Зачем нам Север и Дальний Восток?
На вопросы отвечает глава Минвостокразвития России Александр Козлов Глава Минвостокразвития России Александр Козлов дал большое интервью газете «Приамурские ведомости» и ответил на вопросы, которые больше всего интересуют сегодня хабаровчан. В том числе министр говорил по поводу причин переноса столицы ДФО во Владивосток. Раскрыл сроки, когда же наконец будет принята Национальная программа развития Дальнего Востока. А, кроме того, ответил на вопрос, почему в регионе нельзя давать квартиры молодёжи бесплатно. И ещё честно признался, что универсального рецепта, как остановить отток населения с региона, не существует. - При всех природных богатствах на Севере действительно довольно низкое качество жизни, - говорит Александр Козлов. - Мы имеем такой дисбаланс: серьёзный вклад в отечественную экономику и удручающее состояние социальной сферы, которая формирует качество жизни человека. Министр сказал, что Национальная программа развития Дальнего Востока (теперь она называется Аналитическая программа территориального развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035 года) уже внесена на рассмотрение в правительство РФ. «Программа полностью встроена в систему стратегического планирования страны. Стратегия же развития ДФО будет утверждена в декабре 2020 года», - добавил он. Новая нефтяная провинция - Александр Александрович, год назад Минвостокразвития России добавили трритории - Арктику, это около 21 млн кв.км - земли, примыкающий к Северному полюсу. Получается, раньше эта территория была бесхозной? Что вы уже сумели посетить и как налаживается с Севером система управления. Почему в XXI веке Россия сделал опять ставку на Север, после его запустения в 90-х? Зачем нам Север? - Сложно назвать бесхозной землю, на которую приходится почти 10% всех инвестиций в российскую экономику, где добывается 83% российского газа и 17% нефти. Но при всех ее природных богатствах в Арктике действительно довольно низкое качество жизни. Не во всех регионах, конечно, - Чукотка кардинально отличается от Ямало-Ненецкого автономного округа, например, или Мурманской области. Все же на северных территориях в целом ниже среднероссийской продолжительность жизни, выше смертность, выше уровень безработицы, не хватает качественной социальной инфраструктуры. И вот мы имеем такой дисбаланс: серьезный вклад в отечественную экономику и удручающее состояние социальной сферы, которая формирует качество жизни человека. При этом возможности Арктики таковы, что только благодаря этому региону наша страна в ближайшие 15 лет может стать одним из крупнейших мировых экспортеров сжиженного природного газа. По разным оценкам, Север может производить минимум 90 млн тонн в год, а в среднем 120 млн. При этом для сравнения сейчас проект «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК производит 16,5 млн тонн газа в год, и строится только второй такой комплекс - «Арктик СПГ-2». Кроме этого, есть перспективные шельфовые проекты, также серьезный вклад в экономику арктических регионов и всей страны внесет разработка нефтяной провинции в Восточной Арктике: это Чукотка, север Красноярского края и Якутии. В итоге, сейчас наши задачи: первое - ликвидировать разрыв между качеством жизни в Арктике и центральных регионах страны и второе - обеспечить опережающие темпы роста экономики региона. Безусловно, эти задачи тесно связаны, и без второго первое невозможно. - Как это можно сделать? - Расскажу, что нам удалось сделать за год. Самое главное - мы подготовили нормативную базу, которая позволит запуститься новым проектам. В Госдуме сейчас идет рассмотрение пакета законопроектов о преференциях инвесторов в Арктике. В третьем чтении принят проект федерального закона, предусматривающий поправки в Налоговый кодекс РФ. Документ предполагает применение пониженной ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на новых морских месторождениях углеводородного сырья, расположенных на 50 и более процентов своей площади в море. Это 5% для нефти в течение 15 лет с начала промышленной добычи, дата которой приходится на период не ранее 1 января 2020 года. Для проектов в сфере производства сжиженного природного газа и газохимической продукции планируется ввести нулевой НДПИ в течение 12 лет при добыче газа в Архангельской области, Коми, Якутии, Красноярском крае, Ямало-Ненецком, Ненецком и Чукотском автономных округах. Для создания новой нефтяной провинции, о которой я упоминал, предполагается применение нулевого НДПИ в течение первых 12 лет, а затем, начиная с 13 года по 17 год эксплуатации - поэтапный выход на полную ставку. Рассмотрение же основного пакета законопроектов, куда входят еще три документа, предусматривающие общие меры поддержи инвестиционных проектов в Арктике, прошло в Госдуме РФ 12 марта - первое чтение. Мы рассчитываем, что новые меры поддержки бизнеса в Арктике заработают уже летом. - А что уже работает из тех мер поддержки? - Введен заявительный принцип на месторождения со всеми типами прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемы. В результате в 1,5 раза снижена начальная стоимость участков, а количество выданных лицензий на разведку и добычу выросло в 1,5 раза, с 83 в 2018 году до 123 в 2019-м. Мы начинаем реализацию пилотного проекта в Якутии по отработке нового механизма северного завоза продуктов. Суть вот в чем: создается сеть торгово-логистических центров, где они будут накапливаться и затем будут распространятся по приемлемым ценам. Есть результаты в развитии социальной сферы. Нам удалось добиться того, что в два раза, до двух миллионов рублей, увеличен размер подъемных для переезжающих в Арктику врачей. Это очень важно, учитывая, что есть дефицит этих специалистов. Подключилось к работе в Арктике наше Агентство по развитию человеческого капитала, сейчас его сотрудники рассчитывают кадровую потребность для арктических территорий. Также агентство приступило к разработке системы преференций для людей, которые захотят переехать в эти регионы. Стратегия развития ДФО: 2020 - В середине года вы говорили: «Развитие Дальнего Востока - это же не просто «на поговорить», это должно быть действительно стратегией для государства». А где же долгожданная Национальная программа развития Дальнего Востока? И по какой программе сейчас идет развитие региона? Писали, что на «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» приходится наименьший уровень исполнения среди всех госпрограмм - всего 34,7%. - Для начала хочу отметить, что 34,7% кассового исполнения госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» - это данные на июль 2019 года. По итогам года кассовое исполнение программы составило 95,4%. Это неплохой показатель, учитывая, каким было лето на Дальнем Востоке: с пожарами и подтоплениями. Но безусловно, нужно стремиться к 100% исполнению. Здесь нужно сказать, что именно в рамках нашей госпрограммы выделяются средства на реализацию планов социального развития центров экономического роста. Таких центров на Дальнем Востоке 58, и они охватывают 6,6 млн человек - 81% численности населения ДФО. В общей сложности до конца 2021 года в регионы направляется почти 100 млрд рублей. За это время будут построены и модернизированы более 800 объектов социальной инфраструктуры. Сейчас уже построены 309, среди них - 4 больницы, 21 ФАП, 6 школ, 2 детских сада, 11 спортивных комплексов, 237 спортивных площадок, 6 объектов культуры. В том же Хабаровском крае в поселке Чегдомын открыт спортивный бассейн, а в Комсомольске-на-Амуре - станция «скорой медицинской помощи». Всего по дальневосточному региону отремонтировано 229 социальных объектов. Приобретено оборудование для 104 больниц, 103 фельдшерско-акушерских пунктов и 75 техникумов, 138 единиц транспорта, 200 квартир для медиков и педагогов, 128 единиц транспорта: это и автомобили «скорой помощи», и трамвайные вагоны, и специальный санитарный транспорт для регионов. Закуплено 37 уличных тренажеров, 325 детских площадок. Небывалые объемы для Дальнего Востока. Аналитическая программа же территориального развития ДФО до 2024 года и на перспективу до 2035 года, первоначально мы ее называли - Национальная программа развития Дальнего Востока - внесена в Правительство РФ. Программа полностью встроена в систему стратегического планирования страны. Стратегия же развития ДФО будет утверждена в декабре 2020 года. - Получил ли Дальний Восток ожидаемый рывок в экономике от ТОСЭР - территорий опережающего социально-экономического развития (2014 год), где резидентов ждет готовая инфраструктура и льготы на бизнес и от бесплатных дальневосточных гектаров (2016)? Первоначально говорили о каком-то немыслимом количестве желающих работать на земле - приезжих людей, что если бы все они прибыли, то им просто негде было бы жить первое время. Потом спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко добавила сомнения. А теперь еще Счетная палата заявила, что ТОРы «высасывают деньги» из региона. Расскажите, все же какие первоначальные планы были и как на практике реализуются эти проекты? Чего в конечном итоге от них ждать? Развейте эти сомнения! - Начнем с территорий опережающего развития. Буквально