ЦЕНЫ В «УЗДУ»!

       В декабре минувшего года случилось невероятное, почему-то почти невозможное ранее: до «верхов», словно в час озарения, дошло, что цены на товары первой необходимости, и прежде всего на продовольствие, на базовые продукты, у нас в стране растут не согласованно с официальной инфляцией, растут опережающими темпами и не только портят всю статистику, но и, не трудно догадаться, ощутимо бьют по и без того тощим кошелькам миллионов российских граждан. Особенно заметно они стали подниматься во второй половине 2020 года, . . .

перед его завершением. При почти рекордных или, как минимум, вполне достаточных урожаях зерновых, масличных и иных культур. Президент по этому поводу буквально устроил разнос министрам экономического развития и сельского хозяйства. Можно сказать, сурово «погрозил пальцем», затем «топнул ногой» и распорядился в течение недели устранить «безобразие».

     Правительство «взяло под козырёк» и оперативно, ещё до новогодних праздников, приняло меры по «заморозке» закупочных и розничных цен, в частности, на растительное масло и сахар-песок. Пока по март включительно. В основном на европейской части России, а за Уралом - с применением некоего коэффициента. В январе федеральная исполнительная власть взяла под свой контроль цены на ещё несколько продовольственных позиций: макароны, хлебобулочные изделия, яйца,  картофель, молоко и даже выделило экстренно их производителям более 5 миллиардов рублей субсидий. Можно предположить, что объявленные постановления и решения позже будут пролонгированы ещё на три месяца или даже до сентября, когда состоятся очередные выборы депутатов Государственной Думы.

     Что ж, вроде бы хорошие новости, и следовало бы поблагодарить высшее руководство страны за проявленную заботу о простом народе, за то, что сумели «договориться» с бизнес сообществом и хотя бы немного укоротить аппетиты торговых сетей. Оказывается, что вполне можно найти управу на слишком ретивых агропромышленников и «торгашей», вознамерившихся довести внутрироссийские цены на продовольствие до общемировых, и, видимо, совсем забывших, что зарплаты и пенсии в матушке России давно с нескрываемой завистью смотрят на западноевропейские или североамериканские.

     Только вот не покидает ощущение, что всё предпринятое правительством как-то просто не серьёзно для такого крупнейшего в мире по своей площади, не последнего по численности населения, богатейшего природными ресурсами и производственными возможностями государства, в котором вот уже почти тридцать лет действует рыночная экономика. И вполне видно и понятно, что всё это временно, непостоянно, к тому же цены «заморожены» лишь на небольшой перечень продовольственных товаров. Потому что законы вольного, свободного рынка, на которые буквально молится, как на идола, действующая власть, никто не отменял, они неумолимы. Прибыль любой ценой! Прибыль наивысшую, ничем не ограниченную! Прибыль сейчас, сегодня, в крайнем случае, завтра! Вот чем руководствуются нынешние российские бизнесмены, которые, попридержав цены на небольшую группу «договорных» товаров, непременно компенсируют свои пусть и временные, но досадные для них потери повышением цен на другие, не преминут заняться (и этот процесс уже пошёл!) снижением качества поставляемых на продажу населению продуктов. И будут руководствоваться впредь, если государство не изменит, не пересмотрит основательно свою социально-экономическую политику.

     А у действующей российской власти очень много реальных, эффективных возможностей для сдерживания цен не на квартал или полгода - на длительную перспективу. При этом вовсе даже не обязательно отказываться от рыночных механизмов хозяйствования. Почему бы, например, не использовать такой важнейший стимул экономического развития, как конкуренция среди производителей и среди продавцов. Именно этого фактора в нашей системе торгово-экономических отношений фактически давно уже нет: ведь не секрет, что производство большинства товаров «первой необходимости», включая продовольствие и медикаменты, а также их реализацию населению, более чем на 90 процентов прибрали к рукам монополисты.  Они не конкурируют между собой, а действуют по взаимной договорённости, используя главное правило всех спекулянтов: подешевле купил – подороже продал. Это относится и к производителям, стремящимся приобрести наиболее дешёвые компоненты для своих товаров (то же пресловутое пальмовое масло), и к продавцам, нередко устанавливающих ценники, в полтора-два раза превышающие расходы на закупку этих товаров.

