ВРЕМЯ НАДЕЖД (Продолжение. Начало размещено в рубрике «Дальневосточники» 06.11.2018г.)

       В предыдущем номере журнала мы начали печатать материалы о том,    как развивался город Хабаровск в 60-е годы прошлого столетия. Почему были взяты именно 60-е? Потому что для многих из наших ветеранов  это было время  их молодости, а для всей страны в целом – это было время надежд.

       События, берущие своё начало или совершающие развитие в русле окружающей жизни, придают каждому десятилетию своеобразный, только ему присущий колорит, то, что называется ароматом эпохи.

       В средствах массовой информации, в политических и научных кругах страны много нелестного можно услышать о хрущёвском периоде власти, о волюнтаризме, непредсказуемости в поступках Н.С.Хрущёва. Это, правда, всё было. Но уставшие от войны и военной разрухи советские люди в 60-х годах вдруг почувствовали, что самое страшное уже позади: и репрессии, и война, и разруха.   Настало время   бурного развития страны, каждого города и деревни в частности. Это было хорошее время,  глаза людей светились радостью,   практически не было хмурых, озлобленных лиц. У каждого человека была уверенность, что в случае чего ему придут на помощь государство, трудовой коллектив, друзья и соседи, одного в беде не оставят. Главным лозунгом того времени был такой: «ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ - ДРУГ, ТОВАРИЩ И БРАТ».     

*     *     *

        К 1960-му году Хабаровск развивался в соответствии с генеральным планом, утверждённым Советом Министров РСФСР,     значительно вырос промышленный потенциал Хабаровска, здесь создавались новые и увеличивали мощность уже действующие предприятия, повышалась механизация и автоматизация  труда, обновлялось производственное оборудование. Увеличивался ассортимент выпускаемой продукции, которая отправлялась во все концы страны, а также в десятки зарубежных стран.

       За  одно только десятилетие было введено в строй действующих более 30 крупных предприятий, в том числе заводы «Стекловолокно», шиноремонтный, котельно-вспомогательного оборудования, авторемзавод  «Главдальстроя», молокозавод, швейная фабрика и фабрика химчистки, а также многие другие.

       Начали давать продукцию новые цеха и мощности на «Энергомаше», «Дальдизеле», «Амуркабеле», химфармзаводе, заводе железобетонных изделий, рубероидном и многих других.

       В те годы в Хабаровске, как и во всей стране, промышленный подъём достигался за счёт энтузиазма населения, желания людей  работать лучше. Рабочих мест хватало всем.   А в связи с   вводом новых производственных мощностей ощущалась даже  нехватка людей рабочих специальностей.  К тому же   руководство страны и края поощряло ударный труд, рабочие профессии были в почёте. Для привлечения людей на дальневосточные предприятия большие средства выделялись на социальные и культурные программы. Приехавшие для работы на предприятиях люди сразу обеспечивались жильём, сначала общежитием, потом квартирой, получали подъёмные на работника и членов его семьи.

       Эффективной формой организации труда в те годы было социалистическое соревнование, победители по итогам года поощрялись материально и морально.  Лучшим труженикам и членам их семей выделялись   путёвки в санатории и дома отдыха, в первую очередь предоставлялись квартиры для улучшения условий проживания, им вручались Почётные Грамоты и ценные подарки, их фамилии заносились на Доски Почёта, им присваивались различные поощрительные звания и так далее.

       Подобная практика поощрения за добросовестный труд и по сей день используется на предприятиях в Китае, Японии и других странах, кроме России. Мы верными остаёмся своему принципу - …  до основанья, а затем…

      В настоящее время в Хабаровске, например, не хватает рабочих мест. А в 60-е годы  нежелание людей работать преследовалось по   закону, была статья о привлечении долго нигде не работающих лиц за тунеядство и о принуждении их к труду в  специально для этого созданных  учреждениях.

