С днем работника гражданской авиации.

9 февраля 2018 года исполняется 95 лет со дня принятия Советом Труда и Обороны постановления «Об организации Совета по гражданской авиации». Этот день стал отправной точкой в новейшей истории гражданского воздушного флота. В 2013 году указом Президента Российской Федерации установлен профессиональный праздник – День работника гражданской авиации.

Государство предвидело прогрессивную роль авиации в развитии всего народного хозяйства страны. Первым крупным достижением стало открытие пассажирской авиатрассы Москва - Нижний Новгород. Введенная досрочно, с годичным опережением планов советского правительства авиалиния, дала толчок к ускоренному развитию гражданской авиации.

В тридцатые годы были построены первые серийные отечественные самолеты и среди них самый большой в мире АНТ-20 «Максим Горький». Выполнение дальних «чкаловских» перелетов через всю страну и далее в Америку, беспримерная в истории операция по спасению челюскинцев, доставка первых экспедиций на Северный полюс, покрыли неувядаемой славой летчиков-первопроходцев, в числе которых был Герой Советского Союза, легендарный летчик Михаил Водопьянов, открывший 9 января 1930 года первую дальневосточную регулярную пассажирскую авиалинию Хабаровск - Александровск -на -Сахалине.

Дальневосточное небо воспитывало и ковало будущих Героев Советского союза, таких как: Ляпидевский Анатолий Васильевич, Водопьянов Михаил Васильевич, Мазурук Илья Павлович и многих других прославленных летчиков, авиационных техников и механиков.

Уже к началу 1933 года на Дальнем Востоке было освоено пять регулярных авиалиний. В год перевозилось более тысячи пассажиров, десятки тонн почты и грузов. При этом, линия Владивосток - Могоча (или по прежнему названию Рухлово), являлась частью самой протяженной в то время магистрали до Москвы, которая была оборудована вращающимися прожекторами – маяками, служащими для указания направления полета и месторасположения промежуточного аэродрома. Местные газеты с восторгом писали, что теперь дальневосточники смогут добраться до столицы нашей Родины всего за «каких-то 44 часа полета».

Это был период активного развития авиационной техники и средств обеспечения полетов, строительства посадочных площадок и первых аэродромов. Воздушный транспорт начал занимать все более важное место в транспортной системе страны.

Но грянула Великая Отечественная война. В тяжелой длительной борьбе наш народ, его Вооруженные силы совершили подвиг, равного которому не знало человечество.

Участие личного состава гражданского Воздушного флота в войне против немецко-фашистских захватчиков явилось самой яркой страницей славной истории.

С первых дней войны, гражданские авиаторы были привлечены к выполнению ответственных боевых заданий.  Восемь Героев Советского союза летчиков-дальневосточников, подчеркивают великий подвиг нашего народа, который остается для нас и будущих поколений ярким примером чести, достоинства и духовного величия. Именем одного из героев - Кочнева Владимира Георгиевича, названа улица Хабаровска. Мы свято чтим память об участниках войны, благодарны и признательны нашим дорогим ветеранам-победителям.

После войны вновь отмечается бурный рост гражданской авиации. Появляются новые типы воздушных судов, строятся аэродромы с бетонными взлетно-посадочными полосами, стремительно развиваются радиотехническое и аэронавигационное оборудование аэропортов. 

В конце 50-х, небо завоевывает первый в мире реактивный пассажирский самолет ТУ-104. Пионерами в освоении реактивной техники стали и авиаторы –дальневосточники: Сапожников, Караманов, заслуженный пилот СССР Барабаш Михаил Михайлович и многие другие.

В 1956 году началось освоение вертолетной техники и первые профессиональные подвиги связаны с нашими дальневосточными вертолетчиками, когда экипаж командира вертолета Ми-4 Агеева снимает с тонущего корабля у берегов Камчатки и доставляет на сушу 24 моряка.

Затем появляются современные вертолеты Ми-6, Ми-8, Ка-32, которые принимают активное участие в строительстве БАМа и высоковольтных линий электропередач ЛЭП-200 и ЛЭП-500, обслуживании геологов и изыскателей нефти, газа, золота и платины, а также других полезных ископаемых.

За самоотверженный труд на этих стройках многие дальневосточные вертолетчики награждены правительственными наградами. Это герой Социалистического труда Музыка Владимир Васильевич, заслуженный пилот России Сапаров Владимир Иванович.

