В АО «Хабаровский аэропорт» на конкурс на новое имя для международного аэропорта Хабаровск (Новый) 28.10.2018 г.
Предлагаем аэропорт Хабаровска назвать именем полярного летчика-пограничника - последнего спасателя челюскинцев Александра Павловича Светогорова (10 апреля 1904 - 26 июня 1935) за подвиг: 4 мая 1934 года, будучи в экспедиции для оказания помощи пассажирам и экипажу затонувшего парохода «Челюскин» на Чукотке на самолете «Савоя С.62бис» сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до бухты Провидения, вернулся обратно для транспортировки горючего; . . . всего доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин». А.П. Светогоров - является учителем прославленной фронтовой летчицы, Героя Советского Союза Нины Максимовны Распоповой, как инструктор, выпустил ее в первый самостоятельный полет в Хабаровске. С 1930 года А.П. Светогоров жил в Хабаровске, единственный спасатель челюскинцев захоронен в Хабаровске в 2016 году. В течение длительного времени общественный Совет по сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока собирает архивы и материалы по отважному летчику - последнему спасателю челюскинцев Александру Павловичу Светогорову (1904-1935). Героическая его биография трагична. В 1924 году учился в Военной школе морских летчиков в Севастополе, служил в бригаде ВВС РККА на Центральном аэродроме г. Москвы, с 1927 года участвовал в борьбе с басмачеством, с 1930 года переведен в Хабаровск, на службу в 68-й отдельный речной гидроавиаотряд, с 1931 по 1933 гг. работал инструктором Хабаровской краевой школы гражданских пилотов (является учителем прославленной фронтовой летчицы, Героя Советского Союза Нины Максимовны Распоповой, как инструктор, Светогоров выпустил ее в первый самостоятельный полет в Хабаровске, о чем она сама заявляла в интервью), с 14.08.1933 г. по 20.02.1935 г. - служил в погранвойсках, участвовал в спасении челюскинцев, «доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин»...», с 1935 года зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Гражданвоздухофлот), 26 июня 1935 года вылетев по срочной телеграмме-вызове в нелетную погоду, разбился в тайге Хабаровского края, выполняя полет по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск. Восемьдесят лет не был захоронен, а место авиакатастрофы грабили местные жители. 25 июня 2016 года силами нашего общественного Совета, при участии командования Восточного военного округа, 11-й армии ВВС и ПВО, Управления погранслужбы, в Хабаровске, в торжественной обстановке, состоялось захоронение легендарного летчика А.П. Светогорова, членов экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55П». В этот день на могиле был открыт памятник. Изучая жизнь и подвиги летчика Светогорова, в целях воспитания нового поколения, мы подготовили целую программу проведения Вахты памяти и посвятили ее полярным летчикам - первым Героям Советского Союза, и, в частности, забытому летчику Светогорову. О нем вышла публикация в правительственном журнале «Родина» (К. Пронякин. «Последний челюскинец» // «Родина», № 816 (8), август 2016 г., стр. 22-24.). Мы побывали на Чукотке, в п. Провидения, где установили мемориальную доску Светогорову. О подвиге: Нами установлено, что полярный летчик Александр Павлович Светогоров, будучи командиром звена 11-го (ныне 7-го) отдельного морского авиационного пограничного отряда погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО ДВК)/ ФСБ России, 18 февраля 1934 года был командирован в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи команде «Челюскина» на Чукотке. Из донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края Дерибаса Т.Д. о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.: «...Командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших лётчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до [бухты] Провидения и [вернулся] обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награждённым орденом Красной Звезды». Из справки №170 от 23.09.1934 г. начальника авиационного отделения УПВО - Управления пограничной и внутренней охраны УНКВД ДВК Э.М. Лухта: «4мая 1934 года Светогоров прибыв на пароходе «Сталинград» в район Чукотки, взлетел на самолете «Савоя С.62бис» со льда на лыжах в районе мыса Олюторский с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точки сбора зимовщиков, также транспортировал горючее. Всего Светогоров доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин». С врачом Старокадомским Светогоров в начале мая совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал 6 больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершит без единой поломки». Однако во всеобщей суете перелет летчика Светогорова с о. Матвея в Беринговом море с парохода «Сталинград» в Уэлен на самолете «Савоя С.62бис» - это около 350 км над ледяной шугой в океане, перевозки 29 челюскинцев - остался совсем незамеченным. Светогорову лишь присвоено звание «Почётный чекист» и выдан знак «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «За участие в спасении челюскинцев» (постановление коллегии ГПУ от 07.07.1934 г., приказ ОГПУ СССР № 131). Считаем, что полярный летчик-пограничник - последний спасатель челюскинцев Александр Павлович Светогоров - достоин присвоения его имени аэропорту Хабаровска.
С уважением, председатель общественного Совета по сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока - Геннадий Александрович Басюк |