Александр Ханцевич рассказал о 68-м отдельном речном гидроавиаотряде
В Хабаровске первая воинская морская авиационная часть на Дальнем Востоке – 68-й отдельный речной гидроавиаотряд – появилась в составе Амурской военной флотилии в 1928 году... ПО ИНИЦИАТИВЕ ЛУХТА С 1 октября 1928 года на гидроаэродроме Красная Речка (Хабаровск, Осиповский затон) Эдуард Мартынович Лухт сформировал 68-й отдельный речной гидроавиаотряд . . . (ОРЕЧГАО, в/ч 69034, Хабаровск-18) на самолетах МР-1 и командовал им – это была первая морская авиационная часть ВВС ОДВА. Отряд вошел в состав Дальневосточной военной флотилии (в 1931 году переименована в Амурскую Краснознаменную военную флотилию). По инициативе Лухта (о нем мы писали в «ПВ» No13) канонерскую лодку – бывший монитор «Вихрь» – переоборудовали (по проекту инженера мастерских Амурской флотилии А.И. Колессо) в несамоходную плавбазу гидроавиации (ПБНГ, авиаматка, «мамка») «Амур». С палубы сняли надстройку, а на ее месте соорудили мастерскую-ангар (вместимость – четыре армейских самолета-разведчика Р-1 на поплавках). Тогда над Хабаровском затарахтели поплавковые МР-1 – советские, усовершенствованные под свои реалии, копии английских бипланов de Havilland DH.9. В 1929 году отряд принял участие в конфликте на КВЖД, в котором успешно действовал в составе уже Дальневосточной авиагруппы Особой Дальневосточной армии (впрочем, противодействия в воздухе китайцы не оказали). 22 декабря 1929 года в Хабаровске состоялось подписание соглашения между СССР и Китаем, предусматривавшего восстановление на КВЖД прежнего положения. После этого советские войска были выведены из Маньчжурии, а 68-й гидроотряд стал основой для формирования авиации Амурской речной флотилии. НАША СОСНА ПОДОШЛА Самолет МР-1 68-го отдельного гидроавиаотряда Краснознаменной Амурской флотилии – это морская модификация первого советского самолета-разведчика Р-1. С самолета Р-1 выросла авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 года Р-1 являлся самым массовым самолетом, выпускаемым в СССР, несмотря на свои заурядные данные. Строился в Таганроге, на Авиационном заводе No31, до 1931 года. Было построено более тысячи самолетов. Р-1 «разведчик-первый» – первый советский массовый самолет конструкции Н.Н. Поликарпова, созданный на основе британского легкого бомбардировщика и разведчика de Havilland DH.9A образца 1916 года. Идея разработки новой машины на основе DH.9A возникла по инициативе конструкторского отдела ГАЗ No1, начальником которого был Н.Н. Поликарпов. Необходимость доработки DH.9A приведена в следующем пояснении Поликарпова к проекту: «Самолет создан в спешке военного времени, имеет многочисленные конструктивные недостатки, строился из английских материалов и не подходит для постройки на русских заводах». Под «английскими материалами» прежде всего понимался спрус – американская приморская ель, отличавшаяся наилучшими показателями прочности и отсутствием сучков. Несмотря на все достоинства этой древесины, импортировать ее в Россию представлялось нецелесообразным. Поэтому конструкцию Р-1 пересчитали под сибирскую сосну. В процессе пересмотра и перерасчета конструкции самолета были перепроектированы фюзеляж, коробка крыльев, узлы крепления нижних крыльев, пол в кабине, моторама. Изменен профиль крыла. Технология производства была изменена под возможности ГАЗ No1. В целом новый самолет, сохраняя общие очертания DH.9A, имел на 30% меньше деталей и на 30–35% меньшую трудоемкость изготовления. Получился самолет по аэродинамической схеме «биплан», деревянный, с неубираемым шасси. Масса самолета стала на 20 кг меньше массы исходного DН.9А, а полезная нагрузка возросла на 90 кг. В августе – сентябре 1925 года пара самолетов Р-1, пилотируемых М.М. Громовым и М.А. Волковойновым, совершили перелет Москва – Пекин – Токио. Первые серийные советские моторы М-5 Обуховского завода в Ленинграде, скопированные с американских авиадвигателей Liberty L-12, отработали свой ресурс без сучка и задоринки. По политическим соображениям в прессе того времени был освещен только перелет Москва – Пекин. Р-1 использовался более 10 лет для разведки и корректировки огня артиллерии, в качестве легкого бомбардировщика и штурмовика, для подготовки гражданских и военных летчиков, морского патрулирования, связи, буксировки мишеней, доставки почты, а также в экспериментальных целях. С середины 1920-х годов стал поставляться в Персию, Афганистан, Монголию. С 1923 по 1932 год самолеты Р-1 различных модификаций неоднократно участвовали в боевых действиях: – в 1923 году – гражданская война в Афганистане. Самолеты пилотировались советскими летчиками; – в 1925 году – гражданская война в Китае. Закупленные в СССР самолеты использовались Гоминьданом. Самолеты пилотировались советскими летчиками; – в 1925 году – Персия. Закупленные в СССР самолеты использовались персидским правительством Реза-шаха против национально-освободительного движения в Иранском Азербайджане, а позднее – при подавлении восстаний курдских, луристанских и прочих племен; – в 1925 году – операция по усмирению антисоветского восстания в Чечено-Ингушской АО; – в 1928 году – гражданская война в Афганистане. Самолеты, закупленные в начале 1920-х годов, использовались афганскими пилотами; – в 1929 году – конфликт на КВЖД. Использовался советской стороной в составе 68-го отдельного гидроавиаотряда Амурской военной флотилии в качестве бомбардировщика, штурмовика, разведчика, связного; – в 1932 году – использовался в подавлении Хубсугульского восстания 1929–1932 годов в Западной Монголии советскими и монгольскими ВВС. НАШИ САМОЛЕТЫ Дальневосточная авиагруппа состояла из 40-й авиаэскадрильи им. Ленина, прибывшей осенью 1929 года по железной дороге из Липецка, и 68-го гидроотряда, приписанного к Дальневосточной (Амурской) военной флотилии (ДВВФ). Эскадрилья насчитывала, по разным данным, от 13 до 19 самолетов Р-1. Командовал ею военлет Карклин. Самолеты несли на обоих бортах характерные знаки отличия – большие белые стрелы. Кроме того, на машинах 2-го отряда эскадрильи были нарисованы ордена Красного Знамени. Что касается 68-го гидроотряда, вошедшего в ДВВФ еще в 1927 году, то на его вооружении находилось восемь самолетов МР-1 (в некоторых источниках упоминается 14 машин, но, скорее всего, это только штатная численность). Отряд действовал при поддержке несамоходной авиаматки «Амур» (бывший монитор «Вихрь»), которая могла одновременно брать на борт четыре самолета. Командовал отрядом Э.М. Лухт.
Газета «Приамурские ведомости», No21 (8308), 6–12 июня 2022г. |
Комментарии
Продолжение
Есть интересные фото из личного альбома участника конфликта 1929 года проходившего службу в 68 отряде по командованием Д.Э. Лухта