 *    *    *

       Один из старейших хабаровских заводов «Арсенал», а впоследствии «Дальсельмаш», выпускавший сельскохозяйственную технику, в 1960 году передал производство комбайнов биробиджанскому заводу и получил название «Дальдизель». Его новая специализация – выпуск дизелей и дизель-генераторов различных модификаций для судов морского и речного флота. Первыми продукцию «Дальдизеля» оценили два хабаровских завода – имени Кирова и судостроительный, которые в начале 60-х выпускали суда для малого каботажного плавания и рыболовные траулеры. По мощности и надёжности двигатели  хабаровского завода  ничем не уступали дорогостоящим импортным. Начав с выпуска маломощных двигателей внутреннего сгорания, к 1970 году завод выпускал 20 модификаций дизельных агрегатов мощностью 150-650 лошадиных сил  и дизель-генераторов мощностью 100-200 кВт.

       Продукция завода применялась   в сельском хозяйстве, в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Завод выпускал также большой ассортимент товаров народного потребления.

       С 1966 года агрегаты завода отправлялись на экспорт в Румынию, Болгарию, Югославию, Ирак, Финляндию и ещё во многие страны мира.

       Перестроечные либералы завод «Дальдизель»  развалили. Я ежедневно проезжаю мимо огромных  заводских корпусов, построенных на века. Некоторые из них  заняты под магазины, склады и шарашки. Здесь теперь никто ничего не производит – все только продают.

 *     *     *

       Завод «Энергомаш» в 60-е годы выпускал компрессоры и нагнетатели (устройства для сжатия и подачи газов под давлением) для предприятий энергетики, металлургической и химической промышленности. Это была основная продукция завода. Машинами, изготовленными на «Энергомаше», оснащались многие электростанции и объекты энергетики Советского Союза, многих зарубежных стран таких, как Китай, Индия, Корея, Польша, Венгрия, Болгария и так далее. С 1963 года «Энергомаш» поставлял машины и оборудование  для заводов и новостроек химической промышленности. Во второй половине 60-х годов завод начал освоение производства принципиально новых видов продукции – газовых турбин и газоперекачивающих агрегатов. Были построены два новых цеха – общей сборки, газотурбинный и газосварочный.

       Завод играл большую роль в общественной и культурной жизни Хабаровска, участвовал в жилищном строительстве для своих работников.

        В настоящее время от того мощного гиганта осталось только название и кое-какое шевеление. Основное предприятие тоже уничтожено.

 *    *    *

       Завод«Амуркабель», введённый в строй в конце 50-х годов, выпускал силовые кабели с резиновой и пластмассовой изоляцией, контрольные, сигнально-блокировочные, судовые, высококачественные магистральные кабели дальней связи, кабели городской связи, шланговые, врубовые кабели, кабели для радиоустановок; провода установочные, осветительные, голые алюминиевые и сталеалюминиевые, обмоточные провода круглого и прямоугольного сечения из меди и алюминия, провода, изолированные высокопрочной эмалью и другие.

       В 60-е годы завод представлял собой постоянно расширяющийся комплекс современных производственных цехов, оснащённых новым отечественным технологическим  оборудованием. Это позволяло свести к минимуму ручной труд.

       В лаборатории измерительной техники помимо ремонта, наладки и проверки контрольно-измерительных приборов различных типов проектировали и изготовляли новейшие средства  автоматического управления производственными процессами. Завод располагал также специальным конструкторским бюро, постоянно пополняемой технической библиотекой, содержащей каталожные материалы, труды научно-исследовательских институтов, патентную литературу. На заводе постоянно действовали курсы повышения квалификации рабочих и инженерно-технических работников, заочное отделение техникума.

       Имелось современное общежитие, столовая, здравпункт с бесплатным лечением, пионерский лагерь.

       Почти половину работников завода составляли женщины.Что осталось от столь мощного предприятия? – Одни воспоминания.

 *    *    *

       В начале 60-х годов хабаровскому заводу имени С.М.Кирова, занимающемуся до этого  в основном ремонтом судов, дали заказ на постройку судов для малого каботажного плавания – шхун. По конструкции они должны были проходить мели и перекаты на Амуре по пути в лиман и дальше - в море.