на днях Росстат опубликовал уточненные данные по ВРП за 2018 год. Его рост в ДФО составил 3,5%, тогда как в среднем по России - 2,8%. Но самое главное - впервые с 2006 года рост ВРП зафиксирован во всех регионах Дальнего Востока. Наибольший рост показал Камчатский край - 7,1%, затем идет Сахалинская область - 6,9%, замыкает тройку лидеров Республика Бурятия - 4,7%. Показатель Хабаровского края - 1,9%. Рост промышленного производства на Дальнем Востоке за последние пять лет составил 24,1%. Это почти в три раза выше, чем в среднем по России. И в этом есть вклад наших преференциальных режимов - территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, субсидии на строительство инфраструктуры. Благодаря всем мерам государственной поддержки, действующим на Дальнем Востоке с 2014 года, инвесторы вложили в региональную экономику 1,15 трлн рублей, 700 млн приходится на ТОР, всего введено в строй 299 новых предприятий, создано 48,1 тысячи рабочих мест. Если конкретно, то в том же Хабаровском крае компания «Технониколь» ввела завод по производству тепло- и звукоизоляционных материалов. Создано 150 рабочих мест, а средняя зарплата на заводе превышает 60 тысяч рублей. «Джей Джи Си Эвергрин» - японский инвестор - запустил в эксплуатацию уже вторую очередь тепличного производства. Компания выращивает огурцы, помидоры, редис и зелень, а также готова в промышленных объемах выращивать японскую землянику. Амурская лесопромышленная компания запустила завод производству сухих пиломатериалов, создано 802 рабочих места. Все они резиденты ТОР. Благодаря нашим преференциям в регионе появляются новые отрасли, которых раньше не было на Дальнем Востоке. Например, газопереработка в Амурской области, огранка алмазов в Приморском крае. Теперь они есть. Какой же это отток средств из региона?! Резиденты ТОР нарастающим итогом уплатили налогов в бюджетную систему РФ 31,8 млрд рублей. Если бы не было наших режимов, не было бы и столько новых производств, соответственно это и меньше налогов. Руководство крупнейшей угледобывающей компании «Колмар» не раз говорило о том, что если бы не государство, то их инвестиции в Дальний Восток были бы меньше минимум в два раза. Мировая практика показывает, что заметный эффект от преференциальных режимов наступает только на 15-й год их существования. Китай преимущество своих режимов отметил только после 14 лет их работы. Зрелая зона предлагает инвесторам готовую инфраструктуру, но незначительные налоговые льготы, придерживаясь политики инфраструктурной привлекательности. Молодая зона привлекательна для потенциального инвестора фискальными преференциями и готовностью обеспечить инвестора новой инфраструктурой согласно его запросу. Именно на ее основе и достижений первых резидентов создается та готовая площадка, на которую придут новые инвесторы. У нас пока еще молодые преференциальные режимы - самым первым ТОР в 2020 году исполнится только пять. Сейчас Минвостокразвития проводит глубокий анализ, ведь мерило всех теорий - это практика. И уже видно, что механизмы необходимо донастраивать. Например, по СПВ (Свободный порт Владивосток) и ТОР однозначно говорим, что нужно усиливать роль региональных властей. Губернаторы уже возглавили наблюдательные советы в ТОР. Мы предлагаем, чтобы также было сделано и в СПВ. Потому что реализация инвестиционных проектов должна учитывать приоритеты экономического развития субъекта, и где, как ни на местах, это лучше видно. Также прорабатываем вопрос, чтобы передать на уровень губернаторов и строительство инфраструктуры в ТОР в принципе. Это во многом упростит формирование планов-графиков, и стройка будет контролироваться на месте. И самое главное, что мы поняли сегодня - это то, что не существует идеальной территории. Суть в том, что нельзя взять кальку и перенести ее на другую. У каждого региона есть своя специфика, и в помощь нашим режимам нужна отладка отраслевого законодательства: в рыбной промышленности, сельском хозяйстве, туризме. Теперь о программе «Дальневосточный гектар». Это не переселенческая программа. Это возможность бесплатно и быстро взять землю тем, кто действительно этого хочет и готов ее осваивать. Кроме того, этот проект позволил наконец-то навести порядок в земельных активах Дальнего Востока. Почти 230 тысяч земельных до этого вообще отсутствовали в Росреестре. Подчеркну, впервые была создана актуальная карта земель ДФО. Благодаря новой карте 78 918 человек смогли без проблем взять участок. В основном на земле занимаются сельским хозяйством, возводят туристические базы, занимаются бизнесом и планируют