     Правительство вправе и даже обязано обеспечить принцип конкуренции. Разве нельзя восстановить хотя бы частично государственные предприятия, акционерные общества с государственным участием или народные предприятия наподобие совхоза им. Ленина в Подмосковье, способные в требуемых для населения страны объёмах производить и перерабатывать сельхозпродукцию? Закупать у таких предприятий товары первой необходимости по выгодной для них цене и чтобы тем не нужно было беспокоиться о гарантированном рынке сбыта большей части своей продукции. При острой необходимости поддержать финансово, доступными кредитами, поставками необходимого оборудования, техники, ГСМ и т.д. Не так ли строятся сейчас отношения правительства с военно-промышленным комплексом? И наш ВПК при регулярном, гарантированном государственном заказе не только сохранился после развала Союза ССР, но уверенно развивается, и, главное, весьма успешно, пусть и не без известных проблем, справляется с важнейшей задачей обеспечения Российской Армии и Военно-Морского Флота новейшими видами вооружений и боевой техники, поддержания на требуемом временем уровне обороноспособности страны.

     Как известно, правительством осуществляются плановые закупки в достаточно больших объёмах в государственный резерв. До недавнего времени у нас также регулярно создавался интервенционный резерв, использовавшийся для гашения колебаний рынка при неурожаях, стихийных бедствиях и иных неблагоприятных условиях. Правда, в последние годы этот резерв перестал пополняться, его объём сократился до полутора сот тысяч тонн зерновых. Но ничто не мешает восстановить эту практику для поддержки предприятий продовольственных товаров, торговых сетей, средних и мелких продавцов.

     Одновременно начать создавать запасы для государственной оптовой и розничной торговли, возродить «казённые» магазины в каждом населённом пункте (в небольших – хотя бы по одному, в более крупных, разумеется, больше, как теперь говорят, «в шаговой доступности»), которые станут действенными конкурентами нынешним безальтернативным «частникам», результативно сдерживать постоянно накручиваемые монопольными агропромышленными и прочими холдингами, а также торговыми сетями цены. Простой пример: если 1 литр подсолнечного масла в государственном магазине будет стоить с учётом разумных оптовых и розничных торговых надбавок 80 рублей, то в «Магнитах», «Пятёрочках», «Перекрёстках», «Миндалях» и других, им подобных, не получится продать то же масло объёмом 0,9 или даже 0,8 литра – в ставшей теперь уже привычной таре – за 100 рублей. Аналогично и по другим важнейшим товарным позициям. Хозяева этих супер-гипермаркетов вынуждены будут умерить свои аппетиты без «окриков» федеральных министерств, без популистских договорённостей о частичной "заморозке" в течение квартала или двух, цен на базовые продукты. Да, вполне вероятно, какая-то часть нынешних нуворишей, привыкших к баснословным прибылям, не захочет честной конкуренции, отойдёт от дел. Но большинство останется, поскольку вложения в производство товаров первой необходимости в торговлю ими, наиболее быстро окупаются и приносят стабильный доход.

     Подобную практику обеспечения реальной конкуренции можно и нужно было бы распространить и на фармацевтику, аптечную сеть, где цены вот уже который год даже на простейшие, но эффективные и потому востребованные покупателями лекарства растут, как юный князь Гвидон, из «Сказки о царе Салтане», уже «не по дням, а по часам».

     А если ко всему этому добавить разумное госрегулирование производства и поставок потребителям электроэнергии, газа, бензина, дизтоплива, постоянное и неуклонное повышение цен на которые независимо от мировой конъюктуры у нас оказывает свою «медвежью услугу» конечной стоимости всего производимого и реализуемого в стране, то на цены можно было бы – и вполне возможно - надеть крепкую, надёжную «узду».

     И это лишь один вариант вполне возможных способов стабилизации цен в многогранной по своим направлениям внутренней экономической политике. Только действующая власть не хочет и не будет идти по этому пути.

      Во-первых, даже частичное возрождение госпредприятий и госторговли, уверенное госрегулирование производства и реализации базовых продуктов, товаров первой необходимости воспринимается ею как рецидив не раз охаянного за последние тридцать советского прошлого, которое только своим воспоминанием вызывает у некоторых высших руководителей страны аллергию, отторжение, если не сказать откровенную ненависть.