       Судостроение потребовало коренной перестройки организации и планирования производства, подготовки рабочих и инженерно-технических кадров. Завод не имел эллинга, работы проводились зимой и летом на открытых стапелях. Применялась блочная постройка судов – секции доводились до готовности и оснащались в цехах, затем из блоков собирался корабль.

       В 1963 году завод освоил постройку более мощного промыслового судна СРТ (среднего рыболовного траулера). Тоже остался в воспоминаниях.

 *    *    *

       Хабаровский судостроительный завод к началу 60-х годов только переходил к постройке современных судов. Первый траулер был сдан в 1961 году.

       Как   и многие машиностроительные предприятия Хабаровска, судостроительный завод выполнял оборонные заказы.

       В последующие два года завод построил для Амурского речного пароходства три судна на воздушной подушке класса «Ракета».

       В дальнейшем со стапелей завода сходили суда повышенного класса и сложности. Завод технически перевооружался: были введены в строй шесть поточных механизированных линий сборки и сварки судовых полотнищ и секций, узлов, фундаментов корпуса и надстроек.  К концу 60-х годов ХСЗ вошёл в число ведущих предприятий города.

 *    *    *

       Ремонтно-эксплуатационная база флота (входившая ранее как цех в состав судоремонтно-судостроительного завода) в 1965 году стала базовым производственным предприятием Амурского речного пароходства. Помимо судоремонта база сооружала металлические баржи-площадки, пассажирские теплоходы типа «ОМ», плавучие пневматические перегружатели и плавучие краны, речные буксировщики, наливные и сухогрузные речные баржи. В систему базы входило профтехучилище и учебно-курсовой комбинат.

 *    *    *

       Хабаровский завод имени А.М.Горького – одно из старейших машиностроительных предприятий Хабаровска.

       С сентября 1946 года по решению Совета Министров СССР завод был передан в ведомство судостроительной промышленности СССР. С этого времени основная специализация завода – проектирование и изготовление изделий судового машиностроения: судовых электрических и гидравлических кранов и лебёдок малой и средней грузоподъёмности, эжекторных насосов, корабельных теплообменников, гидравлических устройств подачи груза на палубу, средств технологического оснащения для гражданских судов и кораблей ВМФ.

 *    *    *

       Химико-фармацевтический завод был единственным предприятием медицинской промышленности на востоке СССР и крупнейшим поставщиком готовых лекарственных средств. Он изготовлял уникальные препараты из дальневосточного сырья: настойки из семян и плодов лимонника, корней аралии, заманихи, экстракт из корней элеуторококка, препараты рантарин (из рогов северного оленя) и сайтарин (из рогов сайги).

       В начале 1965 года была отправлена в центральные клиники и научно-исследовательские медицинские учреждения страны  первая партия  экстракта элеуторококка. Сырьём для приготовления препарата служил «дикий перец» или «нетронник» - одно из древнейших растений земли, сохранившееся только на Дальнем Востоке.

           Осенью 1969 года на заводе вступила в строй полуавтоматическая линия по производству мазевых лекарств и новый цех по производству протамина, использующегося  для продления действия антибиотиков и инсулина. Получали протамин из молок лосося.

 *    *    *

       Завод «Промсвязь», образованный в 1928 году как предприятие по ремонту телеграфной аппаратуры, в 60-е годы начал активно перестраиваться на выпуск оборудования почтовой связи.

       Изделия с маркой Хабаровского союзного завода «Промсвязь» пользовались широким спросом не только в СССР, но и за рубежом ( в Венгрии, Сирии, Мали и на Кубе и др.). Завод изготавливал бурильно-крановые установки, пачкообвязывающие машины, автоматы для продажи газет и журналов. Первым в стране освоил выпуск снегоходов «Амурец» и «Лайка», контейнеров для аппаратуры уплотнения кабельных линий.

 *    *    *

       Хабаровский нефтеперерабатывающий завод имени С.Орджоникидзе в 60-е годы был одним из ведущих предприятий города, заводом с высокой культурой производства и современной технологией. Этот завод по производству автомобильного бензина, авиакеросина, дизельного и котельного топлива, дорожных и кровельных нефтебитумов, сжиженного газа, пожалуй, одно из немногих предприятий не только не исчезнувших с промышленной площадки Хабаровска, но и увеличившее своё производство.