строить свое собственное жилье. А еще - впервые создаются населенные пункты. Например, в Хабаровском крае появилось село Дальневосточное. Перезапустить рынок жилья - На Дальнем Востоке стартовала льготная ипотека под 2 процента. Но вот эксперты по недвижимости говорят, что эта программа стимулировала подорожание и так не дешевого жилья. Другие предлагают, что государство все равно компенсирует банкам льготную ипотеку, и не проще бы вообще давать бесплатно квартиры молодым семьям, конечно, на определенных условиях, к примеру, 10 лет отработать в регионе и только потом жилье переходит в собственность. Как просчитывалась эта программа и какие ее ожидаемые результаты? - Безусловно, возможность приобрести жилье - актуальный вопрос для многих людей, не только дальневосточников. В нашем регионе жилье дорогое, прежде всего из-за его нехватки. Бесплатные квартиры - это, конечно, хорошо, но мы-то ведь знаем, что никто бесплатно не будет их строить. Почему 2 процента? Когда мы готовили это предложение, то провели анализ. Во-первых, запросили у Росстата информацию о доходах молодых семей, и он сделал эту подборку специально для нас. Во-вторых, проанализировали сколько стоит аренда квартиры в регионе и сколько, в принципе, люди готовы отдавать средств без ущерба для семейного бюджета. В итоге получилась сумма 16 тысяч рублей. И это как раз 2 % от стоимости жилья, и такие деньги может платить семья без особых финансовых проблем. Цель программы, первое - помочь людям приобрести доступное жилье, ведь это один из главных критериев - останется человек в родном регионе или поедет туда, где с этим дела обстоят лучше. Сейчас уже заключено более 4100 кредитных договоров, больше всего в Приморье и Якутии - по 1000 штук, в Хабаровском крае - 523. Второе - перезапустить рынок строительства жилья на Дальнем Востоке. Нам в регионе надо больше строить, чтобы снизить стоимость квадратного метра. Для этого необходимо, чтобы на Дальний Восток пришли крупные игроки, которые строили микрорайонами со всей инфраструктурой. Один из крупнейших отечественных застройщиков - Группа компаний «ПИК» - заходит на Дальний Восток. В феврале было подписано соглашение между инвестором, правительством Сахалинской области и Фондом развития Дальнего Востока о сотрудничестве в рамках проекта по производству модульных домокомплектов мощностью до 300 тыс. квадратных метров в год. Они будут поставляться, помимо Сахалина, в Хабаровский, Камчатский и Приморский края, опорные точки Северного морского пути, и уже на местах собираться в жилые дома. В 2020 году планируется реализовать два пилотных проекта - в Южно-Сахалинске и Охе. Пилотные проекты позволят апробировать технологию и позволят понять, какой на них спрос. Нужны еще застройщики. Мы готовы предложить площадки, готовы предложить финансирование. При этом мы готовы оказывать помощь и местным строительным копаниям, которые готовы браться за комплексную городскую застройку. Задач на Дальнем Востоке много, работы хватит всем. Приоритет – авиация и круглогодичные льготы для пассажиров - На заседании президиума Государственного совета под председательством Президента России в сентябре прошлого года вы говорили об авиации: «Последнее для дальневосточников - единственный способ добраться в центр страны. И разговоры о нецелесообразности полетов, плоских тарифах не вписываются в посыл, данный вами пять лет назад, что Дальний Восток - это приоритет на наш XXI век». Вот теперь у нас на Дальнем Востоке должна появиться своя авиакомпания, которая, скорее всего, решит все эти проблемы? - Транспортная доступность и, прежде всего, авиационная - в числе моих безусловных приоритетов с самых первых дней на посту министра. В прошлом году, за счет увеличения субсидии на авиаперевозки перевезено свыше одного миллиона пассажиров. Для сравнения: по региональным маршрутам в 2017 году было перевезено 145 тысяч пассажиров, а в 2019 - 240 тысяч. Мы добились включения многодетных родителей в категорию льготников, расширения перечня маршрутов и, что очень важно, смогли убедить коллег, что льготные авиаперевозки должны быть круглогодичными. Нужно идти дальше. На Дальнем Востоке расстояния огромные, везде дорог не построишь, а вот авиация - оптимальное решение. Здесь необходим системный подход. Нужно восстанавливать маршрутную сеть, аэродромную инфраструктуру, нужны самолеты, которые бы могли садиться на грунтовые полосы. Сегодня уже есть ряд поручений Президента страны в этом направлении. Помимо создания дальневосточной авиакомпании, есть поручения проработать вопросы по созданию условий