Опять начнем сначала

Речные пассажирские перевозки: старые пороги и новые повороты.

О создании концепции развития транспорта Хабаровского края на десятилетний период заявил профильный министр Роман Мирошин, открывая заседание общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства.

Совет рассматривал состояние речных пассажирских перевозок. Это традиционная тема для общественников, которые держат руку на пульсе транспортной отрасли региона. Она включает в себя железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт.

Внимание к пассажирским перевозкам на Амуре объяснимо: значительная их часть относится к межмуниципальным сообщениям, иначе говоря, подконтрольна региональному правительству.

Цифры и факты были представлены руководителем администрации «Амурводпути» Александром Савиным. После акционирования пароходства, его разделения и продажи госпакета акций лесному холдингу (что свело на нет решающую роль пароходства в Амурском бассейне) возглавляемое Савиным федеральное бюджетное учреждение – пожалуй единственное располагает аналитикой и отслеживает тенденции.

Фурор на ВЭФ и забвение

По словам Александра Анатольевича, в советскую эпоху по Амуру транспортировалось 32 млн тонн грузов. В навигацию 2020 года было перевезено 4,3 млн тонн.

– Но ведь тогда с Райчихинского месторождения в Амурской области доставлялось 15 млн тонн угля! – акцентировал он, имея в виду топливо для Комсомольской ТЭЦ-2 и Амурской ТЭЦ. – Проложили газовую трубу – и необходимость в угле отпала.

Другой объективный фактор сокращения перевозок по Амуру, как грузовых, так и пассажирских, – развитие дорожной сети. В конце 90-х годов, когда завершилась укладка асфальта на трассе Хабаровск – Комсомольск, десятки тысяч жителей края сделали выбор в пользу автомобильного транспорта.

– Третий фактор – отток населения с Нижнего Амура, – продолжил Савин.

И он прав: пореформенное лихолетье похоронило леспромхозы и рыбколхозы, а в самом Николаевске – судостроительный завод, РЭБ флота, стройтрест.

Директор Хабаровского судостроительного завода Игорь Фомин предложил определить для территорий края приоритетные виды транспорта, основываясь на реальных процессах, а не на «хотелках».

– Можно пустить «Сапсан» или «Ласточку» между Хабаровском и Комсомольском, вложить миллиарды рублей. Но кто станет ездить на этих явно недешевых поездах? – заметил он.

Парадоксально, но факт: в своем выступлении директор судостроительного даже не упомянул построенное заводом пассажирское судно класса А45. То самое, что было названо в честь 70-летия Победы. Оно представляло край на Восточном экономическом форуме, на котором было продемонстрировано Владимиру Путину тогдашним губернатором Вячеславом Шпортом.

Специалистами министерства декларировалось, что теплоход «70 лет Победы» – первое из трех запланированных к постройке на заводе судов. Великолепная тройка, способная причаливать к необорудованному берегу, заменит «Капитана Князева» и «Сергея Торбина» – последние амурские «Метеоры», работающие на линии Комсомольск – Николаевск.

Неизбрание Шпорта губернатором в 2018 году похоронило проект. Но почему? Разве обновление пассажирского флота силами местных судостроителей перестало быть приоритетом?

Курс на электросуда

Начальник управления организации перевозок Владимир Березовский, сделавший упор на сокращение пассажиропотока, ни слова не сказал о судах на воздушной подушке, работающих в Николаевском районе с 2019 года. Они связали Лазарев, Пуир, Нижнее Пронге с городом, чего жители этих населенных пунктов добивались три постсоветских десятилетия.

В министерстве заявляли, что следующим шагом станет приход судов круглогодового действия на линию, соединяющую краевой центр с левобережьем Хабаровского района. Но и этот проект перестали упоминать.

Почему востребованные наработки отодвинуты? Чем чистый лист предпочтительнее продолжения сделанного? Разумеется, с дополнениями и корректировкой.

Егор Галкин, врио директора «Хабаровскводтранса», подведомственного министерству, озвучил новый курс. Это приобретение и эксплуатация электрических судов. Едва ли не решающий довод – их экологичность.

Вероятно, Егор Викторович, пребывающий в директорской должности считанные недели, не осведомлен, что в Амур поселения сбрасывают неочищенные канализационные стоки. Поэтому ссылка на экологичность воспринимается не иначе как попытка скрыть более существенное. Например, стремление компании-производителя лоббировать собственные интересы.

Уместно привести уточнение директора Хабаровского судостроительного завода Фомина: суда на аккумуляторных батареях впечатляют, но для их работы в крае необходима инфраструктура, которая оценивается примерно в полтора миллиарда рублей.

Может, эти полтора миллиарда нужнее в другом месте?.. Ольга Соловьева, возглавляющая компании «Амурские пассажирские перевозки» и «КомПасс», перечислила объекты, для которых отсутствие инвестиций смерти подобно. Это речные порты края: Хабаровск, Амурск, Комсомольск, Николаевск. Это остановочные пункты в Троицком, Нижних Халбах, Богородском с их временными причальными сооружениями – дебаркадерами. А речной вокзал столицы края!.. Здание речного вокзала, построенное более века назад не для путешествующего люда, а для торговцев рыбой и прочей снедью, министр Мирошин на заседании совета назвал позором города и края.

Круизный кластер

На обсуждение положения дел в пассажирских перевозках неизменно приглашается заместитель министра культуры, отвечающий за туристическую сферу. Круизы по Амуру – ее неотъемлемая составляющая. Они выполнялись теплоходами типа «Николай Пржевальский» и «Ерофей Хабаров», а также теплоходом «30 лет ГДР», переименованным в «Звезду Амура», которые принимали на борт до десяти тысяч туристов в навигацию. Причем не только хабаровчан.

Хотя это в прошлом. Круизные суда либо переделаны в рыбозаводы, либо отправлены на металлолом.

– Вопросов больше, чем ответов, – признал Александр Никитин, заместитель министра культуры – председатель комитета по туризму. – Плюс пандемия…

Действительно, с пандемией не поспоришь. Но ведь сравнительно недавно Виталий Селюков, предшественник Никитина, представлял членам совета краевую программу развития внутреннего и въездного туризма. Она предусматривала восстановление круизов на Амуре: в федеральную целевую программу был включен круизный кластер «Остров Большой Уссурийский – Шантары».

Называлась компания из Перми (ее круизный флот бороздит Белое, Черное, Азовское моря), намеревавшаяся обзавестись серией судов для круизов на Амуре. Она заказала проект головного образца конструкторскому бюро «Вымпел» из Нижнего Новгорода. Строить суда пермяки решили в Комсомольске: там размер стапелей позволяет создавать 125-метровые корабли.

К тому же сотни миллионов рублей вложено в строительство причала для круизного флота в Хабаровске и восстановление речной инфраструктуры в Николаевске. Выходит, федеральные деньги пущены на ветер?..

Поскольку заседание общественного совета при министерстве транспорта проходило в Тихоокеанском университете, с заключительным словом выступил ректор Сергей Иванченко. Он сообщил, что прямо во время работы совета на его смартфон поступила информация из университета острова Хоккайдо. Партнеры хабаровского вуза сообщили: правительство Японии выделяет гранты на организацию экотуризма на российском Дальнем Востоке. Ну а какой экотуризм без передвижения по Амуру?..

 

Михаил КАРПАЧ

«Приамурские ведомости», №25-2021

г. Хабаровск