С появлением новой авиационной техники повышается и культура обслуживания пассажиров. На борт самолета поднимаются дальневосточные стюардессы, имя первой из них Плотникова Анна Филипповна. Бортпроводницы в самолете становятся настоящими хозяйками и стремятся создать уют и комфорт в полете, напоить соком, накормить, а иногда и принять роды, как это было в бригаде Волужевой Ольги Васильевны. Из Владивостока вылетело 127 пассажиров, а приземлилось в Новосибирске уже 128. Курсы и практические занятия в хабаровском учебно-тренировочном отряде №16 не прошли даром.

 Авиаторы Дальневосточных территорий постоянно поддерживались правительством страны, руководством краев и областей региона. Получали первоклассную современную авиационную технику, ощущали заботу и внимание властей, будь то строительство аэропортов или аэронавигационных систем.

С появлением самолетов Ил-18, Ту-154 и Ил-62 семимильными шагами из года в год стал расти объем перевозок пассажиров и грузов, расширялись международные связи.

В 1989 году хабаровский экипаж командира воздушного судна Ту-154 Степенева выполнили полет в китайский город Харбин, а в 1991 командиры Шапошников и Ундалов на самолете Ил-62 производят посадку в американском аэропорту Сан-Франциско. Затем будут полеты в аэропорты Сеула, Сингапура, Сиэтла, Лос- Анжелеса, Тель-Авива и Гуанчжоу, а в 2006 году современные самолеты Ту-214 из Хабаровска под управлением пилотов Скопцова и Неупокоева и Ту-204 авиакомпании «Владивостокавиа», приземляются в столице КНР -  Пекине. Сахалинские авиаторы проложили международные трассы из Южно-Сахалинска в японский аэропорт Хакодате и китайские Харбин и Пекин.

Следует отметить, что дальневосточные летчики заслуженно считаются профессионалами высокого класса. Они не раз выходили победителями из сложнейших аварийных ситуаций.

В кругу авиаторов хорошо известны подвиги пилотов – дальневосточников: экипажа Ил-62 заслуженного пилота России БудникаАнатолия Михайловича, сумевшего посадить самолет с двумя отказавшими двигателями при взлете в аэропорту  Домодедово, а также командира вертолета  Ми-6 Цымбалюка Петра Яковлевича, заслуженного пилота России, проявившего незаурядное мастерство при посадке многотонной машины с неработающими двигателями.

Можно рассказать еще много случаев, когда мастерство пилотов помогло спасти десятки, сотни человеческих жизней.

Будет справедливым заметить, что авиация сегодня   -   это не только пилоты самолетов и вертолетов и готовящий их к полету инженерно-технический состав. Это еще и наземные службы, среди которых огромная армия специалистов, обеспечивающих безопасное движение воздушных судов на воздушных трассах, радиотехническое обеспечение полетов на аэродромах. Всю эту работу выполняют специалисты филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Предприятием успешно руководит Забаров Вячеслав Баязитович.

В 2010 году на базе филиала создан третий по счету в России Хабаровский Укрупненный центр ОВД и первый, который начал эксплуатировать отечественную систему управления воздушным движением.

За довольно непродолжительный период филиалом введено большое количество аэродромных, трассовых объектов. Построены новейшие КДП в аэропортах Владивостока, Благовещенска, Южно-Сахалинска, а также КДП модульного типа в аэропортах местных воздушных линий. Установлено самое современное навигационное оборудование на построенном «с нуля» курильском аэродроме Итуруп. Огромный вклад в становление и развитие филиала внес ветеран, бывший директор филиала Зиновьев Виктор Яковлевич, более 20 лет возглавлявший данное авиапредприятие.

В развитие международного аэропорта Хабаровск, где исполнительным директором является Алексеев Борис Георгиевич, привлекаются как государственные, так и частные инвестиции, которые используются в реконструкции таких объектов как ИВПП, перрон, рулежных дорожек, в строительстве аварийно-спасательных станций и периметрового ограждения. В самое ближайшее время появится современный аэровокзальный комплекс. И хотелось, чтобы хабаровский аэропорт стал в ближайшем будущем современным авиационным ХАБом, из которого можно будет вылетать авиапассажирам в любую точку земного шара.