для организации авиасообщения для труднодоступных районов Дальнего Востока и других округов, о проектировании и запуске серийного производства самолета «Байкал» на основе ТВС-2ДТС, о разработке комплекса мер по снижению стоимости авиатоплива в ДФО. Работаем сейчас над всем этим совместно с Минтрансом и Минпромторгом РФ, есть различные варианты, как все это сделать. И, как только будет принято решение и его одобрит Правительство РФ мы начнем его исполнять. Смена локации дальневосточной столицы - 13 декабря 2018 года столицей ДФО стал Владивосток. Это было политическое решение, потому что губернатором в Хабаровском крае стал представитель ЛДПР или же оно обосновывалось не только этим? Что дало перенос столицы? Некоторые эксперты заговорили смене развития региона: с материкового на Тихоокеанское. - Владивосток и Хабаровск - крупнейшие города Дальнего Востока, между ними всегда есть здоровая конкуренция, это нормально. Но я убежден, что перенос столицы ДФО во Владивосток, никак не смог повлиять на преимущества Хабаровска. Это один из крупнейших промышленных центров Дальнего Востока с серьезными перспективами развития. Предпосылки к смене локации дальневосточной столицы были давно. Владивосток развивается как территория сотрудничества России с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, ни в одном городе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, нет столько дипломатических представительств иностранных государств. Здесь проходит Восточный экономический форум, где лидеры стран АТР и не только этого макрорегиона вместе с Президентом нашей страны Владимиром Путиным обсуждают пути развития сотрудничества в Северо-Восточной Азии, тихоокеанского побережья в целом. Кроме того, Приморский край - лидер среди дальневосточных регионов по привлечению инвестиций. Здесь находятся 47% инвестиций, которые приходят на Дальний Восток. Именно Приморье стало пилотным регионом для Свободного порта Владивосток, там режим заработал в октябре 2015 года, далее, через год режим распространился на ряд портовых территорий Хабаровского края, Камчатки, Сахалинской области и Чукотки. Одни из первых дальневосточных ТОР появились также именно в Приморском крае, и туда сразу же вошли инвесторы - это ТОР «Надеждинская» и «Михайловский», а всего там четыре таких площадки - больше всех на Дальнем Востоке. - Что дает Дальнему Востоку ежегодный ВЭФ - Восточный экономический форум? У нас ведь уже был Дальневосточный экономический форум в начале нулевых, который, правда, проходил в Хабаровске. Тогда особо ничего не менялось в жизни дальневосточников. А теперь? - Есть такая поговорка: на пустом месте трава не растет. На Дальнем Востоке всегда предпринимательская активность была довольно высокой, плюс наш регион один из немногих в стране, в непосредственной близости которого находятся крупнейшие экономики мира. Дальневосточный экономический форум в Хабаровске проходил под эгидой Государственной думы, в нем принимали участие представители бизнеса и региональных властей, поднимались вопросы развития Дальнего Востока, проблемы, мешающие росту экономики. Не соглашусь с тем, что это ничего не меняло в регионе. Формировались идеи, проекты, взгляды на развитие самого большого региона страны. Ряд проблемных вопросов решался потому, что бизнес и власти непосредственно общались на этой площадке. Восточный экономический форум собрал лучшее из таких площадок, но главное - практически ориентирован. Здесь заключаются соглашения, которые потом превращаются в реализованные проекты. Возьмем тот же аэропорт Хабаровск, в 2017 году на ВЭФ было подписано соглашение о строительстве нового терминала, проект получил статус резидента ТОР, и вот он - новый терминал принимает пассажиров, планируется строительство здания для международных рейсов. В Приморье зашел один из крупнейших отечественных сельскохозяйственных холдингов - «Русагро», соглашения также подписывались на ВЭФ. Здесь инвестор строит животноводческие комплексы и элеватор. Компания «Колмар» подписала ряд соглашений с партнерами-инвесторами, а также с нашим Агентством по развитию человеческого капитала, касающееся вопросов привлечения кадров на свои производства в Якутии. Это новые рабочие места, в первую очередь - для дальневосточников. По итогам ВЭФ-2019 подписано 270 соглашений на сумму 3,4 трлн рублей, сейчас они находятся в разной степени реализации. Важнейший момент, ВЭФ - президентский форум, здесь наша страна наглядно демонстрирует всю серьезность и долгосрочность своих намерений на Дальнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Создать