 *    *    *

       Введённый в строй в апреле 1958 года Хабаровский завод отопительного оборудования в 60-е годы освоил всю номенклатуру санитарно-технических изделий, которые поставлялись во все концы страны. В 1960 году  стали работать цех ковкового чугуна и цеха отопительных котлов и канализационных труб, в 1962 году был запущен литейный цех и корпус эмалированных ванн. В 1964 году вступило в строй  отделение штампованных стальных эмалированных изделий.

       Завод был крупнейшим предприятием Дальнего Востока и Восточной Сибири с массовым производством чугунного литья.

 *    *    *

       Работали в Хабаровске ещё многие уникальные предприятия, создававшие репутацию города как разностороннего индустриального центра.

       Станкостроительный завод был единственным предприятием такого профиля на Дальнем Востоке и единственным в стране, выпускающим  одношпиндельные токарно-револьверные автоматы. Завод отправлял свою продукцию во многие регионы страны, а также на экспорт, являлся участником ВДНХ СССР и нескольких международных выставок.

       Завод «Продмаш» в 60-е годы выпускал рыборазделочные машины и холодильное оборудование: рыборезки, рыбомойки, посольные и рыборазделочные машины для разделки кальмара. Механизированные консервные линии с производительностью до 180 банок в минуту. Продукция завода отмечалась дипломами на международных выставках.

       Работали в Хабаровске заводы металлоизделий, мостовых железобетонных конструкций, производственное объединение «Востокэлектроремонт», фабрика мягкой мебели, деревообрабатывающий комбинат №1 треста «Железобетон-1».

        К середине 60-х вступили в строй предприятия по выпуску керамзита, теплоизоляционных материалов и стекловолокна, шиноремонтный завод На «Дальдизеле» был построен механосборочный цех, на заводе отопительного оборудования – механоэмалировочный корпус, на спиртоводочном – цех кормовых дрожжей и биомицина, на картонно-рубероидном – картоноделательный цех.

       В этой обзорной статье  названы далеко не все производственно - промышленные предприятия, не перечислены совсем предприятия мощной строительной индустрии, позволявшей  в короткие сроки возводить кварталы жилых домов, промышленные объекты, здания культурно-бытового назначения, образовательные учреждения.

       В последующие десятилетия прошлого столетия подавляющее большинство из них работали успешно. Но после предательства страны в верхних эшелонах власти рассыпалось всё народное хозяйство, канули в лето и хабаровские заводы, которые обеспечивали стабильную жизнь в крае каждого человека.

       Если будут пожелания, в следующем номере журнала расскажем, как развивалась социальная сфера в 60-е годы. Почитайте, обсудите, вносите предложения губернатору, как должен теперь развиваться город Хабаровск после того, как либералы по его земле погуляли. 

 

Статью составила: Воейкова Валентина Ивановна, главный редактор журнала «Аргументы времени», лауреат литературной премии имени К.Симонова, член СВГБ по Дальневосточному региону

 

На фото:

1. Обложка книги

2. В цехах завода Дальдизель

3. Сборка нагнетателя Н-1200-25-3 на заводе Энергомаш

4. Завод Амуркабель. Станок для производства проводов с бумажной оплеткой

5. Заслуженный ветеран Хабаровского судостроительного завода Василий Семенович Эрязов

 6. Суда на зимней стоянке в затоне РЭБ флота

7. В мазевом цехе хабаровского химфармзавода

8. Картоноделательная машина на хабаровском рубероидном заводе

Комментарии

ЭМАЛЬ ЗАВОД

на улице Лазо располагался Эмаль завод за него вообще ни слова, как будто его и не было, на нем мои родственники 45 лет проработали и что ещё обидно даже в интернете за него ни чего не найдёшь печаль.

Всё развалили

Странно, что никто не идёт работать на разваленные заводы. Кого ни спрошу - все пальцем у виска крутят. Советуют китайцев запустить или корейцев. Но ведь так нельзя. Может, покажем пример? Либерасты развалили, а мы восстановим. Кто пойдет?