на Дальнем Востоке, которому он предпочел солнечный Крым.

 И любая аудитория с замиранием сердца слушает полковника в отставке Льва Липовича, который в составе боевого экипажа громил захватчиков, посягнувших на свободу и независимость нашего Отечества, помогал нашим союзникам из Северной Кореи отстаивать свою независимость.


                                  А.П. ЗАЧЕСА, журналист
                                 газеты «Суворовский натиск»