     Во-вторых, правительству нужно будет почти «с нуля» создавать систему госзакупок, оптовых баз хранения товаров, магазинов розничной торговли, набирать и расставлять кадры.  Это и хлопотно, да и затратно. А зачем, когда уже давно всё отдано-продано в частные руки?! Государству просто «не с руки» заботиться о такой «нестратегической» отрасли капиталистического хозяйства, у него и без этого много дел поважнее.

     В-третьих, потребуется больше внимания уделять развитию сельского хозяйства, обеспечению сохранности собираемых урожаев, их переработке. У нас сейчас даже элеваторов для сортировки и хранения зерна не хватает. Президент РФ с гордостью говорит о взрывном росте экспорта зерновых, о той солидной, внушающей оптимизм прибыли, которую он теперь стабильно приносит стране. Но экспортируется ведь чистое зерно, все «сливки» от его переработки достаются заграничным покупателям. В Российской Федерации необходимых для этого мощностей нет или крайне мало. И тут наши потери никто ещё не считал.

     Судя по беззубости действующей власти, уже не она диктует «правила игры» в производстве и реализации базовых продуктов, товаров первой необходимости, а алчные латифундисты, владельцы монстров-агрохолдингов и торговых сетевых спрутов ставят «шах и мат» бездарным игрокам-«любителям»  из правительственных министерств и ведомств. И какие бы шаги не предпринимали высшие чиновники, они так или иначе оказываются в положении цугцванга – однозначном ухудшении складывающейся ситуации.    Миллиардные вливания, которые пропадут как капля воды в куче песка, «заморозка» цен на те или иные товары на их фактическом пике, компромиссные договорённости с бесстыдными мультимиллионерами – только подтверждают бессилие нынешней российской власти и дают лишь временную отсрочку перед предстоящими в сентябре выборами в Государственную Думу. «Наверху» не скрывают даже, что поставлена задача на этих выборах обеспечить конституционное большинство депутатов - членов «Единой России» и их единомышленников. А добиться такого результата без «популистских» решений в интересах избирателей, без почтительного заигрывания с владельцами «денежных мешков», только административным ресурсом и использованием уже опробованных способов подтасовки не надёжно, проблематично и не гарантирует успех.

     После выборов же всё вернётся «на круги своя»: цены снова, если стремительно не поскачут, как необъезженные скакуны в диком поле, то неуклонно поползут к новым, манящим богачей-барышников и спекулянтов своей сладостью вершинам; рубль, обесценившийся за минувшие после его деноминации  27 лет в 74 раза, продолжит своё падение и снижение покупательной способности; российские бизнесмены, беззастенчиво наживающиеся на производстве и продаже продовольствия, медикаментов, товаров первой необходимости, будут стараться «заработать» как можно больше, чтобы конвертировать ненадёжный рубль в более стойкие мировые валюты, выводя свой «навар» в офшоры, закупая так необходимую им заграничную недвижимость, яхты, самолёты и прочие ценности.

     Так что при нынешней социально-экономической политике государства цены просто не позволят надеть на себя крепкую узду. Точнее, не позволят это сделать те, кто эти цены в стране накручивает и диктует. И пусть такая политика продолжает год за годом ухудшать бедственное положение миллионов и миллионов российских граждан, противоречит интересам большинства народа, то кому в действующей власти реально интересно мнение этого большинства, кому есть дело до его нужд, забот и чаяний?! Причём, не показное, не компанейское, не как какое-то «минутное» озарение, как у известного царя-батюшки из сказки Л. Филатова про Федота-стрельца, удалого молодца:

                   «Утром мажу бутерброд –

                    Сразу мысль: а как народ?

                   И икра не лезет в горло,

                   И компот не льётся в рот!»

Иначе было бы совсем по-другому. И не только с перманентно растущими ценами на продукты питания, лекарства, энергоносители, услуги ЖКХ, но и с существенно отстающими от них заработными платами, пенсиями, ветеранскими и детскими пособиями.

 

                                                                                                              Виктор АБРАМОВ,

                                                                                                            ветеран труда РФ