Старейшим авиапредприятием на Дальнем Востоке, работающим на местных воздушных линиях, является авиакомпания «Восток» или в прошлом - 2ой Хабаровский ОАО. Авиакомпания играет важную роль в поддержании транспортной системы Хабаровского края. При этом, экипажи вертолетов авиакомпании «Восток» уже долгое время выполняют авиационные работы как за рубежом, так и в различных регионах страны. Продолжительное время авиапредприятие возглавляет опытный руководитель Ткач Александр Кузьмич

В непростых условиях работает коллектив краевого авиапредприятия «Хабаровские авиалинии», которое обеспечивает авиационные услуги северных территорий Хабаровского края. Только преданные гражданской авиации люди могут работать в непростых северных условиях.

Ощутимая помощь и поддержка авиакомпании оказывается правительством Хабаровского края и лично губернатором Вячеславом Ивановичем Шпортом. Для организации регулярного воздушного сообщения и обеспечения его доступности осуществляется субсидирование авиаперевозок из краевого бюджета. Организованы сезонные авиаперевозки граждан молодого и пожилого возраста по тарифам в два раза ниже утвержденных. Реконструированы взлетно-посадочные полосы в северных аэропортах края Николаевск-на-Амуре, Чумикан, Богородское, позволяющие выполнять полеты на более комфортабельных воздушных судах, при сложных метеоусловиях. Благодаря поддержке со стороны Правительства края в николаевском аэропорту построен современный аэровокзал.

Анализ структуры рынка авиаперевозок показывает, что ведущее авиапредприятие региона авиакомпания «Аврора», ее филиалы в Хабаровске и Владивостоке, на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильные и высокие показатели авиаперевозок. История авиакомпании началась еще в 1992 году, когда «Сахалинские авиатрассы» начали выполнять внутренние и международные авиарейсы. В ноябре 2013 года при объединении «Сахалинских авиатрасс» и «Владивосток авиа» была образована новая авиакомпания. За данный период времени были освоены воздушные суда иностранного производства Боинг-737, Эрбас-319, Дэш – 6, 8 различных модификаций. Авиакомпания неоднократно являлась победителем премии «Крылья России» как лучший пассажирский региональный перевозчик в своей категории. Продолжительное время авиакомпанию возглавляет один из опытнейших дальневосточных руководителей Сухоребрик Константин Петрович и его команда, руководители филиалов: Тимошенко Сергей Валентинович и Тыщук Дмитрий Иванович.

Хочется продолжить перечислять всех участников подготовки специалистов обеспечения полетов, наземного и коммерческого облуживания, строительства и ремонта аэропортовых комплексов.

Это филиал Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации, в состав которого недавно вошел Дальневосточный центр подготовки авиаперсонала. Свою летопись коллектив ДВЦПАП ведет с 1934 года, преподавательский состав которого внес неоценимый вклад в развитие дальневосточной авиации. В 2017 году филиал возглавил молодой руководитель Картелев Дмитрий Владимирович.  

Более 20 лет осуществляет подготовку авиационного специалистов факультет воздушных сообщений Дальневосточного университета путей сообщения, где деканом факультета является Копейкина Светлана Васильковна, долгое время проработавшая в системе гражданской авиации.

Очень многое в развитие аэропортовой инфраструктуры Дальнего Востока сделано коллективом филиала института «Дальаэропроект», длительное время его возглавлял заслуженный работник транспорта России Жаворонко Валерий Петрович.

Не могу обойти вниманием и коллектив федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока», созданного в июне 2014 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации №1114-р. Предприятие было создано на базе аэропортов, находящихся в Амурской области и северных районах Хабаровского края – Аян, Чумикан, Херпучи, Богородское, Охотск. Коллектив предприятия, возглавляемый Сергеевым Павлом Борисовичем, работает в сложных условиях, обеспечивая транспортную доступность для жителей данных населенных пунктов, где зачастую авиация является единственным транспортным средством.

Вместе с тем, на территории деятельности Дальневосточного управления Росавиации имеется ряд авиакомпаний, которые выполняют услуги по авиационным работам – санитарные задания, дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов, полеты в интересах золотодобывающих и иных организаций.

На территории двух субъектов Российской федерации данный вид работ успешно выполняют авиакомпании «Дальнереченскавиа» и «Амур». Более 10 лет обеспечивает дежурство по поиску и спасанию терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов в воздушном пространстве Амурской, Сахалинской областей и Приморского края Дальнереченская авиакомпания «Взлет», которую возглавляет заслуженный работник транспорта России Титов Николай Александрович.