достойные условия для людей - Можете сказать, какие территории Дальнего Востока успешно развиваются, а какие отстают, пробуксовывают? И с чем это связано: с политической составляющей - менеджментом управления или же с экономикой, которая изначально была «заточена» под определенные задачи, которые со временем могли измениться. - Начнем с того, что все дальневосточные территории разные. И нельзя сравнивать, например, Чукотку с тем же Приморским краем, а Республику Саха (Якутия) с Сахалинской областью. Климатические условия разные, географическое расположение. Юг традиционно быстрее развивается, чем Север, тем более крайний. Наша задача - помочь регионам реализовать те преимущества, которые у них есть. Хабаровский край - это промышленность: машиностроение, добыча угля, деревообработка, металлургия. Здесь находится производство знаменитых истребителей Су-35 и Су-30МК2, гражданского самолета Sukhoi Superjet-100. Комсомольск-на-Амуре - город президентского внимания, и именно здесь реализуется индивидуальный план долгосрочного комплексного социально-экономического развития до 2025 года, благодаря которому в городе строится и модернизируется социальная инфраструктура. Все три территории опережающего развития в Хабаровском крае «Николаевск», «Хабаровск» и «Комсомольск» в той или иной степени «заточены» на промышленность. Крупнейший проект для Чукотки - разработка одного из крупнейших в мире медно-порфировых месторождений - Баимское. Специально под этот проект расширена ТОР, туда вошли инвесторы, готовые заниматься производством. Республика Саха (Якутия) - добыча и переработка полезных ископаемых, в том числе угля, алмазов, газа, золота. Крупнейшие проекты якутских ТОР - ГОКи «Денисовский» и «Инаглинский» - в практической стадии реализации. В Еврейской автономной области к концу 2019 года вышел на полную мощность Кимкано-Сутарский ГОК, это крупнейший налогоплательщик этого региона. Другое дело, что все регионы находились на разных стартовых точках, и важно помочь всем. И то, что в 2018 году все дальневосточные территории продемонстрировали рост ВРП (валовой региональный продукт) - серьезный показатель работы прежде всего самих регионов. Важный показатель динамики развития территорий - инвестиционный рейтинг АСИ (Агентство стратегических инициатив). Президент страны Владимир Путин поставил задачу в 2020 году всем регионам ДФО войти в ТОП-З0. По итогам прошлого года - 5 показали рост, но 6 - падение. Но не то, что там стало хуже, просто другие регионы страны движутся быстрее. Все же не должно быть ситуации, что в какой-то регион идут инвесторы, потому что там созданы для этого условия, бизнесу помогают, а в какой-то - нет, потому что инвестора там «обдерут как липку». Конечно, мы помогаем и будем помогать территориям. Работает наша совместная с Генпрокуратурой рабочая группа, где рассматриваются нарушения и злоупотребления в отношении инвесторов, через сайт Минвостокразвития можно пожаловаться на необоснованные административные барьеры. Но, повторюсь, придет инвестор или нет в регион, во многом зависит от его властей. - Почему с Дальнего Востока продолжают уезжать люди? Если ли рецепт как этот отток остановить? - Хочу отметить, что миграционный отток все же снижается. В прошлом году регион покинуло 11,7 тысяч человек, это в три раза меньше, чем в 2018 году. Но отток все же есть. ВЦИОМ регулярно проводит опросы на этот счет для нас, уезжающих людей не устраивает дороговизна жизни, уровень зарплат, ограниченный рынок труда. Но это можно понять и без опросов. Все же ситуация на Дальнем Востоке постепенно меняется и, уверен, динамика будет нарастать. Что касается рецепта - универсального не существует. Надо создавать условия для людей. Чтобы дальневосточники видели, что дома можно получить востребованное образование, устроиться на достойную работу, приобрести жилье, устроить ребенка в хороший детский сад рядом. Это целый комплекс мер, и для этого работает наше министерство. Все, что мы делаем: и ипотека под 2% для молодых семей и получателей дальневосточного гектара, ипотека 5% для многодетных семей, выплаты на первого, второго и третьего ребенка и даже физкультурно-оздоровительная программа «Маугли» для детсадовцев - решает одну задачу: создать достойные условия для людей. Впервые за десятилетия на Дальнем Востоке идет такое масштабное обновление социальной инфраструктуры. За полтора года 309 объектов построено, 229 реконструировано - такого Дальний Восток давно не помнит. И это только начало…
Беседовал Константин Пронякин. «Приамурские ведомости», №№10, 11 – 2020г. |