И еще об одном. Это о наших авиационных спасателях, которые круглосуточно осуществляют дежурство и готовы в любую минуту вылететь в любую точку региона и прийти на помощь пострадавшим или попавшим в беду авиапассажирам и членам экипажей воздушных судов. Это коллективы Хабаровской РПСБ и его филиалы, Дальневосточного авиационного поисково- спасательного Центра, подразделения которых дежурят, начиная от приморских аэропортов и заканчивая якутским аэропортом Тикси.

Говоря об организаторах авиационного производства, не могу не вспомнить начальника Дальневосточного управления гражданской авиации Езерского Бориса Григорьевича - почетного гражданина города Хабаровска, 20 лет проработавшего на этом посту. Значителен вклад всех руководителей Дальневосточного управления воздушного транспорта, хотелось бы поименно вспомнить о них, это: Ривадин, Шляпников, Озоль, Поляков, Остапенко, Иванов, Игнатьев, Слупский, Бречалов, Клуссон. С 1973 по 1980 года управление возглавлял Лаптев Николай Ефремович.

В дальнейшем продолжительное время руководителями Управления являлись заслуженные пилоты Начаров Владимир Александрович, Нагорный Леонид Васильевич, Будник Анатолий Михайлович.

Хотелось бы выразить признательность и уважение всем ветеранам дальневосточной авиации, которые внесли огромный вклад в развитие гражданской авиации региона. В этом году старейшему ветерану Дальневосточного управления Егорову Петру Егоровичу исполнится 105 лет, пожелаем ему здоровья и долголетия.

Конечно, за короткое время доклада невозможно охватить все что, связано со становлением и развитием гражданской авиации на Дальнем Востоке, поименно вспомнить всех, кто работал в разные годы в авиапредприятиях Дальневосточного управления воздушного транспорта. Остались в истории дальневосточной авиации названия объединенных авиаотрядов:

1-й Хабаровский и его командиры Андреев, Луговой, Лаптев, Караманов, Мартынов, Марков, Спиченко Игорь Николаевич;

Николаевский-на-Амуре ОАО и его командиры Ерлыкин, Алифиренко, Самсонов, Пилипенко, Мельников, Сысоев, Долматов Валерий Павлович;

Сахалинский ОАО – Черемушников, Стрелин, Гольцев, Королев, Багров Владимир Кузьмич.

Авиакомпании: «Дальавиа», «Владивостокавиа», «Сахалинские авиатрассы» с их бессменными руководителями Севастьяновым Павлом Ивановичем, Сайбелем Владимиром Александровичем, Сухоребриком Константином Петровичем.

В истории остались 24-й авиаремонтный завод, Дальневосточное авиационное агентство, крупнейшая хабаровская авиатехническая база, которой долгое время руководил Дубинин Александр Павлович и многие другие.

 Однако большинство работников указанных авиапредприятий сейчас составляют основу профессиональных, грамотных и преданных специалистов нынешних авиационных предприятий и организаций дальневосточного региона.

За 95 лет гражданской авиацией пройден нелегкий, но славный путь. Бывали взлеты и победы. Были разочарования и горечь потерь, тревоги и проблемы. Но я уверен, что новые поколения авиаработников, руководителей предприятий и авиакомпаний, помощь Федерального центра в лице Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО, правительств дальневосточных краев и областей, помогут возродить былую славу нашей гражданской авиации.

Уверен, что благодаря такому отношению к своей работе, производственному долгу дальневосточная авиация будет и впредь оставаться предметом гордости нашей огромной страны.

Юбилейные торжества, проведение мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием 95-летия гражданской авиации России становятся частью важной и нужной работы по сохранению в памяти и сознании людей чувства гордости за свою Родину, свой край, свою профессию.

Спасибо вам за неустанный труд, желаю вам и вашим близким долголетнего активного здоровья плодотворной и интересной работы, удачи и успехов, чистого неба, всегда благополучных посадок, тепла и домашнего уюта, счастья вам и вашим близким.

 

Начальник Дальневосточного межрегионального

территориально управления воздушного транспорта

Федерального агентства воздушного транспорта

С.В. Тараненко

Комментарии

С Днем работника гражданской авиации

Поздравления поздравлениями, но это не освобождает от знания русского языка. Например, звание Героя Социалистического Труда пишется с большой буквы (все три слова) и т.д. Забыли отчества старых лётчиков, руководителей Аэрофлота, 24 АРЗ (Дубинин А.П. когда там появился?). Не хватает знаний  -  обратитесь к специалистам, хотя бы в музей авиации